Биография Кобо Абэ
Ко́бо А́бэ (яп. 安部公房 Абэ Ко:бо:), наст. имя — А́бэ Кимифуса родился 7 марта 1924 года на севере Токио, в районе Кита. На родном языке имя писателя звучит как Кимифуса, а Кобо – это произношение на китайский лад.
Детство Абэ прошло в Поднебесной: в Мукдене провинции Манчжурия мальчик до 1940 года учился в средней школе. Отец ребенка занимался медициной в университете этого города. Жизнь в стране иной культуры, безусловно, расширила кругозор Кобо Абэ, заставила по-новому взглянуть на окружающую действительность, увидеть многое, что было бы для него закрыто, останься он в привычном мире.
Можно сказать, что парень рос в мультикультурном пространстве: непосредственное влияние Китая, где он проживал, дополнялось воздействием мировой литературы, интерес к которой Кобо сохранил на всю жизнь. Наибольшее впечатление производила русская классика с ее “проклятыми вопросами” бытия и поисками смысла жизни. Критики неоднократно отмечали влияние, которое оказали на творчество японского автора Федор Достоевский и Николай Гоголь.
К японской культуре юноша по-настоящему стал приобщаться, когда вернулся в Токио, чтобы завершить среднее образование в школе Сэйдзё (яп. 成城高等学校). Затем выпускник решает пойти по стопам отца и получить профессию врача.
В 1943 году поступил на медицинский факультет Токийского императорского университета. Проучившись в университете 3 года, молодой человек возвращается в Манчжурию и здесь в 1946-м застает смерть отца. Наступает тяжелый период, когда семья остается без кормильца, тем не менее будущий писатель восстанавливается в вузе. Будучи ещё студентом, в 1947 году женился на художнице Мати Абэ, которая в дальнейшем будет играть важную роль, в частности, в оформлении книг Абэ и декораций к его театральным постановкам. В 1948 году Абэ окончил университет, однако, неудовлетворительно сдав государственный квалификационный медицинский экзамен, фактически сознательно лишился возможности стать практикующим врачом. По специальности Кобо Абэ не работает ни дня.
Еще будучи студентом, юноша начинает творческую биографию. В 1947 году, основываясь на личном опыте жизни в Манчжурии, Абэ написал дебютный поэтический сборник «Анонимные стихи» (яп. 無名詩集), который опубликовал сам, напечатав весь тираж 62-страничной книги на мимеографе. В стихотворениях, где было очевидно сильное влияние на автора поэзии Рильке и философии Хайдеггера, молодой Абэ наряду с выражением отчаяния послевоенной молодёжи обращался к читателям с призывом протеста против реальности.
Тем же 1947 годом датируется написание Абэ его первого сочинения крупной формы, получившего название «Глиняные стены» (яп. 粘土塀). Это история героя, который решается порвать все связи с обществом, однако в процессе странствия оказывается в плену. Уже здесь начинающий литератор поднимает сложные вопросы о том, что есть подлинная свобода и возможна ли она вообще. Первым, кто в литературном мире познакомился с этой работой и дал ей высокую оценку, был критик и филолог-германист Рокуро Абэ, преподававший Абэ немецкий язык, когда тот учился ещё в школе высшей ступени Сэдзё в военные годы. Глубоко впечатлённый этим произведением, Рокуро Абэ отправил текст Ютаке Хании, которым недавно был создан малоизвестный на тот момент журнал «Современная литература» (яп. 近代文学). Первый том записок из «Глиняных стен» в феврале следующего года был опубликован в журнале «Индивидуальность» (яп. 個性). Обретя таким образом некоторую известность, Абэ получил приглашение вступить в объединение «Ночь» (яп. 夜の会), которым руководили Ютака Хания, Киётэру Ханада и Таро Окамото. В октябре 1948 года переименованные в «Указатель в конце дороги» (яп. 終りし道の標べに) «Глиняные стены» при поддержке Хания и Ханада были изданы отдельной книгой издательством «Синдзэнбися» (яп. 真善美社). Позднее в своей рецензии на «Стену» Хания, высоко ценивший творчество Абэ, написал, что Абэ, которого в каком-то смысле можно считать последователем Хании, превзошёл его, своего предшественника.
В 1950 году Абэ совместно с Хироси Тэсигахарой и Синъити Сэги создал творческое объединение «Век» (яп. 世紀の会).
В 1951 году в февральском номере журнала «Современная литература» была опубликована повесть «Стена. Преступление S. Кармы» (яп. 壁―S・カルマ氏の犯罪). Это неординарное произведение было отчасти вдохновлено «Алисой в стране чудес» Льюиса Кэрролла, тематически отталкивалось от воспоминаний Абэ о жизни в манчжурской степи, а также демонстрировало влияние на автора его друга, литературного критика и писателя Киётэру Ханада. В этом раннем тексте уже ясно проявляются черты стиля писателя: он далек от реализма, его миры – это большие метафоры, помогающие осмыслить отчужденность человека от общества и глобальное одиночество личности в мире. Повесть «Стена. Преступление S. Кармы» в первом полугодии 1951 года была удостоена премии Акутагавы, разделив первенство с опубликованной в «Литературном мире» «Весенней травой» Тосимицу Исикавой. Во время обсуждения работ членами жюри повесть Абэ подверглась суровой критике Кодзи Уно, однако решающую роль при выборе победителя сыграла полная энтузиазма поддержка кандидатуры Абэ другими членами жюри, Ясунари Кавабатой и Косаку Такии. В мае того же года «Стена. Преступление S. Кармы», переименованная в «Преступление S. Кармы» и дополненная рассказами «Барсук с Вавилонской башни» (яп. バベルの塔の狸) и «Красный кокон» (яп. 赤い繭), вышла отдельным изданием под заголовком «Стена» с предисловием, которое написал Дзюн Исикава.
В 1950-е годы, стоя на позициях литературного авангарда, Абэ вместе с Хироси Нома примкнул к объединению «Народная литература» (яп. 人民文学), в результате чего после слияния «Народной литературы» с «Новой японской литературой» (яп. 新日本文学) в «Общество новой японской литературы» (яп. 新日本文学会) вступил в Коммунистическую партию Японии. Однако в 1961 году после 8-го съезда КПЯ и определённого на нём нового курса партии, скептически восприняв его, Абэ публично выступил с критикой, за которой последовало его исключение из КПЯ.
В 1950-е годы Кобо Абэ пишет повести и пьесы, некоторые из них становятся театральными постановками и фильмами. По произведениям японца поставлен десяток кинолент, и самыми яркими считаются экранизации режиссера Хироси Тэсигахары. В 1962 году Тэсигахара снял по сценарию Абэ свой первый художественный фильм «Западня», в основу которого была положена пьеса писателя. Впоследствии постановщик берется за экранизацию романов «Сожженная карта», «Чужое лицо», «Женщина в песках», последняя работа приносит 2 номинации на «Оскар».
Вторым романом писателя стал «Четвертый ледниковый период», а с появлением в 1962 году «Женщины в песках» о Кобо Абэ стали говорить как о большом писателе с мировым именем.
В 1973 году Абэ создал и возглавил собственный театр «Студия Абэ Кобо» (яп. 安部公房スタジオ), что ознаменовало начало периода его плодотворного драматургического творчества. На момент открытия театр Абэ насчитывал 12 человек: Кацутоси Атараси, Хисаси Игава, Куниэ Танака, Тацуя Накадай, Карин Ямагути, Тацуо Ито, Юхэй Ито, Каёко Ониси, Фумико Кума, Масаюки Сато, Дзэнси Маруяма и Дзёдзи Миядзава. Благодаря поддержке Сэйдзи Цуцуми, труппа Абэ смогла обосноваться на Сибуе в носящем теперь название «PARCO» театре «Сэйбу» (яп. 渋谷西武劇場). Кроме того, выступления экспериментального коллектива не раз демонстрировались за рубежом, где получили высокую оценку. Так в 1979 году в США с успехом была исполнена пьеса «Слонёнок умер» (яп. 仔象は死んだ). Несмотря на то, что нетривиальный новаторский подход Абэ вызывал большой резонанс в театральном мире каждой из стран, где гастролировала «Студия Абэ Кобо», оставаясь игнорируемым критиками в самой Японии, в 1980-х годах театр Абэ постепенно прекратил своё существование.
Предпоследнее творение писателя – «Тайное свидание» – вышло в 1977 году. Завершает библиографию мастера роман «Вошедшие в ковчег». Японский классик написал всего с десяток произведений, но большинство из них вошло в сокровищницу мировой литературы.
Около 1981 года внимание Абэ привлекло творчество немецкого мыслителя Элиаса Канетти, совпав с присуждением тому Нобелевской премии по литературе. Примерно в то же время по рекомендации своего друга япониста Дональда Кина Абэ познакомился с произведениями колумбийского писателя Габриэля Гарсии Маркеса. Работы Канетти и Маркеса потрясли Абэ так сильно, что в последовавших за этим своих собственных произведениях и выступлениях по телевидению Абэ с большим энтузиазмом стал популяризировать их творчество, способствовав существенному увеличению читательской аудитории этих авторов в Японии.
О личной жизни прозаика известно немного. Сам писатель признавался, что чувствует себя одиночкой и не страдает от этого, отмечая, что все люди – сами по себе, только боятся в этом признаться.
Кругозор японца не ограничивался литературой и театром: он увлекался фотографией, классической музыкой и даже компьютерами, став одним из первых писателей, набиравших произведения на аппаратном текстовом процессоре. Более того, писатель и сам являлся изобретателем: Абу принадлежит патент на цепь противоскольжения. Простое и эффективное устройство, что надевалось на шины автомобиля без применения домкрата. Интересный факт – мужчина умел играть на синтезаторе и даже писал на инструменте музыку для собственного театра.
Кобо Абэ нельзя было назвать публичным человеком. Несмотря на писательскую славу и всемирное признание, в последние годы автор продолжал вести уединенную жизнь на горном курорте Хаконэ. Мужчина избегал журналистов, да и всяких посторонних людей, сосредоточившись на литературных трудах.
В 1992 году мастера номинировали на Нобелевскую премию в области литературы, однако получил награду поэт Дерек Уолкотт с карибского острова Сент-Лусия. работая над сочинением, Кобо Абэ потерял сознание. С прозаиком случился инсульт, и он был доставлен в больницу с обширным кровоизлиянием.
Поздно ночью 25 декабря 1992 года, работая над сочинением, Кобо Абэ потерял сознание. С прозаиком случился инсульт, и он был доставлен в больницу с обширным кровоизлиянием в мозг. Несмотря на то, что после возвращения из больницы курс лечения был продолжен уже в домашних условиях, начиная с 20 января 1993 года состояние здоровья начало резко ухудшаться, в результате чего рано утром 22 января писатель скоропостижно скончался от остановки сердца в возрасте 68 лет.
Кэндзабуро Оэ, ставя Абэ в один ряд с Кафкой и Фолкнером и считая его одним из крупнейших писателей за всю историю литературы, заявил, что, проживи Абэ дольше, он, а не удостоенный её в 1994 году сам Оэ, непременно получил бы Нобелевскую премию по литературе.
В 2019 году Ани Котляревска создана Международная литературная премия имени Кобо Абэ.
Библиография
- 1947 — «Указатель в конце дороги» (яп. 終りし道の標べに)
- 1951 — Стена (яп. 壁)
- 1959 — Четвёртый ледниковый период (яп. 第四間氷期)
- 1962 — Женщина в песках (яп. 砂の女)
- 1964 — Чужое лицо (яп. 他人の顔)
- 1967 — Совсем как человек (яп. 人間そっくり )
- 1967 — Сожжённая карта (яп. 燃えつきた地図)
- 1973 — Человек-ящик (яп. 箱男)
- 1977 — Тайное свидание (яп. 密会)
- 1984 — Вошедшие в ковчег (яп. 方舟さくら丸)
Популярные произведения
- Руки
- Женщина в песках
Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Критика