Биография Ивана Крылова
Иван Андреевич Крылов – русский писатель, журналист, член Российской академии (1811), академик Петербургской АН (1841) – родился 2 (13) февраля в 1768 году (по другим данным 1766 или 1769) в Москве.
Сын армейского офицера, выслужившего потомственное дворянство. Когда Иван был маленьким, их семейство находилось в постоянных разъездах. Крыловы жили в Твери, на Урале, были хорошо знакомы с нуждой, особенно после того, как в
В 1778 году Крылов, не получив регулярного образования (грамоте его научил отец, мальчик получал уроки у домашних учителей соседской обеспеченной семьи), поступил на службу в Тверской магистрат. В 1782 году писатель приехал в Санкт-Петербург, служил канцеляристом в Казённой палате (1783-1787) и Горной экспедиции (1787-1788).
Дебютировал как драматург. Первое известное сочинение Крылова – комическая опера «Кофейница» (1783; опубл. в 1869), высмеивающая суеверия (гадания на кофейной гуще) и грубые нравы провинциальных помещиков. Трагедия «Филомела», комическая опера «Бешеная семья» (обе 1786), прозаичные комедии о нравах в литературной среде «Сочинитель в прихожей» (1786) и «Проказники» (кон. 1787 или нач. 1788) опубликованы в издании «Российский Феатр…» (1793-1794), однако не были поставлены на сцене.
С января по август 1789 года Крылов издавал сатирический журнал «Почта духов, или Ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами», иногда рассматриваемый как цельный сатирический нравоописательный роман (все 48 писем, 23 из которых – переводы из романов Ж.Б. де Бауйе, маркиза Аржанса, объединены несколькими сквозными сюжетными линиями). Не чуждаясь злободневных политический намеков и сатиры на «лица», Крылов в «Почте духов…» вывел представителей разных социальных групп и профессий, сделав главным объектом своей сатиры неразумное и неправедное устройство современного общества.
В конце 1791 года И.А. Крылов с И.А. Дмитревским, П.А. Плавильщиковым и А.И. Клушиным основали типографскую компанию на паях «Крылов с товарищи», вскоре занявшуюся выпуском журналов «Зритель» (1792) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793). В них печатались стихотворения, сатирические «похвальные речи», статьи и повести Крылова (наиболее значительна повесть «Каиб» (1792), в которой пародируются литературные штампы классицизма и сентиментализма, а также ставятся под сомнение идеалы Просвещения). Вскоре из-за осложнившейся политической ситуации и материальных затруднений Крылов оставил издательскую деятельность.
В 1794-1795 гг. жил в Москве, в 1797-1801 гг. в имениях князя С.Ф. Голицына (с. Зубриловка Саратовской губернии, с. Казацкое в Украине) на положении секретаря и учителя его детей; написал для «домашней» сцены «шуто-трагедию» «Подщипа, или Триумф» (1800), в которой высмеяны одновременно идеология петровской государственности и патриархальные нравы русской старины (пьеса распространялась в списках; впервые опубликована в Берлине в 1859 году, в России – в 1871). Одноактная комедия «Пирог» (1800 или 1801, опубл. в 1869) стала первой пьесой Крылова, которая была поставлена на профессиональной сцене (Санкт-Петербург, 1802; Москва, 1804). Большой успех Крылову принесла сказочная комическая опера «Илья-богатырь» (пост. 1806, муз. К.А. Кавоса; опубл. в 1807), а также прозаичные комедии «Модная лавка» (пост. 1806, опубл. 1807), и «Урок дочкам» (пост. и опубл. в 1807 году), высмеивающие галломанию, идеализм и практичную беспомощность русских дворян, над которыми торжествуют слуги со своим «плебейским» здравым смыслом. В 1806 году Крылов окончательно поселился в Санкт-Петербурге, сблизился с А.Н. Олениным; состоял на службе в Монетном дворе (1808-1810), а с января 1812 года – в Публичной библиотеке. С 1841 года Крылов – в отставке.
Славу И.А. Крылову принесли его басни. Первые опыты Крылова в этом жанре относятся к 1788 году (не вошли ни в один из прижизненных сборников), но всерьез к басням он обратился только в 1805 году, соревнуясь с И.И. Дмитриевым. В 1808 году в журнале «Драматический вестник» опубликована большая подборка басен Крылова, а в 1809 году вышло первое отдельное издание. С этого времени Крылов писал исключительно басни. Последующие издания, пополняемые новыми баснями, выходили в 1811, 1815, 1816, 1819, 1825 и 1830 годах. Итоговое, ставшее каноническим, собрание в 9 книгах (197 басен) Крылов выпустил в 1843 году.
Басни Крылова – итог и вершина развития этого жанра в русской литературе. «Низкий», простонародный слог, прежде служивший средством достижения комического эффекта, у Крылова стал естественной формой выражения «народной мудрости», с которой, как правило, солидаризируется и сам автор. Как и в баснях И.И. Дмитриева, у Крылова всегда ощутимо присутствие рассказчика, ироничного и уклончивого, избегающего прямолинейной дидактики; однако это уже не просто умный скептик, а именно русский человек с присущими ему «веселым лукавством ума, насмешливостью и живописным способом выражаться» (А.С. Пушкин «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен Крылова», 1824). Книжная мораль, высокие идеалы разума, связанные с традицией Просвещения, не выдерживают у Крылова столкновения с повседневной реальностью и посрамляются элементарной житейской мудростью, основанной на печальном опыте многих поколений. Характерная особенность басен Крылова – наличие второго смыслового плана, ставящего под сомнение прямо высказанное нравоучение; доминирование поэтического начала над дидактическим обусловило широкую популярность басен Крылова, сделав их достоянием как детской, так и «взрослой» литературы.
В 1838 году состоялось торжественное чествование Крылова; в приветственном стихе П.А. Вяземского («Песнь в день юбилея И.А. Крылова») впервые прозвучало словосочетание «дедушка Крылов».
В
Произведения
Критика