Биография Теннесси Уильямса

Биография Теннесси Уильямса

Томас Ланир Уильямс III – американский драматург и прозаик, лауреат Пулитцеровской премии – родился 26 марта 1911 года в Коламбусе (Миссисипи).

Среди его предков – англичане, валлийцы и гугеноты. Его дедушка по материнской линии, преподобный Уолтер Дэйкин, был священником местной епископальной церкви; бабушка, Роуз О. Дэйкин, была учителем музыки. Отец Томаса, Корнелиус Коффин (Си-Си) Уильямс, сильно пьющий разъездной торговец обувью, редко бывал дома. Мать, Эдвина (урожд. Дэйкин), являлась образцом «южной красавицы» со склонностью к снобизму, неврозам и истерии. Вскоре после рождения Томаса его деда направили в приход в Кларксдейле (Миссисипи); там, в доме приходского священника, прошло детство будущего писателя.

В детстве Уильямс переболел дифтерией, что едва не стоило ему жизни и на год фактически сделало его узником в собственном доме. Отчасти из-за болезни он был не таким крепким ребёнком, каким желал его видеть отец. Корнелиус, отпрыск крепкой семьи первопроходцев из восточного Теннесси (отсюда псевдоним Уильямса), обладал жёстким характером и склонностью пускать в ход кулаки. Он презирал своего сына за изнеженность, презирал жену, связанную несчастливым браком и почти целиком сосредоточившую внимание на слабом младшем сыне. Члены семьи Уильямса в дальнейшем не раз служили ему источником вдохновения.

Когда Уильямсу было 8 лет, его отец получил должность в головном офисе Международной обувной компании в Сент-Луисе (Миссури). Поскольку семья часто переезжала, мать постоянно занималась поисками подходящего жилья. Уильямс учился в школе «Солдан», на которую позже сослался в «Стеклянном зверинце», затем в Университетской школе. В 16 лет Уильямс удостоился третьей премии (пять долларов) за эссе «Может ли хорошая жена быть и приятелем?», опубликованное в журнале «The Smart Set». Год спустя в августовском номере журнала «Weird Tales» появился рассказ Уильямса «Месть Нитокрис», тогда же он в сопровождении деда впервые посетил Европу.

В 1929-1931 Уильямс учился в Миссурийском университете, где посещал курсы журналистики. Занятия казались ему скучными, к тому же его выбила из колеи безответная любовь к девушке. Тогда же Уильямс начал представлять на литературный конкурс свои стихи, эссе, рассказы и пьесы. Он стал первым первокурсником, удостоившимся почётного упоминания на конкурсе (за пьесу «Верное слово – красота», 1930)

После того как Уильямс провалил курс военной подготовки, отец забрал его из университета и устроил на фабрику Международной обувной компании. Хотя 21-летний Уильямс ненавидел монотонность, недовольство новой рутинной работой подвигло его писать ещё больше: он поставил себе цель писать по рассказу в неделю, работая по субботам и воскресеньям, часто до глубокой ночи.

Переутомлённый, несчастливый и не имевший никакого литературного успеха, в 24 года Уильямс, пережив нервный срыв, ушёл с работы. Воспоминания об этом периоде и черты характера одного из сослуживцев на фабрике легли в основу образа Стэнли Ковальского в «Трамвае „Желание“». В середине 1930-х усугублявшийся алкоголизм и оскорбительное поведение отца Уильямса вынудили Эдвину расстаться с ним, хотя они никогда не разводились.

В 1936 Уильямс поступил в Университет Вашингтона в Сент-Луисе, в 1938 перевёлся в Айовский университет, который и закончил со степенью «Бакалавр искусств». Затем он учился в театральной мастерской при Новой школе в Нью-Йорке. В 1939 взял псевдоним «Теннесси».

В своих произведениях Уильямс упоминает писателей, которыми восхищался в ранние годы и которые так или иначе оказали влияние на его творчество: Х. Крейн, А.П. Чехов (с десяти лет), У. Шекспир, Д.Г. Лоуренс, А. Стриндберг, У. Фолкнер, Т. Вулф, Э. Дикинсон. В поздние годы к этому списку прибавились У. Инге, Дж. Джойс и Э. Хемингуэй.

В конце 1930-х Уильямс, зарабатывая на жизнь, перепробовал множество разных профессий. В 1939 благодаря своему агенту Одри Вуд он получил грант на сумму 1000 долларов от фонда Рокфеллера в знак признания его пьесы «Битва ангелов», которая была через год поставлена в Бостоне, однако успеха не имела.

В 1939 на остатки гранта Уильямс переехал в Новый Орлеан, чтобы писать для Управления общественных работ (WPA), основанного президентом Рузвельтом и во время Великой депрессии давшего возможность работать многим людям искусства. Некоторое время Уильямс жил во Французском квартале, вначале – по адресу Тулуз-стрит, 722 (место действия пьесы «Французский квартал», 1977). Рокфеллеровский грант привлёк к нему внимание, и вскоре он получил полугодовой контракт от Metro-Goldwyn-Mayer с еженедельной платой $250.

Зимой 1944-1945 в Чикаго с успехом была поставлена «пьеса-воспоминание» «Стеклянный зверинец», собравшая хорошую критику. Вскоре её поставили на Бродвее, где она мгновенно стала хитом, долго не сходила со сцены и удостоилась премии Нью-йоркского кружка театральных критиков как лучшая пьеса сезона.

Оглушительный успех следующей пьесы Уильямса, «Трамвай „Желание“», закрепил за ним репутацию крупного драматурга. Широко признанный и богатеющий, Уильямс оставался неуверенным в себе, боясь, что не сможет повторить достигнутый успех. С конца 1940-х он много путешествовал со своим партнёром Фрэнком Мерло, часто уезжая на лето в Европу. Для стимуляции творческого процесса Уильямс постоянно переезжал из города в город, жил в Нью-Йорке, Новом Орлеане, Ки-Уэсте, Риме, Барселоне, Лондоне.

1960-е и 1970-е в жизни Уильямса отмечены смятением и чередой творческих неудач. Качество его произведений снизилось от усугублявшегося алкоголизма и наркозависимости.

Всю жизнь Уильямс оставался близок своей сестре Роуз, которой в молодости диагностировали шизофрению. В 1943, когда её состояние стало критическим, ей сделали лоботомию. Операция оказала губительное влияние на Роуз, и оставшуюся жизнь она провела в специальных учреждениях. Как только позволили финансы, Уильямс устроил Роуз в частную клинику к северу от Нью-Йорка, где впоследствии часто навещал её. Он предоставил ей процент от доходов за свои самые успешные пьесы, шедший на оплату её содержания в клинике. Возможно, разрушительный эффект болезни Роуз стал одной из причин алкоголизма Уильямса и его зависимости от различных комбинаций амфетаминов и барбитуратов.

25 февраля 1983 года Теннесси Уильямс был найден мёртвым в номере отеля «Элизе» в Нью-Йорке. Заключение медэксперта гласило, что драматург задохнулся в результате попадания в дыхательные пути колпачка от пузырька с глазными каплями, которыми тот часто пользовался; также было указано, что на смертельный исход могло повлиять злоупотребление алкоголем и медикаментами, подавляющее глоточный рефлекс.

Дэйкин Уильямс настоял, чтобы его старший брат был похоронен на кладбище Кэлвари в Сент-Луисе, тем самым нарушив волю драматурга: Уильямс часто говорил друзьям, что хотел бы быть похороненным в море, приблизительно в том месте, где утопился Харт Крейн – один из тех, чьё влияние на собственное творчество Уильямс считал наиболее значительным.

Избранные пьесы:
1937 – Весенняя гроза
1937 – Из породы беглецов
1938 – Не о соловьях
1940 – Битва ангелов
1941 – Лестница на крышу
1944 – Стеклянный зверинец
1947 – Трамвай «Желание»
1948 – Лето и дым
1951 – Татуированная роза
1953 – Кэмино Риэл
1955 – Кошка на раскалённой крыше
1957 – Орфей спускается в ад
1959 – Сладкоголосая птица юности
1960 – Период приспособления
1961 – Ночь игуаны
1963 – Молочный фургон больше здесь не останавливается
1968 – Семь падений Миртл (Царствие земное)
1969 – В баре отеля «Токио»
1972 – Предупреждение малым кораблям
1973 – Пьеса на двоих (Крик)
1977 – Французский квартал
1979 – Прекрасное воскресенье для пикника
1980 – Костюм для летнего отеля
1980 – Дневник Тригорина
1981 – Что-то смутно, что-то ясно
1982 – Дом, обречённый рухнуть
1983 – В личинах строгого бесчинства

Одноактные пьесы:
1941 – Растоптанные петунии
1946 – 27 тележек с хлопком
1946 – Любовное письмо лорда Байрона
1946 – Предназначено на слом
1958 – Внезапно, прошлым летом
1958 – Нечто невысказанное

Экранизации произведений:
1950 – Стеклянный зверинец
1951 – Трамвай «Желание»
1955 – Татуированная роза
1956 – Куколка
1958 – Кошка на раскалённой крыше
1959 – Внезапно, прошлым летом
1959 – Из породы беглецов
1961 – Лето и дым
1961 – Римская весна миссис Стоун
1962 – Период приспособления
1962 – Сладкоголосая птица юности
1964 – Ночь игуаны
1966 – Предназначено на слом
1968 – Бум!
1968 – Последняя лихая штучка из Мобила
1973 – Стеклянный зверинец
1987 – Стеклянный зверинец
1995 – Трамвай «Желание»

Биография

Произведения

Критика


Читати також