История из стеклянного шара
Свои восемь женщин он еще в титрах ярко и изящно сравнивает с цветами. В конце концов и актрисы, как каждая сама собой, так и в ролях, заставляют аудиторию, по словам Франсуа Озона, думать о том, что жестокость и ужас могут быть даже насыщенными, многозначительными и странными. Берлинский кинофестиваль 2002 наградил «Серебряным медведем» ансамбль актрис «8-ми женщин» за особый вклад в искусство. Партнершами в работе над фильмом стали как хорошо известные Катрин Денев в роли Габи, Эммануэль Беар - горничная, Даниель Дарье - бабушка, так и молодые, чей творческий потенциал, однако, уже больше двух десятков фильмов: Людивин Санье - Катрин, Виржини Ледуайен - Сюзон и др.
Семейная встреча в рождественские дни, которая обещала радость и приятное времяпрепровождение, омрачается трагическим обстоятельством - убийством главы семейства. Заметенные снегом дороги изолируют женщин в особняке, где произошло преступление. Поскольку полиция приехать не может, начинается местное детективное расследование, целью которого является поиск убийцы, прежде всего раскрывает множество самых неожиданных тайн, иногда и не связанных с преступлением. Женщины - существа волшебные и непредсказуемые, отсюда модернизированные семейные проблемы между восемью героинями, по крайней мере к этому стремился режиссер.
Жанр музыкального детектива не только несет классические черты crime-фильма с интригой, но и подчеркивает особое значение музыки, танца и песни в фильме (музыка Кришна Леви). Каждая героиня исполняет свою песню, которая позволяет поднять завесу внутренней жизни, как монолог - подвижный и комический. Все песни были написаны в стиле 50-х годов, что способствует идентификации того времени, в котором происходят события. Музыкальные эпизоды органично вплетаются в канву сюжета и похожи на соло-номера камерной концертной программы.
Юмор в фильме, несмотря на смерть, интригу, семейные проблемы и деликатные тайны, занимает существенное место: не только развлекает, но и снимает напряжение у самих героинь.
Операторская работа Жанна Лапуари отличается особой красотой, смысловым наполнением и целесообразностью, напоминая фильм «Унесенные ветром». Французская лента заметно отличается от современной кинопродукции. Это как подвижная картина или, наоборот, мимолетные кадры пытаются замереть для фокусируемого наслаждения. Ничего малозначительного, совсем как в выражении о совершенстве: «это не тогда, когда нечего добавить, а когда нечего отнять»
Яркие цвета и светотеневая игра тоже характерная черта фильма. Они как нельзя лучше подтверждают идею женского очарования и наибольшую роль играют в музыкальных эпизодах, превращая их в мини-шоу.
И еще одно. Атмосфера фильма производит впечатление сказочности, загадочности, очарованности. Замкнутый мир существования - особняк как замок, прекрасный интерьер, красивые женщины, зима, рождественские праздники, снег. Фильм - как интересная сказка, в которую попало немного зла. В конце концов, в сказках оно бывает. И недоказанность вины героинь делает атмосферу еще загадочнее, ведь маловероятно, что прекрасное порождает зло. Однако дуализм красоты говорит сам за себя: она же вызвала немало страданий и бедствий, а реальная смерть отца много не весит - с этой мыслью в течение дня уже успели смириться. Женщины продолжают жить в своем кругу, хорошо зная все друг о друге, и поскольку исчезли обвинения, трагедия угасает, жизнь налаживается, а рождественский снег продолжает засыпать поселок. И чем не история, увиденная в стеклянном шаре, в то время, когда сказочное имеет тенденцию оживать?
Валентина Погорилец
© md-eksperiment.org