Я этим временем живу

Я этим временем живу

Л. Гагауз

Трудные испытания выпадают на долю героев этих книг. Повести и рассказы охватывают большой период жизни: с 30-х годов до сегодняшних дней. В годы войны и трудное послевоенное время проявляются и испытываются характеры героев: нравственное превосходство над врагом, патриотизм, верность идее.

Литературный путь С. Баруздина наметился еще в довоенные годы, когда десятилетним мальчиком в 1936 году он пришел в литературную студию Московского городского Дома пионеров по направлению Надежды Константиновны Крупской, бывшей в те годы заместителем наркома просвещения. Ознакомившись в редакции «Пионерской правды» со стихами и рисунками московского школьника, юнкора Сережи Баруздина и почувствовав в нем литературное дарование, Надежда Константиновна вызвала к себе в наркомат юного стихотворца, побеседовала с ним и передала ему записку следующего содержания для директора Дома пионеров: «Направляю Вам талантливого мальчика Сережу... Прошу определить его в литературный кружок... Н. Крупская». Минуло два года, и стихи Сережи Баруздина появились на страницах «Пионера», «Дружных ребят», «Пионерской правды», стали звучать по радио... Много лет спустя, будучи уже известным писателем, Баруздин вспоминал: «Как много дали эти недолгие предвоенные годы занятий в студии, встречи с такими людьми, как Крупская, Чкалов, папанинцы, генерал Карбышев, общение с писателями Арк. Гайдаром, С. Маршаком, С. Михалковым, Л. Кассилем».

Детство, отрочество Баруздина и его сверстников внезапно оборвала война. В 1941 году С. Баруздину было четырнадцать. В первые дни войны мальчик идет работать катошником в типографию «Московского рабочего», туда, где слово обретает реальную плоть, где пахнет типографской краской и свежо выпущенными газетами... «А попутно, — вспоминает писатель, — рыли траншеи на Чистопрудном бульваре, дежурили по ночам на московских крышах, тушили немецкие зажигалки...» Из многих наград Родины, полученных писателем в разные годы жизни, самой дорогой, по его признанию, является медаль военных лет «За оборону Москвы».

В пятнадцатилетием возрасте, прибавив себе годы, Баруздин оказался рядовым артиллерийской разведки. «Если говорить о войне, — вспоминает писатель, — то, конечно, она сформировала меня как человека и как литератора. И она остается и всегда останется моей главной темой и в книжках для самых маленьких, и для взрослых — вчерашних мальчишек и девчонок...» Не стихает в сердце, в душе писателя эхо войны, отзываясь в строках его прозы и стихов:

Не было И горше нет войны,
Той, что завершилась В сорок пятом.
Слышишь ты ее? И мне слышны,
Тридцать лет слышны Ее раскаты.
Воспоминанья о войне,
Нет, это вовсе не по мне.
Я этим временем живу,
Живу во сне и наяву.

Однако чем объяснить, что первый этап творчества Баруздина-художника связан со становлением его как детского писателя? Почему он, начинающий в те годы литератор, жизнь которого была опалена войной, в своих стихах и прозе обратился к детям? Сам писатель объясняет это тем, что душа солдата, совсем юного (войну Баруздин закончил в девятнадцатилетнем возрасте), устала от войны, от ратного солдатского труда и потянулась к живой, теплой, мирной жизни, населенной детьми, птицами, зверями...

Сергея Баруздина — детского писателя — мы узнали в конце 50-х годов, когда он создал цикл детских книг «Большая Светлана» («Про Светлану», «Светлана-пионерка», «Светлана — наша Сейдеш»), В этих трех книгах Баруздин зорким взглядом художника проследил жизнь человека до того момента, когда, обретя профессию, он выходит на самостоятельную жизненную стезю.

Баруздин своим словом умеет объяснить ребенку, что такое любовь к земле, к Родине, к человеку, к зверям, к птицам — ко всему живому и умеет внушить, что без этой любви ему не прожить. Не случайно одна из статей-исследований о творчестве Баруздина называется «Мастерская доброты».

Кто из читателей — уже не одного поколения — не знакомился в детские годы с замечательным баруздинским зоопарком «Рассказы о животных», в которых проступает все та же «лелеющая душу гуманность» к ежикам и лошадям, перепелкам и верблюдам, полосатым якам и белкам... Так же как и цикл рассказов о двух слонах Рави и Шаши, подаренных детям Джавархарлалом Неру, давно вошедших в классику детской анималистики. Очень важны для воспитания наших детей три публицистические книги Баруздина, ныне выходящие в Детгизе вторым изданием, — «Страна, где ты живешь», «Страна Комсомолия», «Шел по улице солдат».

Сергей Баруздин вспоминает, что первую свою книгу — роман о войне «Повторение пройденного», о пережитом за четыре военных года, о необычайно раннем взрослении своих сверстников — он замыслил тотчас же после Победы. Но книга вызревала долго, трудно и писалась на протяжении десяти лет. Дело не шло, пока автор не попытался изложить события не от третьего лица, как это было первоначально, а от первого, наполнив сюжетную канву восприятием и переживаниями юного бойца. И строки заговорили... «Повторение пройденного» определило и дальнейшее своеобразие Баруздина — военного писателя: слияние личного опыта с документальным началом, которые в своем единстве рождают представление о народном героико-патриотическом характере, закаляющемся в огне войны. Последующие произведения С. Баруздина, из которых наиболее значительными стали «Повести о женщинах», выдержавшие не одно издание, книга «Само собой», удостоенная Государственной премии РСФСР, сборники повестей и рассказов «А память все зовет...», «Тишина над полем», «Пора листопада», стихотворные сборники разных лет, проникнутые чувством исповедальной искренности, составляют художественное полотно о Великой Отечественной войне.

Писатель, духовной сердцевиной творчества которого всегда оставалась тема личной причастности народному подвигу, С. Баруздин и в новых своих вещах проецирует характеры тех, кто воевал, на нашу современность, на наши дни, в гуще которых мы живем, тем самым соединяя единым, цельным характером разные исторические грани изображаемого. Человеческая ценность и обаяние его героев, наших современников, которых мы узнаем по многим присутствующим в их характерах приметам времени, будь то художник Алексей Горсков из повести «Само собой» или скромная служащая Елизавета Павловна из одноименной повести, определяются тем нравственным потенциалом, который сформировала в них война. В повести «Пора листопада» писатель попытался ретроспективно, через образы партизан и сельских жителей окрестных деревень, воссоздать грозное время Великой Отечественной, потребовавшее от каждого человека максимума физической и духовной отдачи.

«Жизнь дается не без счета, а по дням и по часам. Птицу судят по полету, человека — по делам», — как-то сказал писатель, и эти строчки особенно примечательны в канун 60-летия со дня рождения С. Баруздина. Четыре фронтовых года, ставших своего рода университетом для писателя, дали ему духовную закалку на всю жизнь.

Каждый писатель талантлив своими героями. Герой С. Баруздина — это одухотворенное им наше время, обращенное к читателю самыми разными гранями, работающее на наш завтрашний день. Смысл своих творческих усилий писатель формулирует в таких словах: «Нести людям добро и правду, без устали напоминать им, сколько чудес таит в себе детство и как ужасна война, как прекрасны дела людей и как важно ценить каждый миг нашей жизни!.. Это, думается мне, и детям важно знать, и взрослым помнить...»

Л-ра: Молодая гвардия. – 1986. – № 7. – С. 284-287.

Биография

Произведения

Критика


Читати також