Театр «Мюзик-Холл» готовится к реставрации уникального органа
По приглашению Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл» в город на Неве приехал один из ведущих мировых исследователей органов Уильям МакВикер - председатель Ассоциации независимых органных экспертов Великобритании, член органного совета Комитета по сохранению церквей, преподаватель органологии в Королевской Музыкальной Академии в Лондоне. МакВикер - издатель журнала Британского Института Органных Исследователей, автор нескольких книг и многочисленных статей в ведущих музыкальных журналах. В последние два десятилетия он посвятил себя независимому органному консультированию и экспертной работе.
На протяжении трех дней, с 6 по 8 мая 2019 года, Уильям МакВикер работал в Концертном Зале на Английской набережной (здании бывшей Англиканской церкви Иисуса Христа), где проводил анализ состояния уникального органа, созданного английской фирмой «Brindley and Foster» в 1877 году и являющегося самым ранним из больших органов в Санкт-Петербурге.
Органы фирмы «Brindley and Foster» пользовались мировой славой. Достаточно сказать, что они имеются в Америке, Африке, Азии, не говоря уже о странах Европы. Согласно литературным источникам известно, что для России было изготовлено 4 органа. Сохранился лишь один - в Англиканской церкви в Санкт-Петербурге, поэтому он особенно ценен. «Промолчав» семьдесят лет, он теперь вышел из строя и требует реставрации. Знаток английского органостроения Уильям МакВикер призван помочь решить вопрос с возрождением старинного музыкального инструмента.
По словам МакВикера, орган в Концертном Зале на Английской набережной является культурным достоянием России и мира, которое обязательно нужно сохранить. «В Англии очень мало органов фирмы «Brindley and Foster» середины-второй половины XIX века, которые сохранились до сегодняшнего дня. Этот орган был создан в лучшее время для этой фирмы - 70-е годы XIX века. Орган среднего размера и имеет очень разнообразные тембры (регистры) в своём составе, - говорит МакВикер, - Его абсолютно необходимо реставрировать, поскольку он сохранился в своём «родном» помещении - в здании бывшей Англиканской церкви, для которой и был создан. Особенно значимо, что в этом музыкальном инструменте используется оригинальная механическая система накачивания воздуха, поскольку в этом органе в XX веке никогда не устанавливался электромотор».
Во второй половине XIX века фирме «Brindley and Foster» удалось создать органный механизм, который по звучанию и конструкции превосходил все существовавшие тогда в Европе. Современники называли его звучание «сверкающе-огненным». Этот орган, выполненный в романтическом духе, в футляре из темного дуба, с ручным качанием, тремя ручными клавиатурами и одной ножной, на двадцать три голоса, был подарен церкви в Санкт-Петербурге и установлен архитектором Ф.К.Болтенгагеном.
Корпус органа выполнен из дуба, в соответствии с традициями английского органостроения, в проспекте установлены декорированные живописью (масло, золочение) трубы. Игровой пульт выполнен в виде шкафа в нижней части проспекта; верхняя часть пульта закрывается двумя раздвижными деревянными застекленными дверцами. Белые клавиши покрыты костью, черные выполнены из дерева. На игровом пульте органа - надпись с именами дарителей Джона Джеллибрэнда Хаббарда и Уильяма Эджетрона Хаббарда.
В 1970-е годы инструмент сильно пострадал: было утрачено около 40 процентов труб, сломаны абстракты механической трактуры, выломаны воздушные каналы. Уильям МакВикер провел детальную опись сохранившихся элементов органа, установил, что подлежит восстановлению, а что придется полностью делать заново. На сегодняшний момент орган является незвучащим. По имеющимся в наличии трубам МакВикер выявил параметры звучания уникального инструмента. По итогам проделанной экспертизы будет сформирован порядок дальнейших работ.
Уильям МакВикер не сомневается, что орган удастся вновь сделать действующим, но работы по его восстановлению должны проводиться в Великобритании, где музыкальный инструмент и был создан. Процесс реставрации потребует времени. «На данный момент состояние органа очень плохое, так как он пережил период вандализма в 70-80 годы XX века, но его вполне можно восстановить. Поскольку орган полностью механический, его не так сложно будет реставрировать. Сам процесс реставрации органа в Англии может занять около года», - поясняет МакВикер.
Российские эксперты также уверены, что орган сможет вновь стать действующим после реставрации. «Детальное изучение состояния органа показало, что несмотря на его удручающее на первый взгляд состояние, сохранившегося исторического материала вполне достаточно, чтобы воссоздать его оригинальное звучание, - говорит Даниэль Зарецкий, профессор, заведующий кафедрой органа Санкт-Петербургской государственной консерватории, профессор факультета искусств СПБГУ, заслуженный артист России, - Мы очень рады, что благодаря энергичным действиям руководства «Мюзик-Холла», точка невозврата оказалась ещё не пройдена, и инструмент окончательно не утрачен. Реставрация этого чудом сохранившегося памятника мировой музыкальной культуры будет очень важным вкладом в развитие органного ландшафта Петербурга – аналогичных органов у нас в городе нет, это самый старый из инструментов нашего города, который к тому же, в отличие от многих своих собратьев, никогда никуда не переносился и не перестраивался».
Напомним, что здание бывшей Англиканской церкви Иисуса Христа было передано в оперативное управление Санкт-Петербургскому государственному театру «Мюзик-Холл» в 2016 году. В настоящий момент в здании ведутся проектные работы. После завершения реконструкции здесь будет создано новое культурное пространство – Концертный зал классической музыки на Английской набережной. Орган фирмы «Brindley and Foster» должен стать неотъемлемой частью его музыкальной жизни.
«Орган — поистине наиболее величественный из всех музыкальных инструментов. Органная музыка звучит мощно и грандиозно. Возвышенная и одухотворённая она способна оставить глубокий отпечаток в душе человека. Уверен, что уже совсем скоро мы сможем вновь услышать и насладиться чарующими звуками органа, некогда звучащего в историческом здании бывшей Англиканской церкви», - отметил художественный руководитель театра «Мюзик-Холл» Фабио Мастранджело.