09.02.2021
Дмитрий Авалиани
eye 979

Анализ стихотворения «Ящерка»

Дмитрий Авалиани. Критика. Анализ стихотворения «Ящерка»

Лариса Дробот

№1

Передо мной стихотворение под названием «Ящерка», написанное удивительным человеком, маэстро игривого стихотворчества Д. Авалиани. При прочтении этого произведения слышишь различные звуки, перед глазами мелькают жизненные картины, тут же нарисованные воображением…

Для начала обратимся к идейному содержанию стихотворения. Автор, несомненно, затрагивает философскую тему, он делится с нами размышлениями о смысле своего существования. Заметны также весьма необычные композиционные особенности стиха: каждое слово пишется с новой строки и начинается на определённую букву алфавита (прочтёшь первые буквы — и перед тобой алфавит, но в обратной последовательности). Конечно, эта форма неразрывно связана с содержанием стихотворения, его идеей. Подобно тому, как алфавит – основа русской речи, смысл существования, о котором размышляет автор, – основа всей нашей жизни.

В стихотворении неоднократно используется прием звукописи. Читая «щемящий шелест чувственных цикад», невольно слышишь этот лёгкий шум, вызванный обилием шипящих звуков. Можно заметить, что в следующих строчках звук как бы усиливается. Этот эффект достигается благодаря повтору звонкого «в» в словах «треВожный сВист, рыВок поВерх оград». Затем звуки «стихают», слова становятся более мелодичными, благодаря повтору сонорных «л», «м», «н»: «Наитие. Минута ликованья, келейника исповедальня».

Движение поэтической мысли в этом небольшом произведении идёт по нарастающей (от «шелеста» до «свиста»), а достигнув наивысшей точки, постепенно утихает, лирический герой чувствует умиротворение. Таким образом, стихотворение будто разделяется на две части. Это разделение заметно и в его рифмовке. Объединив слова в строки, мы заметим между ними следующую рифму. В первой части стихотворения она перекрестная (АВАВ): «эпохи – цикад – убогих – оград». Во второй – парная (ААВВ): «ликованья – исповедальня – горя – алтаря». Возможно, это говорит о том, что мысли автора сначала сбивчивы и непоследовательны, а затем, когда автор уже приходит к финалу, становятся логичными, последовательными.

Об этом позволяет говорить и морфология стихотворения. В основном, Авалиани использует в произведении существительные, на втором месте по частоте употребления – прилагательные. Сначала, благодаря чередованию этих частей речи, статичные, но звучные картинки в нашем воображении быстро сменяют друг друга, а затем, с появлением глагола и деепричастия, картина оживляется, становится динамичнее, а мысли — последовательнее…

Настроение лирического героя от робкого, переданного метафорой «я ящерка» и выразительными эпитетами «ютящейся эпохи», «фокусов убогих», «тревожный свист», восходит к возвышенному и торжественному, поэтизированному существительными «исповедальня», «келейник», «алтарь», «минута ликованья».

Первоначально считая своё существование жалким, «убогим», автор впоследствии обретает надежду на счастье и приходит к выводу, что жизнь «горит» и дарит «высокое блаженство алтаря».

№2

Дмитрий Евгеньевич Авалиа́ни — поэт, палиндромист.

Родился в Москве в семье книжного графика Евгения Авалиани. Учился на географическом факультете МГУ. Выпустил четыре книги стихов и других экспериментальных текстов. Погиб под колёсами автомобиля.

Стихи Авалиани сочетают лёгкость звучания и изящество фразировки с герметичной образностью. Однако наибольшее признание Авалиани принесли не они. Авалиани является основоположником современного русского палиндрома. Исключительный вклад внесён Авалиани и в развитие русской визуальной поэзии: Авалиани изобрёл и довёл до совершенства своеобразную поэтическую форму, получившую название листовертень — это текст небольшого размера (от одного слова до нескольких строк), выписанный таким образом, чтобы при переворачивании (на 180°, реже на 90°) читался уже другой текст (в отдельных случаях тот же самый, иногда два прочтения составляют вместе рифмованное двустишие или четверостишие). Авалиани также развил и превратил в особую литературную форму панторифмы и анаграммы, экспериментировал с некоторыми другими редкими и трудными приёмами стихосложения.

Само стихотворение «Я ящерка» похоже на ящерицу по форме, а первые буквы образуют алфавит в обратном порядке. Автор чувствует себя ящеркой в этом мире. Стихотворение созвучно произведению Державина «Бог»

«Я телом в прахе истлеваю,

Умом громами повелеваю,

Я царь – я раб, я червь – я бог!»

Дмитрий Евгеньевич Авалиа́ни — поэт, палиндромист.

Родился в Москве в семье книжного графика Евгения Авалиани. Учился на географическом факультете МГУ. Выпустил четыре книги стихов и других экспериментальных текстов. Погиб под колёсами автомобиля.

Стихи Авалиани сочетают лёгкость звучания и изящество фразировки с герметичной образностью. Однако наибольшее признание Авалиани принесли не они. Авалиани является основоположником современного русского палиндрома. Исключительный вклад внесён Авалиани и в развитие русской визуальной поэзии: Авалиани изобрёл и довёл до совершенства своеобразную поэтическую форму, получившую название листовертень — это текст небольшого размера (от одного слова до нескольких строк), выписанный таким образом, чтобы при переворачивании (на 180°, реже на 90°) читался уже другой текст (в отдельных случаях тот же самый, иногда два прочтения составляют вместе рифмованное двустишие или четверостишие). Авалиани также развил и превратил в особую литературную форму панторифмы и анаграммы, экспериментировал с некоторыми другими редкими и трудными приёмами стихосложения.

Само стихотворение «Я ящерка» похоже на ящерицу по форме, а первые буквы образуют алфавит в обратном порядке. Автор чувствует себя ящеркой в этом мире. Стихотворение созвучно произведению Державина «Бог»

«Я телом в прахе истлеваю,
Умом громами повелеваю,
Я царь – я раб, я червь – я бог!»

№3

Дми́трий Евге́ньевич Авалиа́ни — поэт, палиндромист. Он экспериментирует со стихами.

Форма стихотворения «Ящерка» - это ящерица. Она является лунным существом. Это стихия влажности. Поскольку полагали, что ящерица не имеет языка и питается росой, она олицетворяла молчание. В египетском и греческом символизме ящерица означала божественную мудрость и удачу. Атрибут Сераписа и Гермеса. В зороастризме она символ Аримана и злое начало. В христианстве ящерица также означает зло и дьявола. Атрибут Сабазия, который изображается с ящерицей в руках. В римской мифологии считалось, что она спит всю зиму, и поэтому символизировала смерть и воскресение. У аборигенов Австралии ящерица Тарротарро считается культурным героем.

Возможно, автор знал о всех символических значениях этого образа, так как стихотворение насыщенно философскими образами. Это графический эксперимент.

№4

Заглавие стихотворения "Я ящерка..." передает тему и идею стихотворения, то есть уже из названия мы понимаем, что автор чувствет себя частицей "ютящейся эпохи" - малой, но неотъемлемой составляющей чего-то единого, большого, глобального, без которой и глобальное становится уже не тем глобальным, которое мы привыкли видеть.

Тема стихотворения -

Идея - показ большого через частное, духовного через земное, рассказ о том, что "земная жизнь еще дарит, горя, высокое блаженство алтаря".

Лирический герой здесь предстает перед нами философом, смотрящим на мир не сквозь розовые очки, а реально, он чувствует себя маленькой частичкой всего мира, эпохи - ящеркой, но, с другой стороны, этот зверек очень юркий и изворотливый, поэтому нельзя сказать, что стихотворение наполнено пессимистичной теорией - нет, и в последующих строках автор нам дает понять это.

Жанр стихотворения - обратный абецедарий.

С точки зрения композиции развитие чувств героя идет от земного к духовному, от более мелкого к глобальному, объединяющему всех людей - вере. Это можно проследить по цепочке: шелест - хлопушка фокусов - свист - рывок - наитие - минута ликованья - исповедальня, и кульминация - обобщение всегго сказанного: "Земная жизнь ещё дарит, горя, высокое блаженство алтаря".

Тропами здесь являются градация, поскольку идет все большее нарастание, нагнетание, увеличение духовности, а также инверсия - "фокусов убогих", кроме этого в начале повторяется одна и та же конструкция: прилагательное - существительное, автор использует это для того, чтобы показать многочисленность подобных примеров, еоднозначтность эпохи, окружающего нас мира, много в стихотворении эпитетов: щемящий, чувственных, тревожных - для большей красочности, силы произведения, атакже присутствует олицетворение - ютящейся, которое использовано для того, чтобы показать несостоятельность нашей эпохи, эпохи, в которой нет выдающихся писателей, художников, эпохи, которая "ютится" стреди своего наследия.

Рифма здесь перекрестная.

№5

Авалиани только на первый взгляд кажется легким и простым, но на самом деле за ним скрывается большой смысл. Стихотворение имеет форму перевернутого алфавита начинается с слов на я - ю - э - щ…и заканчивается на г – в – б – а.

А теперь задумаемся, зачем Авалиани начал стихотворения с «Я», ведь нас с детства учили, что «я - последняя буква в алфавите», но ведь в старой азбуке значение первой буквы как раз и значило «я», «личность». Мне кажется автор хотел показать, что все изначально начинается от нас самих.

В стихотворении всего три предложения. Первое предложение («Я ящерка\ ютящейся\ эпохи\, щемящий\ шелест\ чувственных\ цикад, \ хлопушка\ фокусов\ убогих, \ тревожный\ свист, \ рывок\ по верх \ оград») определяет самоощущение лирического героя и его отношения с миром. Ощущение дисгармонии создается, в первую очередь, благодаря эпитетам – ютящейся, щемящий, убогих, тревожный… «Я» лирического героя маленькое, что-то такое же миниатюрное и трепетное, как ящерка в этой непонятной эпохе, «я» всего лишь легкое шуршанье, шорох чувственных цикад… , но «я» - это еще и рывок, волевое решение. «Я» сделаю рывок из этого ужасного мира, чтобы хоть как-то вырваться из этих умаляющих меня рамок существования.

«Наитие, \ минута ликованья, \ келейника исповедальня.» Вдохновение, словно внушенное какой-то высшей силой, доставляющее минутную радость будто ведет в исповедальню монаха, способного противопоставить мирскому духовное.

«Земная \ жизнь \ ещё \ дарит, \ горя, \ высокое \ блаженство \ алтаря» Жизнь-служение поддерживает огонь земного существовалия людей. Последнее предложение звучит как афоризм и буквально призывает стремится к чему-то высокому и неземному.

Форма стихотворения (обратный алфавит) показывает нам, что все в любое время (эпоху) по сути начинается с нас самих, что каждая маленькая часть даже самая незаметная составляет ту жизнь, к которой мы стремимся, как мелодия может измениться без одной ноты, так и жизнь в отсутствии малейшей детали станет иной.

№6

Для ответа на данный вопрос я обратилась к краткой биографии Д. Авалиани и выяснила, что Д. Авалиани был коренным москвичом, «ребенком Арбата», его воображение всегда тревожили проблемы бытия, человеческой личности.

Проведя анализ, я обратила внимание на графику стиха от я - ящерки до а - алтаря, однословные строки выстроены в обратном алфавитном порядке, неразрывно связан с графикой смысл, который через необычный азбучный стих выявляет проблему человеческого бытия в нашем столь огромном и крайне непростом мире. И этот так называемый жизненный путь от «присмыкающего» до блаженства, вершин мироздания человек проходит через многообразия чувственной природы, эмоциональные всплески.

№7

1) Уже сама форма стихотворения напоминает ящерицу: головку, хвост и лапки.

2) Слова «…ютящейся эпохи, » говорят о том, что жизнь ящерки - это целая, но очень краткая и быстро проносящаяся эпоха.

3) Говорится здесь также о том, что одну ящерку упоминают как шелест, хлопушку, свист, рывок. Но интересны строки: «…Земная жизнь ещё дарит, горя, высокое блаженство алтаря. » Я думаю, эти строки говорят о том, что коротка земная жизнь, но высокое, небесное блаженство нам дарит.

№8

Я ящерка…

Первая строчка стихотворения Д. Авалиани «Я ящерка…» даёт почву для глубоких размышлений и читательских догадок о его сути и лирическом герое, коим выступает сам автор. В глаза бросается оригинальность стихосложения. Так как же форма связана с содержанием? Что хотел выразить автор? Букет каких чувств? Попробуем разобраться.

Во-первых, конструкция этого миниатюрного произведения такова, что каждая «строчка» начинается на определенную букву русского алфавита, причем в обратной последовательности. И это неслучайно. Если вчитаться в содержание стиха, можно заметить как бы «нарастающее» настроение лирического героя. Именно поэтому произведение восходит к первой букве, а вернее, слову на эту букву. «Алтарь» - священный символ. Но рассмотрим всё по порядку.

Каждая строфа в стихе представлена одним словом. Но как! Точно, метко взвешен каждый звук, виртуозно передана гамма чувств с помощью коротких, но объемных назывных предложений и фраз. «Я ящерка» - сразу, с ходу даёт автор оценку себе и месту в этом мире. Вообще, ящерица, по закону Моисея, животное нечистое. Именно поэтому автор выбирает его и пишет стихотворение от «я» до «а». Душа лирического героя проходит огонь, воду и медные трубы («хлопушка фокусов убогих») прежде чем достигает духовного очищения настолько, что может приблизиться к «святому святых» - алтарю.

Автор употребляет даже не «ящерица», а «ящерка», что ещё больше подчеркивает мелочность, суетность его жизни. Об этом говорит и эпитет «ютящаяся эпоха». Целую эпоху автор называет ютящейся! Звучит так, словно это оксюморон. Для достижения потрясающе тихого эффекта в начале, автор пускает в ход фонетику и звукопись, благодаря чему слова приобретают стилистическую окраску. Цель автора – с помощью аллитерации создать выразительный звуковой образ. «С», «Ч», «Ш», «Ц» - звуки ползающей по траве ящерицы или цикады, потерявшейся в «убогих фокусах» этой жизни. Пока лирический герой слышит хлопушку таких фокусов, рифма в стихотворении повторяется через каждые 4 слова, как в классическом стихе. Но как только звук таких фокусов перекрывает « тревожный свист» в душе автора, всё словно переворачивается. Можно видеть, что от сбивчивых эмоций между «наитие, Минута Ликования» и «келейника Исповедальня» теряется целая строчка, так необходимая для рифмы. Но это не важно. Это не заметно. Накал внутреннего восторга и предчувствия, словно волна, накрывает читателя и лирического героя, услышавшего «тревожный свист». Но что это? Глас вопиющего в пустыне? Случайно сказанная кем-то сердечная фраза, пробудившая сердце, душу и ум, доселе спавших?.. Автор повествует лишь о том, что происходит дальше - рывок поверх оград. Каких оград? Тех, которые человек сам себе настроил своими пороками и предрассудками. Заметим, ящерицы не прыгают поверх оград. Значит, в данном случае уместно говорить о том, что она сделала больше, чем могла, т. е. переступила через себя. Рывок как бегство, как попытка к спасению. Возможно даже, что во время этого рывка ящерица теряет хвост. Но боль ничто, в сравнении с ощущением близкой свободы. Наитие… и вот оно - ликование! Чтобы передать действие, автор использует не глаголы, а существительные, из которых составлены назывные предложения. Но стих от этого только выигрывает. Именно назывные фразы создают объемную картину, хронологическую цепочку, поэтапные действия. Всё четко, динамично и вместе с тем безукоризненно гениально.

После освобождения начинается как бы вторая часть стихотворения, т. к. условно его можно разделить пополам. Из 33 букв русского алфавита 3 не участвуют в создании стиха как начальные строчки. Именно «оград» - 15-е слово в стихе. После него начинается духовное очищение.

«Келейника исповедальня»… Издавна келейники - это очень смиренные люди, добровольно оставившие мир для служения Богу, чтобы унаследовать Царство Небесное. Так и лирический герой оставляет своё «я», своё «эго» и проходит путь очищения от гордости к смирению. По мере этой перемены меняется и лексика произведения. От эпитетов с отрицательной окраской («ящерка ютящейся эпохи», «убогие фокусы») до торжественной речи оратора, с высокими, поэтическими словами: «высокое», «блаженство», «алтарь». И если вначале «фокус» и «эпоха» – вот всё существование, дешевый трюк во времени, то теперь жизнь в понимании прсветлённого ума - это «высокое блаженство алтаря».

Нетрудно заметить, что в основу стихотворения положен принцип антитезы. Сперва ящерка - пресмыкающаяся, а в конце - трепетная душа у алтаря.

Еще одна очень важная деталь: образ ящерки выбран не случайно. В отличии, например, от змей, у которых, как известно, глаза - это неподвижные линзы. Ящерица же обладает способностью двигать зрачками. Т. е., можно сказать, что она не лишена возможности смотреть, и видеть, и внимать. У автора с самого начала, при всей, казалось бы, безысходности, есть луч спасения и надежды.

Финал стиха – прекрасен. Эти жизнеутверждающие, светлые слова человека, спасшего свою душу… Что это за путь спасения? Что за сюжет прячется в глубине? Притча о богаче, раздавшем своё богатство? Тогда он приходит к алтарю небесному… А может это сказка «Красавица и чудовище», в которой девушка своей любовью спасает блуждающую душу?… И все равно, они придут к алтарю, и будут жить долго и счастливо. Что это за путь? У всех он свой…

назван «рыцарем честной, благородной поэзии». Вечные истины, ответ на гамлетовский вопрос «быть или не быть?» облечен автором в потрясающую форму. А всё это вместе берёт за душу и заставляет читать этот стих снова и снова.

№9

Д. Авалиани является основоположником современного русского палиндрома. Исключительный вклад внесён Авалиани и в развитие русской визуальной поэзии: Авалиани изобрёл и довёл до совершенства своеобразную поэтическую форму, получившую название листовертень. Это текст небольшого размера (от одного слова до нескольких строк), выписанный таким образом, чтобы при переворачивании (на 180°, реже на 90°) читался уже другой текст (в отдельных случаях тот же самый, иногда два прочтения составляют вместе рифмованное двустишие или четверостишие).

Стихотворение «Я ящерка…» и имеет такую необычную форму. Поэт поместил в одной строке по одному слову. И если присмотреться, то можно заметить, что это обратный абецедарий, акростих, в котором, прочитав с конца первые буквы слов, получим алфавит.

Но на этом хитрости «Ящерки» не заканчиваются. Форма стиха извивается, ютится, напоминая собой ящерку. Наличие большого количества шипящих так же указывает на это пресмыкающееся.

Стих Авалиани сочетает лёгкость звучания и изящество фразировки с необычной образностью: от ящерок и цикад, земной жизни до блаженства и алтаря.

№10

Авалиани «Ящерка» - это волшебство формы, звуков, образов. Читаешь его на едином дыхании и вдруг понимаешь, что «ящерка ютящейся эпохи» - это любой человек, живущий на нашей земле. Ящерка – это метафора. Стихотворение, с моей точки зрения, философское. Тема – смысл жизни человека. Когда начинаешь вчитываться, вдумываться в каждое слово произведения, понимаешь – это «космос». Автор ставит масштабные, значимые вопросы: Кто мы? Зачем мы пришли в этот мир?

Да, как и ящерка, мы ютимся, помещаемся на небольшом пространстве. Как и ящерка, мы в «шелесте цикад», в любом проявлении жизни. К сожалению, в нашем существовании и «хлопушка фокусов убогих», и «тревожный свист» и, выбираясь из трудной ситуации, также рвемся «поверх оград».

Да, наша жизнь хрупка. И автор подчеркивает это тревожными эпитетами: «ютящейся (эпохи)», «тревожный (свист)», (фокусов) «убогих»; метафорами «хлопушка фокусов», «рывок поверх оград»,

Но как она прекрасна в любом проявлении! Это подтверждают выразительные эпитеты поэта: «щемящий (шелест) чувственных (цикад)», «высокое (блаженство)». А какой философией проникнуты метафоры «минута ликованья», «келейника исповедальня», «блаженство алтаря».

В стихотворении поэт употребляет 17 существительных. В первом предложении он создает образ человека, поэтому роль сказуемых выполняют существительные: «Я ящерка, шелест, хлопушка фокусов, свист, рывок». В этом предложении нет динамики.

Стремительность (динамика) появляется во втором предложении. Существительные здесь являются подлежащими: «наитие, минута…». Сразу возникает и образ, и динамика: вдохновение, радость победы и сокровенный разговор.

В третьем предложении, осложненном обособленным одиночным обстоятельством, автор как бы делает вывод: жизнь дарит «высокое блаженство алтаря». Какую удивительную метафору использует Д. Авалиани: «блаженство алтаря» (счастье самопожертвования).

Я думаю, что «высокое блаженство алтаря» - это то, над чем нужно задуматься каждому человеку. Необходимо помнить, что жизнь, данная нам Богом, - это «только миг между прошлым и будущим», и прожить надо так, чтобы совершить как можно больше хорошего, оставить добрый след в душах людей. В чем смысл жизни? Аристотель ответил на этот вопрос так: «Служить другим и делать добро».

Стихотворение очень музыкально, автор использует прием звукописи: «ящерка, ютящейся, щемящий, шелест, чувственных (аллитерация); «я ящерка, наитие, минута ликованья, исповедальня (ассонанс).

Форма стихотворения – акростих, алфавитный стих (абецедарий). У Авалиани начальные буквы расположены в обратно – алфавитном порядке. Слова, составляющие акростих, - суть аббревиатуры стихотворения. Поэт открыл, познал и подарил нам тайное в букве.

Я – ящерка,
Я – человек…

Форма напрямую связана с содержанием.

Волшебное, изящное, легкое, удивительно глубокое стихотворение оставило в моей душе неизгладимое впечатление.

№11

В стихотворении Д. Авалиани лирический герой называет себя ящеркой. Почему? Ящерица – это мерзкое, скользкое, приземленное животное, которое шустро бегает, извивается и ползает, а ящерка – это маленькая беззащитная ящерица. И в этом мире лирический герой чувствует себя маленьким и беззащитным, приземленным и суетным. И в первом предложении мы слышим ужасный, однообразный мир:

«ютящейся», «щемящей», «шелест», «чувственных», «цикад»,

[т'][щ'][с'] [щ'] [щ'] [ш] [с] [ч'][ф’с] [х] [ц]

«тревожный», «свист» - все эти шумяще-свистящие звуки создают

[ж] [с][с]

неприятное ощущение, эти звуки режут ухо, и нам хочется убежать от них, от этого мира. Ведь нет в нем никаких радостей, а только теснота «ютящейся эпохи», жизнь «убогих», все превратности жизни, которые сыплются, как конфетти из хлопушек, бесконечная беготня и приземленность.

И кажется, нет выхода из этого порочного круга беготни. Лирический герой чувствует себя взаперти, за оградой, где он ощущает себя как животное в загоне. Но он человек, человек свободный, а у человека есть душа. И живет человек не только для удовлетворения своих земных потребностей, но и для чистоты, красоты души, для любви, для добра, поэтому лирический герой делает «рывок», чтобы выбраться из этого мира и познать мир духовный.

И получается, что жизнь делится на два периода: есть период, когда мы думаем о теле, а есть период, когда мы думаем о душе. И композиция стихотворения подчеркивает этот разлом жизни.

Также понять характер и ощущения лирического героя помогает форма стихотворения. Вот мы смотрим на стихотворение, и нам кажется, что заглавие – это голова ящерки, а само стихотворение – это ее извивающееся тело. Ящерка куда-то бежит, возможно, от жизни, надоевшего мира, а может, она в поисках среды обитания.

Но если мы вчитаемся, то форма уже кажется нам горящей свечой, которая отражает горение настоящей жизни. И шуршащие звуки [ф’], [ч’], [ц] уже кажутся потрескиванием огня, и по мере возвышения лирического героя они исчезают. И вторая часть наполняется возвышенными словами: «наитие», «ликование», «келейника исповедальня», «блаженство алтаря».

И кажется, что лирический герой нашел тот мир, который даст ему одухотворенность, чистоту и красоту, которые заключаются в познании души и мира, в «наитии», озарении, вдохновении, в поиске чего-то святого и небесного. Вот она истинная жизнь, когда душа ликует от чувства исповедания, блаженства. Ведь когда ты ищешь смысл жизни, нужно предаться Богу, очистить душу, уединиться, как монах, и познать то блаженство, ту святость, которая рождается у алтаря Господня.

Форма стихотворения помогает нам понять характер лирического героя, характер его переживаний. Есть моменты, когда ты ощущаешь себя беззащитной ящеркой с ее приземленностью жизни, с ее суетой и тревогой. А есть моменты, когда лирический герой ощущает себя «келейником», который служит Богу и открывает святость мира – «блаженство алтаря». Он живет законами мира, и жизнь для него – это свеча, которая, «горя», дарит тепло, жизнь, надежду и веру в лучшее.

№12

Авалиани « Я ящерка…» очень интересно нам не только особенностью своего написания, но и удивительными образами, нарисованными в нём.

Данное стихотворение имеет несколько необычных деталей. Во-первых каждое слово в нём написано на отдельной строке, и если прочитать начальные буквы снизу вверх, то получим русский алфавит от «А» до «Я». К тому же сама визуальная форма стихотворения связана с содержанием, по форме она похоже на ящерку.

Конечно, главным лирическим героем этого стихотворения является автор, и всё стихотворение является его сравнением с маленькой юркой ящеркой, успевающей всегда и везде. Но кроме образа автора в стихотворение присутствуют и другие яркие образы, они сменяют друг друга очень быстро, так что даже не успеваешь их рассмотреть. Я думаю, Авалиани хотел показать как быстро летит жизнь и события мимо него, маленького человека, ютящейся ящерки своей эпохи.

В таком казалось бы небольшом стихотворении автор мастерски уместил много средств выразительности, за счёт которых и создаются образы этого произведения. Автор использует яркие эпитеты: ютящаяся эпоха, щемящий шелест, чувственные цикады, убогие фокусы, тревожный свист. Имеет место так же красивая метафора: «Земная жизнь ещё дарит горя».

С точки зрения рифмы, я думаю, это стихотворение написано двухстопным

Итак, стихотворение Д. Авалиани очень не большое по объёму, зато очень необычное по своему построению и содержанию.

№13

Стихотворение «Я ящерка…» на первый взгляд ничем не отличается от стихотворений-игрушек, но на самом деле в нем заложен огромный смысл о высоком и вечном.

Во-первых, стихотворение написано в форме алфавита, но перевернутого. Будто это нашу жизнь перевернули с ног на голову, начав порядок не с буквы «а», а с буквы «я». Но что такое «я»? Это и начало жизни, и внутренний мир каждого человека словно утверждающего: «Я такой один».

Стихотворение состоит из трех предложений, которые делят произведение на три неравные части.

В первой говорится о жалком существовании всех нас «Я ящерка\ ютящейся \эпохи, \ щемящий\ шелест \чувственных\ цикад, \ хлопушка\ фокусов \убогих, \тревожный \свист, \ рывок \поверх\ оград». Мир в этом предложении будто «разбит» на множество осколков.

Во второй части («Наитие, \минута\ ликованья, \келейника \исповедальня») используются назывные предложения, передающие бесконечные смыслы. В них и желание вырываться из рамок обыденного сушествования, и стремление быть кем-то, причастным духовному.

Третье предложение - суждение («Земная \жизнь \ещё \дарит, \горя, \ высокое \ блаженство \ алтаря») о высоком, о том, что мир еще жив («горит») и мы живы вместе с ним. Этот мир может нас многому научить и учит высокому и вечному.

Стихотворение написано короткими строчками, что, по моему мнению, означает, что мир не может быть целостным сразу, а состоит из маленьких составляющих: река без камня на дне, уже не река; поляна без дерева теряет свой вид, а город без человека, уже не выглядит полным и живым. Мир состоит из маленьких частей, и каждый человек играет свою роль в этом мире, потому что каждый может изменить его в какую-либо сторону.

«Я ящерка ютящейся эпохи…» - стихотворение-пазл. Мы собираем целую картину по маленьким кусочкам, мы уже ее собрали, и вдруг не находим одного маленького и вроде бы незначимого кусочка, но без него такого внешне никчемного, «мозаичный» мир не существует. Мы искали-искали и нашли эту часть, на котором оказался всего лишь один зелёный уголок, вставили его в нашу мозаику - и мир заиграл всеми яркими красками жизни, ожил.

Невзрачная деталь преобразовала целый мира, так и нам надо стремится изменять мир в лучшую сторону, пусть даже иногда кажется, что мы и «шелест чувственных цикад», а то и «хлопушка фокусов убогих…» , нелепые и ненужные.

И если «Земная жизнь ещё дарит, горя, высокое блаженство алтаря», значит мы можем учиться изменять мир, стремится к высокому, и в конце концов просто жить, делая этот мир полнее, а кого-то в нем счастливее!

№14

Этот стих, написанный Авалиани, представляет собой обратный абецедарий.

После прочтения данного стихотворения сразу бросается в глаза, что по форме оно напоминает ящерицу, а по своему содержанию – линию жизни. Автор ведет повествование своего жизненного пути от лица маленькой ящерки. В данном произведении четко прослеживаются определенные этапы развития человека. В начале стиха поэт описывает маленькую ящерку, только что появившуюся на свет. Затем она подрастает и становится способной решать определенные задачи, стоящие перед ней, преодолевать любые преграды. Во второй половине жизни существо приобретает богатый жизненный опыт; его чаще посещает вдохновение. Но вот и близится закат, для него заканчивается земная жизнь и существо уходит в мир иной, и на этом весь жизненный цикл заканчивается, чтобы вновь повторится в другом живом существе. И жизнь продолжается!

№15

Дмитрий Авалиани — поэт-изобретатель. Он начал своё творчество с палиндромов, достигнув в этом виде словесной игры высочайшего мастерства. Затем продолжил, сочиняя анаграмматические стихи, панторифмы, тавтограммы, «алфавиты», а также другие, им самим придуманные стиховые формы, устоявшихся названий у которых нет: двустишия, отличающиеся одной буквой, или стихотворение, написанное с использованием только трех согласных, или еще более изощренные и оригинальные работы.

Вот, например, одно из алфавитных стихотворений Авалиани: «Я ящерка…». Прочитаешь его на одном дыхании и невольно ахнешь: каждое нисходящее слово начинается со следующей в обратном порядке от Я буквы алфавита: я-ю-э-щ-ш-ц… и так до «а».

Такая композиция стихотворения называется абецедарий буквенный — буквенный акростих на алфавит; стихотворение, в котором начальная буква каждого слова образует алфавитную последовательность. Если алфавитная последовательность читается от Я до А, то подобные абецедарии называют обратными.

Стихотворение интересно тем, что в его основе лежит аллегорическое изображение человеческой жизни, поэтому оно представляет собой одну большую развернутую метафору. Читая его, нельзя не почувствовать стремительное, как спуск лыжника с горы в долину, движение от «я» (местоимения 1 лица) к «алтарю», движение через «шелест чувственных цикад», «тревожный свист», «наитие», «минуту ликованья», через всю человеческую жизнь. Возможно, алфавитная последовательность букв в этом стихотворении играет роль своеобразной лестницы, по которой человек «поднимается» в течение всей своей жизни.

Лексика стихотворения подтверждает это. Человеческий зародыш напоминает ящерку — это первая стадия жизни, её зарождение. Алтарь символизирует Божий суд, перед которым человек предстаёт после смерти. Келейником в православной вере называют слугу при сановном лице, а исповедальней — место, отведенноё для исповеди. Получается, что перед нами своего рода «исповедь слуги». Поэтому, как мне кажется, лирический герой этого стихотворения — человек. Но не какой-то конкретный, а человек как высшее млекопитающее, как вид. Он рассказывает нам о себе в момент исповедания, покаяния перед Богом в преддверии смерти: ящерка, шелест, свист, хлопушка, рывок, наитие, ликованье… — это всё его многочисленные «я», образный ряд, то, с чем он себя отождествляет в разные периоды жизни.

Пространство стихотворения чётко не определено. Но такие эпитеты, как «ютящейся», «щемящий», «убогих», «тревожный», наводят на мысль, что жизнь, по мнению автора, загоняет людей в какие-то рамки, ограничивает их духовное пространство. И только в последний миг, когда человек открывает свою душу перед Богом, делает «рывок поверх оград», он становится по-настоящему внутренне свободным, и «…земная жизнь ещё дарит, горя, высокое блаженство алтаря».

Сама внешняя форма стихотворения сужает пространство, превращая его в некий тоннель, в конце которого виден освещённый чистым, ровным, влекущим к себе светом алтарь.

Авалиани, по его словам, старался вернуть доверие к слову: «Мы живем в эпоху словесной инфляции. Язык обесценивается, мы теряем ощущение его красоты. Замедляя темп речи, вырывая слова из контекста, рассматривая их как бы через микроскоп, я пытаюсь вернуть это утраченное ощущение». И пытается он это сделать с помощью игры слов и звуков.

Стихотворение необычайно интересно и своим звуковым оформлением. Три первых слова и сразу же 4 буквы «Я» (да ещё «Ю»!). Они мягкие, вьющиеся, как плющ, и стекающие в одну струю. Звуки эти напоминают движение извивающейся змейки, ящерки, непоседливой юркой рыбки. Да и само стихотворение внешне похоже на ящерицу. Чуть ниже шипящие [Щ] и [Ш], свистящие [С] и [Ц], глухой, словно шепчущий что-то, [Т]. Они слышны в человеческом голосе, в шипении змеи, в шелесте листьев, в свисте ветров. От начала стихотворения к концу — от первой ступени к последней — ускоряется темп звучания, слова приобретают более «возвышенную» направленность. Второе и третье предложения несут в себе особый смысл, постичь который помогает звукопись. Через повторы [О] и [А] определяется всё большое, огромное. Это звуки восторга, торжествующего пространства, свободы как божественного дара.

Очень символичен с этой точки зрения звуковой состав слова «алтарь». В нём соединено, казалось бы, несоединимое. [А] — самый ясный, благозвучный; это первый звук, произносимый ребёнком, — и последний, произносимый человеком, который под влиянием смертельного паралича мало-помалу теряет дар речи. [А] — весна, расцвет, мама. [А] — алмаз, ангельская слеза. [Л] — влажный, ласковый, лёгкий. Ливень. Аналой. Библия. Любовь. [Р] — скорое, грозное, спорное. Взрыв. Радуга. Радость… Алтарь.

Стихотворение состоит из трёх предложений, каждое из которых представляет собой смену ощущений в душе лирического героя. Ощущение бессмысленности, суетности земного существования, подчёркиваемое рядом однородных членов (ящерка, шелест, цикады, хлопушка, фокусы, свист…) переходит в ощущение радости, ликования, блаженства.

Если стихотворение записать строчками, то можно легко определить его размер. Это трёхстопный ямб — энергичный, задорный, стремительный. Однако нестандартная форма произведения позволяет нам увидеть, что чередование ударных и безударных стоп в «лесенке» напоминает определенный жизненный путь человека: под ударением находятся те ступени, которые соответствуют наиболее тяжёлым этапам жизни человека, тем, на которые пришлись удары судьбы.

Таким образом, стихотворение Д. Авалиани «Ящерка» напоминает философское размышление о человеческой жизни, о загадках бытия, о связи «земного» и «небесного».

Наверное, соединение таких разных начал и придаёт его стихам бесконечное очарование, притягательную силу и неотразимую прелесть. Стихи Авалиани, быть может, действительно далеки и от эстетического экстремизма, и от унылого усредненного письма, они относятся к тому роду литературы, с которой можно жить день за днем, ступень за ступенью.

Именно этим, по-моему, они и интересны современному читателю.

№16

Данное стихотворение принадлежит русскому символисту. "Символическая поэзия враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь" - писал французский поэт Жан Мореас.

"Я ящерка ютящейся эпохи+" - автор, а по совместительству и лирический герой стихотворения, сам признает себя жертвой эпохи, в которой живет. Он маскируется и увиливает, пытается найти черные ходы, убегая от строгих норм и привычных стандартов своего столетия. Рисунок стихотворения напоминает ящерку, вот только голова ее направлена вниз. Более того, начальные буквы каждого слова располагаются в обратном алфавитном порядке. И именно в этом направлении - сверху вниз - растет напряжение: сложности эпохи, преодоление преград и препятствий, замирание, блаженство: "земная жизнь еще дарит, горя, высокое блаженство алтаря". "Дарит, горя" - т. е. еще дарит удовольствие, но продолжает сгорать. Форма и порядок слов символичны. Автор хочет показать, что наш путь к достижению цели начинается с самого себя (Я ящерка), но при этом старт располагается у хвоста, так как наш нелегкий путь пролегает от низа к вершине.

Особую яркость придают произведению оригинальные эпитеты ("ютящаяся эпоха", "щемящий шелест", "чувственные цикады") и сравнения ("я ящерка", "я+шелест цикад", "я+хлопушка фокусов"). Необычную атмосферу создает звукопись, примененная в этом стихотворении: "Я ящерка", "щемящий шелест чувственных цикад".

Д. Авалиани - мастер создания произведений символической поэзии. Он очень ярко, образно и талантливо описал свои чувства и размышления, передав их через форму и содержание стихотворения читателю.

№17

«Кто я в этой удивительной жизни? Песчинка мироздания? Травинка, колышущаяся на ветру? Букашка на коре берёзы? Венец творения? Перекати поле? Небожитель?» - задаёт себе вопросы каждый из нас. Ответов много, и ни одного одинакового, ибо, как многолик этот мир, так непохожи и люди, населяющие его.

Лирический герой Авалиани представляет себя ящеркой, и в этой необычной метафоре уже выражено уникальное видение поэта. Какие качества скрывает ящерка? В чём её сила? Ящерка невелика, но она с успехом может юркнуть в едва заметную щёлку, стать невидимой, уйти от опасности. И вот уже рождается ассоциация с поэтом, странником на Земле, представителем искусства, которое сжимается до размеров рептилии, ютится в томиках стихов, но не затем, чтобы умереть, а, чтобы подобно ящерке, выжить, переждать опасность и вновь явить Вселенной красоту звука, слова, стиха…

«Поэзия вся – езда в незнаемое». Трудно отыскать её формулу. Блейк в своё время обозначил особенность лирики как умение «в одном мгновенье видеть вечность, и небо в чашечке цветка». Авалиани нашёл ещё более ёмкий образ – ящерку. Звуки, издаваемые её юрким телом, почти бесшумно ускользающим от любопытных глаз, напоминают «щемящий шелест чувственных цикад». Ведь ящерка, подобно Царевне-Лягушке, неожиданно сбросит кожу и превратится в тонкого лирика. А о чём петь поэту, как не о любви. Вот почему звуки так щемящи, а цикадам передаётся чувственность человека. Но кто задумывается о красоте и уникальности ящерки? Это же одна представительница многочисленного семейства. Над ней можно проделывать «фокусы убогие», Ну, и пусть жестоко – зато весело. И вдруг животное оставляет в руках мучителей хвост и снова обретает свободу. Так и поэт часто совершает «рывок поверх оград» под «тревожный свист» и улюлюканье. Он остаётся собой, добиваясь права писать, как чувствует, как способен. Поэт-ящерка убегает от мира, чтобы писать о нём. Его комната становится «келейника исповедальней», где по наитию пишутся кровью сердца строки, выстраданные одиночеством. «Минута ликованья» окупает долгие годы мучительного поиска, затворничества, непризнанности окружающими. На алтарь искусства поэт возложил любовь, житейские радости, счастье. Но оказывается, что «земная жизнь ещё дарит, горя, высокое блаженство алтаря», и ящерка опять в движении, в поиске новых образов, форм, приёмов.

Авалиани - признанный мастер изящных фраз. Яркое доказательство этому – его «Ящерка», маленький шедевр визуальной поэзии. Это фигурное стихотворение, на мой взгляд, является образцом единства формы и содержания. Разве за словами-стихами вы не угадываете очертания юркого животного, способного лапками цепляться за жизнь и радоваться ей? Звукопись помогает решить эту задачу. Аллитерация представлена здесь не только на уровне одинаковых звуков, но и их сочетаний [ЩۥЭ]. Как ящерка постепенно перебирается по земле к своей норке, так и звуки определённого качества нагнетаются, переходя из шипящих в свистящие, затем в сонорные. Чтобы имитировать шелест листьев под тельцем движущегося животного, шорох его лапок, Авалиани использует шипящие [Щۥ], [Ш]. Тревогу передают [Ж] и свистящий [С] (фоку[С]ов, трево[Ж]ный, [С]ви[С]т). Рывок, стремление к свободе символизирует настойчивое повторение [Р] (т[Рۥ]евожный, [Р]ывок, пове[Р]х, ог[Р]ад). Затем приходит успокоение, радость открытий. В стихах начинают заявлять о себе мягкие сонорные ([Мۥ]инута, [Лۥ]икованья, ке[Лۥ]ей[Нۥ]ика, исповеда[Лۥ]ь[Нۥ]я). Венчают стихи нарастающие повторения [Рۥ] (да[Рۥ]ит, го[Рۥ]я, алта[Рۥ]я). Это свидетельствует о моменте счастья, слиянии с миром, мимолётной гармонии. Чтобы усилить представление читателя об утончённости ящерки, её незащищённости, поэт прибегает к ассонансу. Преобладание в стихах [А], [И], [Э], [О] помогает поверить в грядущую гармонию поэта и мира. Всю конструкцию «Ящерки» составляют немногосложные слова (кроме нескольких исключений), в которых ведущую роль играют гласные. Это рождает напевность звуков и усиливает единство формы и содержания творения Авалиани. Стихи представляют развёрнутую метафору, или мегаметафору, выражаясь языком современного литературоведения. Поэтому синтаксис подчинён задаче – выделить созданные поэтом образы, сделать их рельефнее. Все стихи, кроме первого, состоят из одного слова. Так создаётся панторифма. Слова-золото становятся рельфнее, наполняются самостоятельным значением и вместе создают многогранный образ. «Ящерка» включает 3 предложения, и только последнее из них -двусоставное. Предыдущие предложения односоставные назывные, осложнённые однородными подлежащими. Так Авалиани скупыми строчками показывает всё многообразие жизни и её испытаний, очерчивает круг противоположных явлений. На тему поэта и поэзии написано много бессмертных строк. И «Ящерка», безусловно, наполняет этот сквозной мотив новым содержанием.

№19

Авалиани «Я ящерка…» написано словно для детей, поэтому читается на одном дыхании. Каждая последующая строка начинается со следующей в обратном порядке от Я буквы алфавита: я-ю-э-щ-ш-ц…

Авалиани создал оригинальный жанр словесной графики — листовертни. Графические изображение каждого слова этого произведения под рукой художника получают разное воплощение в контексте целого слова-рисунка – и как бы по кусочкам создается целостная картина мира. Такая мозаичность особенно выразительна, благодаря тому, что каждая строка состоит только из одного слова, приобретающего особую значимость для всего произведения.

Разорвав хотя бы одно звено этой цепи, мы нарушим алфавитный порядок, а значит, и особую, древнюю, изначальную гармонию мира. Ведь особенность этого стихотворения в том, что алфавит тут начинается не с начальной буквы А, а, наоборот, с конца, с буквы Я. Но вспомним, что в кириллице, буквенный ряд начинался именно с личностного «Я». Кириллица отличалась тем, что в каждую её букву люди вложили особый смысл. И строгий порядок : Аз, Буки, Веди – превращался к сакральный «Я Ведаю Буквы» , т. е. Я владею знанием, я знаю жизнь… Есть много вариантов толкования кириллической азбуки …

Получается, что пространство мира в представлении Д. Авалиани находится между личностным и духовным («высокое блаженства алтаря»). Лирический герой стихотворения Д. Авалиани восходит по некой «лестнице» от малого к высокому, вечному: «я ящерка ютящейся эпохи»- мельчайшее (суффикс –к - усиливает значение «маленькое») существо в суетном мире ; «щемящий шелест чувственных цикад» - даже не сама цикада, а всего лишь её шелест, да и к тому же щемящий - причиняющий ноющую боль, сжимающий сердце, «хлопушка фокусов убогих»- не сам убогий фокус, а всего лишь его хлопушка, «тревожный свист» - резкий и высокий звук объявляющий о тревоге, или предчувствии чего-то плохого. А вырваться из «круга малости, некой ущербности» можно, только приложив максимум усилия («рывок поверх оград») – и откроется тогда (новое предложение) новая реальность: «наитие» - внезапно пришедшая мысль, вдохновение, «минута ликованья» - время торжественной радости, «келейника исповедальня» - нечто чистое…И снова заканчивается очередное предложение, и мы переходим к «высшему» в человеческой жизни : «Земная жизнь ещё дарит, горя, высокое блаженство алтаря». В конце пути-восхождения нечто святое, то к чем мы стремимся всю жизнь …

Вот так необычно Дмитрий Авалиани построил свое произведение, вкладывая в такое детское, на первый взгляд, стихотворение, глубокий философский смысл…

№20

Для себя стихотворение Авалиани я сравнила с картиной. Каждое слово, словно мазок кисти, оставляет свой отпечаток. Сначала мир кажется серым, мрачным, автор сравнивает себя с ящеркой, с низкой ящеркой потерявшейся среди эпох. Но в середине стихотворения ящерица делает рывок. Перелетает через ограды, которые возможно в тысячи раз превышают её размер. И тогда её существование превращается в жизнь, а серый мир приобретает краски. Лишь преодолев себя, низкое стало высоким.

Трудно однозначно ответить на вопрос, почему Авалиани начал с буквы Я. Мне кажется, что он хотел разрушить стереотип “я - последняя буква в алфавите”. Ведь мы создаём мир вокруг себя. Недаром в кириллице всё начинается с Аз-я.

№21

Авалиани - обратный абецедарий, в котором первые буквы представляют собой алфавит не от А до Я, а наоборот, от Я до А. Абцедарии имеют жёсткие ограничения по начальным буквам, которые несколько успокаивают полёт фантазии, но несмотря на это, в этом стихотворении достигнуто искомое единство формы и содержания, их неразрывности; игра здесь не самоцель, но дополнительная возможность выявления смысла. Читая это стихотворение, лучше, конечно, представить его записанным в оригинальном виде, сверху вниз, но и при развертке в одну строку нельзя не почувствовать стремительное, как спуск лыжника с горы в долину, движение от «я» к «алтарю» — через «шелест чувственных цикад», «тревожный свист», «наитие», «минуту ликованья» — через всю человеческую жизнь.

№22

Данное стихотворение, написанное удивительным поэтом Дмитрием Евгеньевичем Авалиани, принадлежит к философской лирике. В основе содержания – размышление автора о жизни человека, который, словно «ящерка», ловко пробегающая между камнями и деревьями, проходит сквозь многочисленные жизненные проблемы и трудности. Авалиани хотел донести до читателя мысль о том, что конец любой человеческой жизни неизбежен, и каждый найдёт утешение в «высоком блаженстве алтаря», который «земная жизнь ещё дарит».

По ходу стихотворения Авалиани описывает различные чувства, присущие человеку: «наитие, минута ликованья», «тревожный свист» и так далее. На мой взгляд, звучит некий мотив грусти и печали о недолговечности жизни. Хотя, с другой стороны, автор как бы особо подчёркивает, насколько жизнь многолика, разнообразна, удивительна.

Особую роль играет форма и строение стихотворения. Каждое новое слово начинается со следующей буквы в обратном порядке от Я буквы алфавита. Этим поэт выражает мысль о том, что после смерти человек переходит от земного и обыденного к космосу, вечности. Более того, благодаря такой форме, стихотворение читается на одном дыхании, что придаёт дополнительный философский смысл. Ведь так же быстро пролетает и жизнь; не успеешь оглянуться, как осталось лишь вспоминать минувшее…

Сквозь строки тянется и целая цепочка тропов: метафор («хлопушка фокусов убогих»), олицетворений («чувственных цикад»). Немаловажную роль играет частое употребление Авалиани религиозных терминов: «келейника исповедальня», «блаженство алтаря». По моему мнению, автор таким образом отмечает связь человека с религией и необходимость помнить о ВСЕВЫШНЕМ.

Несмотря на необычную форму, в стихотворении сохранена рифма и размер. Поэтому творение Авалиани остаётся связным и логически верно построенным. Также можно отметить использование инверсии («келейника исповедальня») и специальный подбор согласных (благодаря использованию алфавита), усиливающих производимое впечатление.

Таким образом, это стихотворение Д. Авалиани относится к визуальной поэзии и к жанру букво-словесной графики, потому что форма напоминает ящерку. Ящерку, которая по сравнению с человеком ничтожна мала. Как и один человек ничтожно мал по сравнению с целым миром.

№23

Общеизвестно, что Д. Авилиани – мастер визуальной поэзии, а его стихотворение «Я ящерка…» - несравненный зеркальный акростих-алфавит, так называемый обратный абецедарий. Алфавит же есть символ всеобщей связи, единства всего со всем.

В чем смысл обращения автора именно к такой форме стиха? Как форма стихотворения помогает мне понять мысли и чувства автора, которые переполняли его в момент создания произведения?

Стихотворение похоже на лесенку, каждая ступень которой – односложная строка.

И на первой ступеньке – Я, такое маленькое (ящер-к-а) и в то же время огромное, ибо в этом «я» мне видится не только лирический герой стихотворения, не только автор, но и любой другой человек (и я в том числе). Я – вступающее в огромный и сложный мир и познающее его во всем многообразии. А на последней ступеньке не что иное, как «высокое блаженство алтаря». Звучит многообещающе и оптимистично!

Что же между этими двумя полюсами? – «Земная жизнь»! И много в ней всякого, но ни от чего не открестишься: из песни слова не выкинешь, а из алфавита буквы!

Жизненный путь лирического героя воспринимается как восхождение (может быть, поэтому не простой акростих, а обратный?). И начинается он, как и у многих, с недовольства временем и собой: эпоха – ютящаяся, я – ящерка. И за всем этим я слышу лермонтовское: «А верно было мне предназначение высокое…». Отсюда и внутренняя тревога: щемящий шелест, и смятение чувств, и попытки деятельности: от фокусов убогих до смелого рывка поверх оград (какая емкая метафора!). Не ошибается тот, кто ничего не делает? И наитие-надежда на успех, и ликование, и…келейная тишина…вместо аплодисментов и благодарных почитателей… И не обида, не недовольство из-за этого, а высокое блаженство!

Получить полный текст

Так, по-моему, поэт использует форму стиха, чтобы донести до читателя свою мысль: как в алфавите буквы разные и у каждой свое место, так и в земной жизни будут взлеты и падения, находки и потери… Но не надо отчаиваться, ведь впереди – высокое блаженство алтаря!

А вот это уже урок нравственности! Спасибо, Поэт!

№24

Проанализировав стихотворение Д. Авалиани «Я ящерка» и поразмыслив, я пришёл к выводу, что его форма представляет собой церковную алтарную свечу.

№25

Д. Авалиани- один из поэтов палиндромистов(Палиндром, от греческого palindromos - движущийся назад, традиционно понимается как слово, которое одинаково читается как слева направо, так и справа налево). С одной стороны, он - неоавангардист, при этом владеющий таинством каллиграфии и поражающий умением писать буквы слов таким образом, что смысл прочитанного меняется при вращении листа бумаги. С другой стороны, он - мастер традиционного стиха, и изысканная простота многих его строк способна удовлетворить эстетическое чувство любителя "чистоты традиции". Но творчество его очень органично, что проистекает из сформулированного в автопредисловии к "Лазурным кувшинам" стремления к тому, чтобы "слово и мысль были одно", базирующегося на уверенности в том, что "в утверждении: "В начале было Слово, и Слово было Бог" - нет натяжки", а назначение поэта - "называть вещи, выделяя их в любовном касании".

Теперь перейдем непосредственно к самому стихотворению. Палиндром сразу же виден если прочитать первые буквы каждого слова в стихотворении. Стихотворение читается в ритме, заставляющем вспомнить о футуристах (Хлебников, Маяковский). Однако он не коверкает слова для ритмичности, как это делали они. Он использует классическую лексику, без просторечия или разговорных "словечек". Вся "соль" содержится в его игре словами, как листьями на ветру. Для текстов Авалиани характерен образ ищущего взгляда, раскрывающегося, напряженно всматривающегося глаза или зрачка (вплоть до "тысячеглазого тела"), находящего "указки" и "условные знаки". Характерен также образ синего неба - недосягаемых, изливающих благодать "нежных" высот, в которые он "рвется поверх оград". Уравновешивая устремления символистов и акмеистов, он стремится "достать до неба, в ширь удрать из гроба". Иными словами, распахнуть "в ширь" свое "я", ощутив истинную природу этого мира в непостижимой органичности соединения "земли и неба", передаваемой с помощью поэзии. Желание найти свет на среди людей выражается в строках "Земная жизнь еще дарит, горя, высокое блаженство алтаря". Вот что выражается в образах в стихотворении "Я ящерка+". Все его творчество пропитано этой идеей, кроме листовертней с палиндромами.

Читати також


Вибір редакції
up