Биография Андре Шенье
Андре Мари де Шенье – французский поэт, журналист и политический деятель – родился 30 октября 1762 года в Стамбуле в семье французского дипломата.
Воспитывался в Париже, где у матери был салон, который посещали многие литераторы, учёные и художники.
Условно жизненный путь Шенье можно разделить на два основных этапа. Первый этап жизни Шенье ознаменовался лишь путешествиями в Швейцарию и Италию. К этому времени относятся поэтические произведения Шенье на античные мотивы, а также стихи о привольной молодой жизни в Париже.
По возвращении из Англии, совпавшему с событиями 1789, начинается второй период короткой жизни Шенье, который печально закончился его смертью на эшафоте. Шенье выступает в это время уже вдумчивым и смелым патриотом и общественным деятелем, и это находит отражение в его поэтическом творчестве. Внимание и наблюдательность Шенье, которые он проявлял к жизни, заметны в его ранних заметках о различных характерах, позволяющих сравнивать Шенье с Лабрюйером. Но теперь Шенье не только наблюдатель, но и участник жизни.
В 1789 Шенье состоял в «Обществе Трюдэнов», основанном его друзьями и товарищами по Наваррскому коллежу, братьями Трюдэнами и де Панжами. Вместе с ними он горячо приветствовал революцию. Само название печатного органа общества: «Journal de la société de 1789» характеризует царившие настроения.
Однако Шенье и его друзья обеспокоены антиконституционной деятельностью клубов, нарушавшей правильную и спокойную созидательную работу уполномоченных страны. Брат Шенье Мари-Жозеф сближается с якобинцами, но сам Андре возлагает все надежды на деятельность законодателей. Об этом и первая политическая статья Шенье «Совет французскому народу о его настоящих врагах», датированная 28 августа 1790. Под врагами народа Шенье подразумевал якобинцев; он продолжал критиковать их в своих статьях, появившихся в 1792 в журнале «Journal de Paris». Наиболее известная из них посвящена празднеству восставших солдат швейцарского полка Шатовье. Шенье выступал с речами в Клубе фельянов, и именно этот успех привёл Шенье в журналистику.
С увлечением политикой политизируется и его муза: Шенье пишет оду Шарлотте Корде. Она примечательна тем, что отражает отношение Шенье к политике. В противоположность своему брату, Шенье держится в высшей степени гордо и независимо. Он обличает демагогов, в которых видит новую породу льстецов. Сам он при этом примеряет красивую тогу одинокого и непонятого.
Самыми жёсткими к якобинцам были статьи в «Journal de Paris»: «О причинах распрей, приводящих в смятение Францию и останавливающих введение в ней свободы» (26 февраля 1792) и «Письмо Людовика XVI к французскому народу». Шенье предлагал даже произнести речь в защиту короля.
Такого рода политическая деятельность сама по себе в те времена горячей борьбы представляла опасность. Якобинцы его откровенно ненавидели. В 1792 он на время оставляет Париж и в тиши Версаля, созерцающим отшельником, вновь целиком отдаётся поэзии. Осталось неизвестным, почему в самый разгар террора 1793 Шенье вернулся в Париж. Он был арестован 7 марта 1794 по подозрению в сношениях с роялистами и был казнён на гильотине 25 июля 1794 года (8 термидора II года) вместе с Жаном Руше.
Когда в начале XIX в. стихи Шенье получили известность, их автора назвали предвестником романтизма. Однако провозвестником новой поэзии Шенье является лишь в теории, в своей поэме «Изобретение» (L’Invention). Его идиллии и элегии соответствуют самым строгим канонам классицизма и, за исключением разве что лирического настроения, в них нет ни одного намёка на характерные для романтиков мотивы.
Хронологию создания произведений Шенье восстановить достаточно сложно. Представляется возможным лишь приблизительно выявить переломный для мировоззрения поэта момент, ознаменовавший переход от эллинизма раннего творчества к философско-поэтическим исканиям последних лет и совпавший по времени с созданием поэмы «L’Invention». Эмиль Фагэ предполагает, что эта поэма была написана около 1788, когда Шенье состоял при французском посольстве в Лондоне. Это были годы грустного одиночества вдали от близких. Из писем его брата Мари-Жозефа известно, что пребывание в Англии привело Шенье так же, как до этого Вольтера, к изменению литературных пристрастий. Таким образом, в жизненном и творческом пути Шенье можно выделить этап ранней молодости и творческих исканий, проведённый в Париже среди светских развлечений, и более зрелые годы по возвращении из Англии в (1789), характеризующиеся вдумчивым и глубоким отношением к жизни и творческому призванию.
Первое издание стихов Шенье вышло в 1819 благодаря поэту Латушу, причём текст подвергся редактуре издателя. Тот же текст вошёл и в издание 1874 в 3 томах. В 1862 появилось более полное издание Шенье, сделанное Беком де Фукьером (второе издание в 1872); в 1874 вышло ещё одно издание стихов Шенье, осуществлённое племянником поэта Габриэлем де Шенье. В него вошли некоторые до того времени неизданные стихотворения. Главным изданием считается издание Бека де Фукьера, с учётом издания Габриеля де Шенье. Некоторые произведения Шенье в прозе вошли в издание Латуша. В 1842 вышел комментарий Шенье к Малербу. В 1872 Бек де Фукьер собрал также прозаические произведения Шенье. Множество бумаг Шенье всё ещё хранил Габриэль Шенье и никому не показывал до самой своей смерти (1880). По его завещанию, эти рукописи попали в руки госпожи Шенье; она также ревниво хранила их до смерти в 1892 и даже передав их своим завещанием в Национальную библиотеку, не позволила пользоваться ими ещё в течение 7 лет. Только в 1900 А. Лефран впервые прикоснулся к таинственным документам. Оказалось, что Габриэль де Шенье уже издал все стихотворения и таким образом сохранял лишь прозаические отрывки. Из них напечатаны: полностью новое произведение Шенье «
Произведения
Критика