Биография Сомерсета Моэма

Биография Сомерсета Моэма

Сомерсет Моэм – британский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, агент британской разведки – родился 25 января 1874 года в Париже, в семье юриста британского посольства во Франции Роберта Ормонда Моэма.

Родители специально подготовили роды на территории посольства, чтобы ребёнок имел законные основания говорить, что родился на территории Великобритании: ожидалось принятие закона, по которому все дети, родившиеся на французской территории, автоматически становились французскими гражданами и, таким образом, по достижении совершеннолетия подлежали отправке на фронт в случае войны. Его дед, Роберт Моэм, был в своё время известным адвокатом, одним из соорганизаторов Английского правового общества. И дед, и отец Уильяма Моэма предрекали ему судьбу адвоката. И хотя сам Уильям Моэм не стал адвокатом, его старший брат Фредерик, впоследствии Виконт Моэм, был доволен юридической карьерой и служил в должности лорда-канцлера (1938-1939).

В детстве Моэм говорил только по-французски, английский освоил лишь после того как в 10 лет осиротел (мать умерла от чахотки в феврале 1882 года, отец умер от рака желудка в июне 1884 года) и был отослан к родственникам в английский город Уитстабл в графстве Кент, в шести милях от Кентербери. По приезде в Англию Моэм начал заикаться — это сохранилось на всю жизнь.

Так как Уильям воспитывался в семье Генри Моэма, викария в Уитстебле, он начал учёбу в Королевской школе в Кентербери. Затем изучал литературу и философию в Гейдельбергском университете. В Гейдельберге Моэм написал своё первое сочинение — биографию композитора Мейербера. Когда оно было отвергнуто издателем, Моэм сжёг рукопись.

В 1892 Моэм поступил в медицинскую школу при больнице св. Фомы в Лондоне — этот опыт нашёл отражение в его первом романе «Лиза из Ламбета» (1897). Первый успех на поприще литературы Моэму принесла пьеса «Леди Фредерик» (1907).

Во время Первой мировой войны сотрудничал с МИ-5, в качестве агента британской разведки был послан в Россию с целью не дать ей выйти из войны. Прибыл туда на пароходе из США, во Владивосток. Находился в Петрограде с августа по ноябрь 1917, неоднократно встречался с Александром Керенским, Борисом Савинковым и другими политическими деятелями. После провала своей миссии в связи с Октябрьской революцией покинул Россию через Швецию.

Работа разведчика нашла отражение в сборнике из 14 новелл «Эшенден, или Британский агент» (1928).

После войны Моэм продолжил успешную карьеру драматурга, написав пьесы «Круг» (1921), «Шеппи» (1933). Успехом пользовались и романы Моэма — «Бремя страстей человеческих» (1915) — практически автобиографический роман, «Луна и грош» (1919), «Пироги и пиво» (1930), «Театр» (1937), «Остриё бритвы» (1944).

В июле 1919 Моэм в погоне за новыми впечатлениями отправился в Китай, а позднее в Малайзию, — что дало ему материал для двух сборников рассказов.

Вилла в Кап-Ферра на Французской Ривьере была куплена Моэмом в 1928 и стала одним из великих литературных и социальных салонов и домом писателя на всю оставшуюся жизнь. У писателя иногда гостили Уинстон Черчилль, Герберт Уэллс, изредка здесь были и советские писатели. Его творчество продолжало пополняться пьесами, рассказами, романами, очерками и путевыми книгами. К 1940 Сомерсет Моэм уже стал одним из самых известных и богатых писателей в Великобритании. Моэм всегда ставил письменный стол напротив глухой стены, чтобы ничто не отвлекало от работы. Работал он три-четыре часа по утрам, выполняя назначенную самому себе норму в 1000-1500 слов.

В 1944 вышел роман Моэма «Остриё бритвы». Большую часть Второй мировой войны Моэм, которому уже было за шестьдесят, находился в США — сначала в Голливуде, где много работал над сценариями, внося в них поправки, а позже — на Юге.

В 1947 писатель утвердил «Премию Сомерсета Моэма», которая присуждалась лучшим английским писателям в возрасте до тридцати пяти лет.

Моэм отказался от путешествий, когда почувствовал, что они больше ничего не могут ему дать. После 1948 Моэм оставил драматургию и художественную прозу, писал эссе, по преимуществу, на литературные темы.

Последняя прижизненная публикация творчества Моэма, автобиографические заметки «Взгляд в прошлое», печаталась осенью 1962 на страницах лондонской «Санди экспресс».

Сомерсет Моэм умер 15 декабря 1965 года на 92-м году жизни во французском городке Сен-Жан-Кап-Ферра, близ Ниццы, от пневмонии. Могилы как таковой у писателя нет, поскольку его прах был развеян под стеной Библиотеки Моэма, при Королевской школе в Кентербери.

Некоторые произведения Моэма:

Романы:
«Лиза из Ламбета» (Liza of Lambeth, 1897)
«Сотворение святого» (The Making of a Saint, 1898)
«Герой» (The Hero, 1901)
«Миссис Крэддок» (Mrs Craddock, 1902)
«Карусель» (The Merry-go-round, 1904)
«Фартук епископа» (The Bishop’s Apron, 1906)
«Покоритель Африки» (The Explorer, 1908)
«Маг» (The Magician, 1908)
«Бремя страстей человеческих» (Of Human Bondage, 1915)
«Луна и грош» (The Moon and Sixpence, 1919,)
«Узорный покров» (The Painted Veil, 1925)
«Пироги и пиво, или Скелет в шкафу»/«Сплошные прелести» (Cakes and Ale: or, the Skeleton in the Cupboard, 1930)
«Малый уголок» (The Narrow Corner, 1932)
«Театр» (Theatre, 1937)
«Рождественские каникулы», (Christmas Holiday, 1939)
«Вилла на холме» (Up at the Villa, 1941)
«За час до рассвета» (The Hour Before Dawn, 1942)
«Острие бритвы» (The Razor’s Edge, 1944)
«Тогда и теперь. Роман о Никколо Макиавелли» (Then and Now, 1946)
«Каталина» (Catalina, 1948)

Сборникирассказов:
«Ориентиры» (Orientations, 1899)
«Трепет листа» (The Trembling of a Leaf, 1921)
«Казуарина» (The Casuarina Tree, 1926)
«Эшенден, или Британский агент» (Ashenden, or the British Agent, 1928)
«Шесть рассказов, написанных от первого лица» (First Person Singular, 1931)
«А Кинг: Шесть рассказов» (Ah King, 1933)
«Космополиты» (Cosmopolitans — Very Short Stories, 1936)
«По тому же рецепту» (The Mixture As Before, 1940)
«Игрушки судьбы» (Creatures of Circumstance, 1947)

Пьесы:
«Человек чести» (A Man of Honour, пост. 23.02.1903 - Лондон)
«Леди Фредерик» (Lady Frederick, пост. 26.12.1907 - Лондон)
«Джек Строу» (Jack Straw, пост. 26.03.1908 - Лондон, театр «Водевиль»)
«Миссис Дот» (пост. 27.04.1908 - Лондон)
«Пенелопа» (пост. 09.01.1909 - Лондон)
«Смит» (Smith, пост. 30.09.1909 - Лондон)
«Грейс»
«Десятый человек» (The Tenth Man, пост. февр. 1910 - Лондон, театр «Глобус»)
«Дворянство» (Landed Gentry, 1910)
«Недосягаемая» (The Unattainable, 1911)
«Хлеба и рыбы» (Loaves and Fishes, пост. 24.02.1911 - Лондон)
«Безукоризненный джентльмен» (пост. 1913 - Лондон, «Театр его величества»)
«Земля обетованная» (The Land of Promise, пост. 1913 — Нью-Йорк, пост. 26.02.1914 - Лондон)
«Кэролайн» (пост. февр. 1916 - Лондон)
«Our Betters» (1917)
«Любовь в коттедже» (пост. 26.01.1918 - Лондон, театр «Глобус»)
«Home and Beauty» (1919)
«Жена кесаря» (Caesar’s Wife, пост. 27.03.1919 - Лондон) (247 спектаклей)
«Неизвестный» (The Unknown, пост. 09.08.1920 - Лондон)
«Дом и красота» (пост. 30.08.1920 - Лондон) (235 спектаклей)
«Круг» (The Circle, пост. 03.03.1921 - Лондон, театр «Хеймаркет»)
«К востоку от Суэца» (East of Suez, пост.02.09.1922 - Лондон)
«Мисс Томпсон» (пост. 07.11.1922 - Нью-Йорк, «Бродвей»
Вышестоящие лица» (пост. 12.09.1923 - Лондон, театр «Глобус»)
«Верблюжий горб» (пост. 13.11.1923 - Нью-Йорк)
«Дождь» (пост. 12.05.1925 - Лондон) (150 спектаклей)
«Луна и грош» (пост. 04.09.1925 - Лондон)
«Верная жена» (The Constant Wife, пост. 01.11.1926 - Кливленд) (295 спектаклей)
«Записка» (The Letter, пост. 24.02.1927- Лондон) (338 спектаклей)
«Священное пламя» (The Sacred Flame, пост. 19.11.1928 - Нью-Йорк)
«Кормилец» (The Bread-Winner, пост. 30.09.1930 - Лондон, театр «Водевиль») (158 спектаклей)
«За заслуги» (For Services Rendered, пост 01.11.1932 - Лондон, театр «Глобус»)
«Шеппи» (пост. 14.09.1933 - Лондон)

Путевые заметки, книги о путешествиях:
Земля Пресвятой Богородицы: Очерки и впечатления в Андалусии (The Land of the Blessed Virgin: Sketches and Impressions in Andalusia, 1905)
«На китайской ширме» (On A Chinese Screen, 1922)
Джентльмен в гостиной (The Gentleman In The Parlour: A Record of a Journey From Rangoon to Haiphong, 1930)

Биография

Произведения

Критика



Читайте также