Биография Фёдора Тютчева
Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в с. Овстуг, ныне Брянская область. Принадлежал к старинному дворянскому роду.
В 1819-1821 гг. обучался на словесном отделении Московского университета. По окончании курса зачислен в Коллегию иностранных дел. Состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене (1822-1837 гг.) и Турине (1837-1839 гг.).
Формирование творческого метода Тютчева относится к концу 1820-х гг. – эпохе расцвета русского романтизма. Поэзия Тютчева с самого начала стоит несколько в стороне от этого движения. Начинает он со стихотворений, выдержанных в традициях, близких к державинской оде («На новый 1816 год», «Неверные преодоления пучины…»). Одновременно испытывает влияние поэтики Г. Гейне, которого тогда же переводит. Обходя пушкинскую линию развития литературы, лирика раннего Тютчева приближается к исканиям поэтов-любомудров (А.С. Хомяков, С.П. Шевырев), опирающихся на философию Ф. Шеллинга. Природа населена «мировой душой».
Уже в первый период творчества (1820-1830-е гг.) сложились основные черты лирики Тютчева. Важнейшей проблемой для Тютчева является проблема личности и взаимоотношения ее с миром. Реальный мир («мир таинственных духов»), его история и будущее непроницаемы для человека. Прошлое лишь призрак, настоящее неумолимо уходит и тоже становится призраком, отсюда вытекает осознание реальности как «утомительного сна» и полное бессилие понять ее. Осознание этого рождает еще одно определение мира – как «бездны» («Как океан объемлет шар земной…», «День и ночь»). Из этого противостояния человека и непознаваемой бездны может быть только два выхода. Первый – жить жизнью природы, которая существует только настоящим моментом, не знает «о горе и зле» («Как ни гнетет рука судьбины…»). Второй – «жить в себе самом», не пытаясь понять мир и быть понятым им, так как это принципиально невозможно.
Со стремлением осознать реальность лишь в один настоящий момент связано частое обращение Тютчева к переходным состояниям природы и, в частности, человека.
В 1840-е гг. Тютчев почти не печатает и не пишет стихов, в это время он выступает с политической публицистикой (работы «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос»), в которой он стоит на позициях, близких к славянофилам.
Начиная с 1850 г. возвращается к лирике. Этим же годом датируется его увлечение Е.А. Денисьевой, вызвавшее появление целого цикла посвященных ей стихов. В денисьевском цикле, как и во многих других стихах Тютчева, все описываемое локализовано во времени и пространстве, героиня стихов предельно конкретна. Основное внимание сосредоточено на ее переживаниях («Не говори: меня он, как и прежде, любит…», «Чему молилась ты с любовью…», «Она сидела на полу…»). Любовь понимается как рок, губительная страсть, «поединок роковой»; речь опять идет о некоем «избытке ощущений», разрешением для которого служит самоубийство, смерть. Любовь прекрасна, но она дает не блаженство, а напряженную, изнуряющую борьбу и друг против друга и против враждебной толпы. Кроме того, «ужасное обаяние» этой страсти связано с ее греховностью, с какой-то тягой к болезненному ее переживанию («Близнецы», «О, как убийство мы любим…», «Предопределение», «Я очи знал, - о, эти очи!..»). Переживания героев стихотворения часто сопоставляются с состоянием окружающего мира, природы, но без подчеркнутого параллелизма, как в ранних стихах. Благодаря всему этому денисьевский цикл объединяется в своеобразный роман, особенностями своей поэтики близкий к прозаическому роману своего времени.
Будучи близким по методу к философскому романтизму поэтов-любомудров, Тютчев превращает стилевой принцип двупланового восприятия мира в принцип композиции. Для Тютчева важно четко обозначить геометрические координаты мира, а заполняются построенные координаты предельно обобщенным содержанием. Тютчев описывает не конкретный пейзаж, а эмоции, вызванные им, настроение пейзажа, поэтому слово приобретает множество оттенков смысла, которые иногда становятся важнее основного словарного значения. Каждое стихотворение Тютчева описывает конкретное душевное состояние, поэтому для каждого стихотворения существует как бы свой лирический герой, и поэтический мир Тютчева объединяется не единым героем, но постоянными образами, идеями, проходящими через все творчество.
Тютчев умер 15 (27) июля 1873 года в Царском Селе, ныне г. Пушкин.