Кнут Гамсун. Любовь к природе и природа любви
Норвежского писателя Кнута Гамсуна представлять просвещенному читателю не надо. Лауреат Нобелевской премии в 1920 году (за роман "Плоды земли") хорошо известен нашей публике и даже изучается в школьной программе.
В этой статье поговорим о романах "Мистерии", "Пан" и "Виктория". Все они, каждый по-своему, раскрывают сочетание двух тем: любовь и природа. Для конца XIX века, когда были написаны эти произведения, тема противопоставления научно-технического прогресса и "естественной" жизни является чрезвычайно актуальной. Ее разрабатывает и Гамсун, и писатель не ограничивается отрицанием цивилизации в духе Руссо и последователей (хотя в более позднем своем творчестве, в частности в романе "Последний раздел" тема неприятия современной "механистической" цивилизации, сдобренная сознательной "антиинтеллектуальностью", артикулирована на порядок ярче) . И для темы любви природа здесь не просто создает фон, как это можно увидеть, скажем, в ранней пасторальной литературе. Герои Гамсуна, предоставляя подавляющее преимущество природе, все же демонизируют ее, и она "отвечает им взаимностью", время от времени будто вмешиваясь в круговорот обычной человеческой жизни, даря незабываемый (в буквальном смысле слова) мистический опыт. В сочетании с опытом страстной любви, которую героям не удается контролировать, получается изумительный коктейль из эмоций, которые Гамсун очень подробно описывает (впрочем, умышленно не мотивируя). Особенно это характерно для первых двух романов, "Мистерии" и "Пан". В обоих, между прочим, главные герои появляются как бы ниоткуда, нарушая тишину и покой маленьких городков, принося с собой хаос, смерть и несчастье.
И если уж речь заходит о любви, то она у Гамсуна также разрушительна, она раскрывается во взаимном противостоянии двух людей, плюс в их сопротивлении внешним обстоятельствам. Здесь каждая мелочь воспринимается как осложнение, каждая деталь имеет значение, и все, что может и не может трактоваться как оскорбление, именно так и трактуется. Для Гамсуновских влюбленных традиционная этика заполняется новым неординарным содержанием - героям присуща чисто животная жестокость. Более того, жестокость, привнесенная "извне" заезжими персонажами, неожиданно для читателя порождает жестокость внутри обычных, якобы спокойных провинциалов. Здесь много дала бы психоаналитическая или простая психиатрическая разведка, однако такой анализ только убил бы удовольствие от наблюдения интересной любовной игры. Будем кратки: для тех, кому надоели штампованные любовные истории, Гамсун - именно то, что надо.
Анна Гриценко
© md-eksperiment.org