Биография Жана Кокто

Биография Жана Кокто

Жан Морис Эжен Клеман Кокто – французский прозаик, поэт, драматург, художник и кинорежиссёр; одна из крупнейших фигур во французской литературе XX века – родился 5 июля 1889 года в Мэзон-Лаффит (Франция).

Сын адвоката и художника-любителя, покончившего с собой, когда Жану было 9 лет. Дед Кокто, воспитывавший его, устраивал у себя дома любительские концерты, был меломаном и коллекционером, в том числе музыкальных инструментов. В семейной коллекции были картины Энгра, Делакруа, греческие статуи. Своим воспитанием и образованием, как считал Жан Кокто, он был обязан своему деду. Учился в одном из лучших лицеев Парижа – лицее Кондорсе.

В 1910-1920 сформировался как поэт, отдал дань дадаизму в сборнике «Стихи» и сюрреализму в сборнике поэзии «Опера». Стал особенно известен как художник-график, был привержен кубизму. Художественное восприятие и мышление Жана Кокто формировалось под влиянием эстетики, взглядов и сотрудничества с Эриком Сати, а также русского балета Сергея Дягилева, музыки Игоря Стравинского, художественных работ Пабло Пикассо и поэзии Гийома Аполлинера.

С середины 1910-х вошёл в художественные круги Парижа, познакомился с Марселем Прустом, Андре Жидом, Сергеем Дягилевым, Пабло Пикассо, Эриком Сати и другими, оказал влияние на сюрреалистов (затем вошёл в конфликт с А. Бретоном), позднее сблизился с Жаном Маре и Эдит Пиаф.

С 1916 издавался в литературном американском журнале «Литтл Ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон.

Особенное значение для Жана Кокто имел скандально легендарный балет Сати-Пикассо-Кокто «Парад», поставленный в мае 1917 русским балетом Дягилева в Париже. Шумная премьера «первого сюрреалистического спектакля» в истории сделала имя не только Кокто, но и всем остальным участникам этого эпатажного представления. Общение с Эриком Сати, одним из самых странных композиторов XX века, имело наибольшее значение для формирования и творческого, и личного почерка Кокто.

Пять лет спустя Жан Кокто совместно с Эриком Сати и при поддержке известного критика Анри Колле инициировал создание знаменитой французской группы «Шести» молодых композиторов, прообразом которой послужила «Могучая кучка» или «Русская пятёрка», как её чаще называли во Франции.

В 1932-1934 жил с русской актрисой, княжной Натальей Павловной Палей; пара рассталась после того, как Палей потеряла ребёнка от Кокто.

В годы Второй мировой войны осудил коллаборационистский Режим Виши. В 1949 был награжден орденом Почетного легиона.

В 1955 был избран членом Французской Академии, Королевской академии французского языка и литературы Бельгии, Королевской Академии Бельгии. Кокто – командор ордена Почётного легиона, член Академии Малларме, многих национальных Академий мира, почётный президент Каннского кинофестиваля, Академии джаза и др.

Жан Кокто умер от сердечного приступа 11 октября 1963 года в Мийи-ла-Форе (Франция).

Произведения:

Пьесы:
Орфей (Orphée, 1926)
Человеческий голос (La Voix humaine, 1930)
Эдип-царь (Oedipe-roi, 1937)
Рыцари круглого стола (Les chevaliers de la Table ronde)
Ужасные родители (Les Parents terribles, 1938)
Священные чудовища (Les Monstres sacrés, 1940)
«Равнодушный красавец» – пьеса, написанная для Эдит Пиаф

Кинофильмы:
1932 – Кровь Поэта (Le Sang d'un poète)
1946 – Красавица и Чудовище (La Belle et la Bête)
1948 – Двуглавый орёл (L'Aigle à Deux Têtes)
1948 – Ужасные родители (Les Parents terribles)
1950 – Кориолан (Coriolan)
1950 – Орфей (Orphée)
1959 – Завещание Орфея (Le Testament d'Orphée)
1962 – Послание Жана Кокто, адресованное в 2000-й год (Jean Cocteau s'adresse... à l'an 2000) – к/м
1965 – Самозванец Тома (Thomas l’imposteur)

Также Кокто выступал сценаристом фильмов Жана Деланнуа («Вечное возвращение», 1943; «Принцесса Клевская», 1960), Робера Брессона («Дамы Булонского леса», 1945) и др. Роман «Ужасные дети» был в 1950 экранизирован Мельвилем. Позднее тот же сюжет был переработан Гилбертом Адэром и воплощён Бернардо Бертолуччи в фильме «Мечтатели» (2003).

Пьеса «Двуглавый орёл» легла в основу фильма Микеланджело Антониони «Тайна Обервальда», а у Педро Альмодовара в фильме «Закон желания» показана постановка пьесы Кокто «Человеческий голос».

Жан Кокто является автором 24 витражей в церкви Сен-Максимен в столице Лотарингии, городе Мец (Франция), созданных в последние годы его жизни (1962-1963), и создателем фресок из жизни Святого Петра для часовни в Вильфранш-сюр-Мер.

Биография

Произведения

Критика

Читати також


Вибір редакції
up