Сюрреализм во французском кино
Сюрреализм, зародившись во Франции на основе дадаизма во время Первой мировой войны, нацелился на высвобождение и воспроизведение сознания и подсознания. Сюрреалистическое кино сохраняет свою отличительность среди других жанров, используя упрощённый сюжет и включая абстрактные темы, не поддающиеся словесному описанию. Такие фильмы производят необычайный эффект на человеческую психику. Мы составили список сюрреалистических фильмов Франции, которые достойны вашего внимания.
Андалузский пёс / Un chien andalou (1929, Луис Бунюэль)
Фильм выпустили почти сто лет назад, и длится он всего 16 минут, но «Андалузский пёс» до сих пор признают одним из самых знаковых сюрреалистических фильмов всех времён. А Луис Бунюэль – один из самых плодовитых режиссёров-сюрреалистов, снявший более тридцати пяти фильмов.
«Андалузский пёс» стал режиссёрским дебютом Бунюэля. Он написал сценарий вместе с Сальвадором Дали, руководствуясь единственным правилом – запретом на «любые идеи или образы, которые могли бы иметь рациональное объяснение». Это немое кино продолжает будоражить и озадачивать аудиторию. Конечно, значение большей части образов остаётся спорным.
Золотой век (1930, Луис Бунюэль)
Один из первых звуковых французских фильмов. Снят в 1930 году режиссёром Луисом Бунюэлем. Фабула в строгом понимании этого термина в фильме отсутствует, что вообще свойственно направлению сюрреализма. Лента представляет собой набор сцен, не связанных между собой сюжетно и как правило, абсурдных по содержанию, но объединённых определённым замыслом режиссёра.
Кровь поэта / Орфей / Завещание Орфея (1933 / 1950 / 1960, Жан Кокто)
Кровь поэта - первый фильм из знаменитой поэтической трилогии Жана Кокто «Кровь поэта», «Орфей» и «Завещание Орфея» . Сюрреалистическо-аллегорическая драма.
Сюжет этого фильма свободный, как оживленный рисунок' (Ж.Кокто): губы вырастающие на ладони, ожившая статуя в мастерской художника, путешествие сквозь зеркало, смертельный снежок в сердце ребенка, девочка, ползающая по потолку и стенам.. 'Кровь поэта', фильм, о котором впоследствии будет сказано, что он сыгран одним пальцем на рояле. Одним — потому что К. мало в ту пору еще знал и умел, на рояле — потому, что это произведение наполнено авторским самобытным восприятием, потому, что это произведение поэтичное, потому, что монтаж его свободен и единственным организующим началом его служит личность творца. Одним словом, подыскивая аналогии, 'Кровь поэта' трудно не сравнивать с мелодией, музыкой. Кажущийся алогизм происходящего апеллировал к творческому потенциалу зрителя, которому предлагалось выстраивать собственную цепочку символов.
Премьеру фильма откладывали два года из-за споров, окруживших «Андалузского пса», выпущенного годом ранее. Киноведы часто обсуждают смысл этого фильма Кокто, но, похоже, к единому мнению никогда не придут.
Интересен всем кто любит авангардное искусство начала прошлого века - дадаистов, сюрреалистов, Пикассо, Дали, Магритта и др.
Орфей - второй фильм из знаменитой поэтической трилогии Жана Кокто - один из самых ярких и впечатляющих фильмов европейского модернизма и неомифологизма, сочетающий в себе жанры поэтического кино, психологической драмы, философского киноромана, триллера и приключенческого мистического фильма. Орфей поэтому занимает особое место в европейском киноискусстве.
Знаменитый поэт Орфей пресыщен жизнью и славой. Все меняет встреча с Принцессой Ада. Она и сама влюбляется в Орфея, а ее слуга Артебиз — в его жену Эвридику.
Странный любовный четырехугольник обречен. Движимая запретной для нее любовью, Принцесса забирает Эвридику в царство Тьмы, а Орфей с Артебизом пускаются в погоню.
Завещание Орфея. Поэт (Кокто) размышляет о своей жизни и творчестве, пытаясь вернуть вдохновение и одержимость.
В заключительной части трилогии, снятой за три года до смерти все наконец обрели свои истинные лица. Орфей уже не Жан Маре (Жан Маре тут играет Эдипа), а сам Кокто, пришедший из 18 века, чтобы встретится с собой настоящим. Смерть, к которой влечет Орфея, больше не Мария Казарес – она тут становится просто работницей небесной канцелярии. Хотя и не факт, что небесной – ангелы и демоны, все как один похожи на бюрократов, неразличимых между собой. Вселенная Кокто обросла новыми персонажами – тут и Пикассо, и Шарль Азнавур, и Франсуаза Саган, и Юл Бриннер. Многие узнают в мальчике Жана-Пьера Лео – он тогда только снялся в «400 ударах» Трюффо. «И вот, волна радости прокатилась по моему прощальному фильму. Если он вам не понравился, то это печально. Я вложил в него все свои силы. Как и любой другой человек из моей съемочной группы. Если вы по ходу фильма встретили нескольких известных актеров, то это не потому, что они известны, а потому что подходили на эти роли, и к тому же они – мои друзья».
В прошлом году в Мариенбаде (1961, Ален Рене)
В этом фильме молодой человек пытается убедить замужнюю женщину сбежать с ним, но она, похоже, не может вспомнить, была ли у них связь год назад в том же замке, как утверждает кавалер. Она даже не уверена, видела ли его раньше. Сюжет звучит просто, но история показана со множеством временных и пространственных сдвигов, поэтому отличить правду от вымысла невозможно.
Зрелищный кинематограф постоянно меняется от тёмных тонов к светлым на протяжении всего фильма в музыкальном сопровождении, напоминающем звучание старого органа. Даже сценография в этом фильме уникальна. К примеру, пышный двор украшен геометрически точной изгородью, не отбрасывающей тени. Структуру и замысел фильма обсуждают до сих пор, а историю показанного рамана по-прежнему называют ужасно прекрасной.
Скромное обаяние буржуазии (1972, Луис Бунюэль)
Луис Бунюэль – признанный мастер сюрреалистического кино, а «Скромное обаяние буржуазии» считают его лучшим фильмом. История сосредоточена на группе из шести богатых людей, которые пытаются пообедать, но постоянно прерываются. Фильм практически бессюжетный и плавно перетекает из реального мира в сновиденческий.
Через причудливые и абсурдные сцены и диалоги Бунюэль с лёгкостью показывает, насколько апатичны и тщеславны представители правящего класса. В этом фильме три повторяющихся сна Бунюэля: забыть свои слова на сцене; увидеть своего умершего двоюродного брата на улице и, последовав за ним, попасть в дом, заполненный паутиной; проснуться и увидеть своих умерших родителей, которые наблюдают, пока ты спишь.
Селин и Жюли совсем заврались (1974, Жак Риветт)
Фильм начинается с Жюли, молодой рыжеволосой женщины, сидящей на скамейке и читающей книгу. Она замечает экстравагантную девушку с длинным шарфом, который та роняет в парке. Жюли бежит, чтобы вернуть его, но не может догнать Селин, теряющую всё больше вещей. Но наконец, они знакомятся и начинают свои проделки в параллельной реальности.
Жак Риветт попытался сделать этот фильм похожим на сон и ему это с успехом удалось. Есть в нём ощущение простодушной фантазии, позволяющее предположить, что в написании сцен консультировались с ребёнком. Критики оценили эту работу, как «пожалуй, самый важный повествовательный фильм со времён "Гражданина Кейна"».
Холодные закуски (1979, Бертран Блие)
Бернар Блие известен тем, что никогда не боялся шокировать зрителя, тыкая его носом в удивительно точно схваченное явление, зачастую еще на стадии невысказанного предчувствия. В мире, где убийства давно стали обыденной повседневностью, а криминальная хроника чем-то вроде обязательного соуса к новостям, режиссер данной картиной аппелирует уже, пожалуй, даже не к чувствам, а к подсознанию, кошмарным снам, зная, что обращение к разуму последние несколько тысяч лет давало ноль результатов. Для этого он выстраивает гротескный до полного абсурда сюжет, даже не удосуживаясь связать логикой следующие одно за другим убийства. Зато он вручает персонажам диалоги и фразы, сказанные мимоходом, но заслуживающие самого серьезного внимания (сценарий удостоен Сезара). Комиссар полиции (Бернар Блие, отец режиссера в жизни), в частности, говорит, что преступников сажать в тюрьмы не следует, так как они могут заразить нормальных людей.
Посмотрите внимательно эту горькую драму, слегка стилизованную под "черную" комедию. Она полна сатиры, остроумнейшего сарказма, поданных по-французски легко, с изящной, но порой просто убийственной иронией. Вслушайтесь в тексты, сопровождающие "динамику убийств ужасного мира-питона, в котором не осталось ничего человеческого": "Когда я убиваю женщину, мне кажется, будто я слышу крик, издаваемый птицей". Естественно, стиль режиссера не появился на голом месте - стоит только вспомнить прозу Бориса Виана или Раймона Кено. Критики называют Блие антиобщественным хулиганом, но стоит ли пенять на зеркало?
Город пиратов (1983, Рауль Руис)
Фильм-загадка, в самых лучших традициях киносюрреализма. Необычный, сказочный киноряд, абсурдные диалоги, герои–символы, сюжет, который можно разгадывать и находить свои версии, все это заинтересует даже самого искушенного кинолюбителя.
Снятый в 1983-м году ''Город пиратов'' наиболее полно вобрал в себя все важные для Руиса темы и визуальные мотивы. И если главным сюрреалистическим фильмом в истории кино остается ''Андалузский пес'', то следом за ним должен идти именно ''Город''. Кинокритик Крис Фудживара написал, что именно так мог бы выглядеть фильм ужасов, снятый художником-авангардистом Максом Эрнстом. Просмотр этого фильма, действительно, можно превратить в увлекательную игру по поиску бесчисленных аллюзий и культурных отсылок. Тем более, что в первую очередь в глаза бросается именно неповторимая визуальная работа, вдохновленная в том числе и живописью Рене Магритта.
Но самое удивительное всё же другое. Руис отказался от идеи центрального конфликта, не заботился о связности повествования, традиционной повествовательной логике противопоставил сновидческий хаос и свою прихотливую авторскую волю. В фильме даже нет ни города как такового, да и пиратов в общем-то тоже. Но при всём этом бесконечном ускользании практически бессюжетный ''Город пиратов'' вызывает самый живой эмоциональный отклик. Может быть из-за неповторимой пары героев, придуманных Руисом – прекрасной Исидоры и таинственного десятилетнего мальчика, сыгранного Мельвилем Пупо, который станет впоследствии одним из талисманов кинематографа Руиса. А может из-за того, что режиссер хирургически точно работает на бессознательном уровне – сложенные вместе его образы – одни из самых красивых в истории кино – передают как ни один другой фильм тревожные и сладостные настроения детства.
Маленькая банда (1983, Мишель Девиль)
Поэтическая сказка Мишеля Девиля о маленькой банде из семерых английских сорванцов, которым наскучила будничная жизнь. Спасаясь от рутины, маленькие "бандиты" бегут с Туманного Альбиона во Францию. Там их ждут невероятные приключения.
Фильм представляет собой довольно оригинальный авангардный эксперимент: в нем отсутствует любая членораздельная речь, но картина от этого ничего не проигрывает.
Деликатесы / Delicatessen (1991, Марк Каро, Жан-Пьер Жёне)
«Деликатесы» – чёрная комедия и режиссёрский дебют фильммейкеров, создавших «Город потерянных детей».
История разворачивается в постапокалиптическом мире, где еда настолько дефицитна, что используется в качестве валюты. Арендодатель и мясник Клапе размещает рекламу в газете о поиске разнорабочего/помощника, однако обнаруживается, что у него есть скрытые намерения. Клапе сначала откармливает своих работников, а затем убивает их и сбывает своим постояльцам и покупателям в лавке.
Идея фильма осенила Жёне, когда он жил со своей подругой над мясным магазином. Каждое утро доносился крик мясника: «Мельче, мельче!». Они шутили о том, что он рубит своих соседей. Всё насилие и кровь остаются за кадром, оставляя место для воображения. Несмотря на то, что это кино в первую очередь о каннибализме, ему всё же удаётся быть смешным.
Город потерянных детей (1995, Марк Каро, Жан-Пьер Жёне)
«Город потерянных детей» по-настоящему уникален. Действие разворачивается в сером индустриальном обществе. Жуткий учёный похищает детей, чтобы украсть их сны в надежде, что они смогут замедлить его старение. Среди похищенных ребят находится младший брат циркового силача, который пытается найти его с помощью девочки по имени Миетт.
Великолепным этот фильм делают необычайные ракурсы съёмки, потрясающие звуковые эффекты и, конечно же, замечательная актёрская игра. Персонажи совершенно неординарны – от сиамских близнецов до говорящего мозга в танке. Звезда этого фильма Рон Перлман был единственным человеком, не умеющим говорить по-французски.
Комедия невинности (2000, Рауль Руис)
Адаптация романа Массимо Бонтемпелли 1929-го года с переносом действия в наши дни. Руиз обыгрывает модные элементы современных триллеров (странный ребенок, роковая видеокассета, дух покойника), но интерес и напряжение поддерживает загадочными лаконичными диалогами и нетипичностью поведения героев.
Фильм начинается со скромного семейного обеда в честь дня рождения Камиля, которому исполняется девять лет. Странноватое и немного торжественное поведение "виновника торжества" за столом взрослые объясняют себе возбужденностью мальчика знаменательным событием. Но, когда, позже в этот день, мальчик начинает вести себя в парке отчужденно, потом объявляет матери, что отныне будет называть ее по имени, называет адрес никому не известного дома на окраине, где должен находиться его настоящий дом, его поведение ставит мать (Изабель Юппер) в тупик. И она не находит ничего лучше, чем поехать по этому адресу, и чем дальше, тем больше попадает под влияние идей своего сына.
Наука сна (2006, Мишель Гондри)
Захватывающий фильм о Стефане, молодом человеке с богатым воображении, который после смерти отца переезжает в Париж в свой дом детства. Он начинает работать в компании, производящей календари, и влюбляется в свою новую соседку, такую же мечтательную особу, как и он сам. По ходу фильма сны и воображаемая реальность инфантильного Стефана начинают медленно проникать в его действительность.
«Наука сна» – авангардный фильм с потрясающими спецэффектами, превосходной игрой, гипнагогичными сценами и головокружительными образами.
Пена дней (2013, Мишель Гондри)
Ещё один фильм Мишеля Гондри — экранизация одноименного романа французского писателя Бориса Виана.
История любви, разворачивающаяся в фантастическом мире, где влюбленные летают на свидания в розовых тучках и танцуют на потолке, где в коридоре обычной квартиры живет солнце, а мыши-домоправители ведут беседы с кошками, где цветы прорастают внутри людей, и тепло человеческого сердца способно уничтожить самое опасное оружие.
В тихом омуте (2016, Брюно Дюмон)
Лето 1910 года. Один за другим исчезают туристы, забредающие в тихую бухту, где живут Брефоры — дебильноватая полунищая семейка собирателей мидий. Неподалеку в собственном особняке каждое лето проводят ван Петегемы, буржуа с претензией на декаданс, но с явными признаками психических отклонений у всех членов семьи, за исключением красавицы Билли. Да и с ней, собственно, что-то не так. Семейки явно недолюбливают друг друга, но юные Малют Брефор и Билли ван Петегем внезапно ощущают влечение друг к другу. История усугубляется тем, что Брефоры — каннибалы, втихую поедающие одиноких путников (на одних мидиях долго не протянешь), а ван Петегемы — просто идиоты! Свою долю хаоса добавляют придурковатые инспекторы Машан и Малфой, прибывшие расследовать таинственные исчезновения.