Роль цвета в творчестве Александра Блока
Гладырь Богдана Сергеевна
Магистрант Белгородского государственного национального исследовательского университета
г. Белгород
В данной статье рассматривается роль цвета в творчестве Александра Блока, а также делается акцент на семантическую нагрузку слов со значением цвета в произведениях поэта.
Ключевыеслова: цвет, Блок, колоративы
This article examines the role of color in the works of Alexander Blok, and focuses on the semantic meaning of words with the value of the colors in the works of the poet.
Keywords: color, Blok, words with the value of the colors
В эпоху развития индустриального общества и все большей значимости информационных технологий поиск новых и изучение имеющихся каналов доставки информации, как до групп людей, так и до конкретного человека обретают особую актуальность. Популярность аудиовизуальных средств распространения информационных сообщений позволяет судить о том, что, помимо прочих составляющих, звук и цвет заключают в себе богатую семантическую нагрузку, позволяя не только передавать готовые образы к зрителю или слушателю, но и запускать в его воображении процессы создания новых образов.
Образность присуща не только современным средствам доставки информации, но также и литературным произведениям. Если мы говорим о визуальных средствах подачи информации, то здесь получатель по большей части является потребителем готовых образов, которые кто-то сконструировал специально для него. Совершенно другая ситуация складывается, когда человек принимает на себя роль читателя и знакомится с прекрасными образцами художественной литературы. Текст порождает в его воображении визуальные образы, оживляет их, поощряет полет фантазии. Таким образом, читатель как бы становится активным участником происходящего и совместно с автором создает образы героев, события и ситуации в своем воображении.
Образность является весьма важным свойством художественного текста. Мастерство писателя во многом проявляется при создании образов, которые надолго останутся в сердцах читателей. Немалую роль в этой связи играет широкая палитра средств художественной выразительности, доступная поэту или писателю при работе над произведениями. В рамках данной статьи мы бы хотели обзорно рассмотреть один из элементов данной палитры, а именно цвет. Причем сфокусировать свое внимание на использовании цвета в литературном наследии прекрасного русского поэта Александра Блока, чье творчество, по мнению Н.А. Кузьминой, «объединило «начала» и концы: вобрав духовное и поэтическое наследие XIX века, обогатило его опытом века XX» [5, с. 88-89].
Изучение цвета в научном сообществе в разрезе различных сторон и аспектов в последнее время набирает популярность. Оно обрело междисциплинарный характер, поскольку цвет является весьма сложным и многогранным явлением, все характеристики которого трудно охватить в рамках какого-либо одного научного направления. Мы можем рассматривать цвет как некий элемент культуры, поскольку он вобрал в себя отражение нравственно-культурных ценностей, широкий спектр ассоциаций, трактовок и значений. При этом цвет может быть представлен как эмоциональность, «обогащенная разнообразными ассоциациями, закрепленными в языковой и социальной практике» [4, с.110].
Традиционно цветообозначения обретают национальную специфику, употребляясь не только в номинативном значении для фиксации окраски какого-либо предмета или явления, но также заключая в себе определенную семантическую нагрузку, обусловленную перипетиями исторического развития, сложившимися этнокультурными шаблонами или иными причинами. Например, белый цвет традиционно ассоциируется с чистотой, вызывает позитивные коннотации. В противоположность этому чёрный цвет, как и все лексемы, используемые для его обозначения, часто вызывают в сознании негативный ассоциативный ряд, сопряженный с такими понятиями как «зло», «смерть», «страх» и т.д.
Александр Блок сделал цвет неотъемлемой частью своего индивидуального писательского стиля. Поэт умело работает с цветонаименованиями, наделяя их в зависимости от собственных целей и контекста использования, различной семантической нагрузкой. Безусловно, в своем восприятии цвета он отталкивался от национальных мотивов и стереотипов, однако, пронеся это через себя, переосмыслив, Блок значительно расширил семантическое поле и функциональность цветообозначений в своем творчестве. Поэт привнес нечто личное и индивидуальное в понимание цвета, добавил к его содержанию новые смыслы, символы и знаки.
Л.П. Прокофьева убеждена, что А. Блок разработал особую концепцию цвета, которую реализовывал в собственных творческих работах. По ее мнению, Блок полагал, что «определенным словам, поэтическим настроениям и взглядам соответствуют определенные краски. Поэт придавал огромное значение даже цветам титульных листов своих книг, потому что считал необходимым привести их в соответствие с содержанием» [6, с. 237-238]. Все вышесказанное свидетельствует о том, с какой серьезностью и трепетом поэт относился к работе с цветом и какое важное место отводил ему в собственном творчестве.
Белый цвет для поэта, прежде всего, является цветом снега. Он может применяться и в номинативном значении, не подразумевая каких-либо смысловых смещений. Однако семантическая нагрузка на лексемы группы белого цвета в творчестве Блока все же существует и проявляется она в двух ипостасях. Во-первых, белый цвет поэт связывает со святостью, невинностью, чистотой, возвышенностью. Обратим внимание на отрывок стихотворения «Царица смотрела заставки».
А к Царевне с вышки голубиной
Прилетали белые птицы.
Рассыпала Царевна зёрна
И плескались белые перья [1, с.140].
Здесь белые птицы олицетворяют принадлежность царевны к высшему миру, ее духовное превосходство.
Во-вторых, белый цвет может выступать и в совершенно противоположном смысловом значении, олицетворяя одиночество, безысходность, опустошенность. Пример употребления в подобном значении мы встречаем в стихотворении «На чердаке».
Вот - я с ней лишь связан...
Вот - закрыта дверь.
А она не слышит -
Слышит - не глядит,
Тихая - не дышит,
Белая - молчит [2, с.137].
Чёрный цвет у Александра Блока, как правило, заключает в себе негативные коннотации и ассоциируется со злом, грехом, дурными вестями. В следующем отрывке черный цвет неба выступает в качестве нехорошего предзнаменования.
В чёрном небе означается
Над водой подъёмный кран,
И один фонарь качается
На оснеженном берегу.
И матрос, на борт не принятый,
Идёт, шатаясь, сквозь буран.
Всё потеряно, всё выпито!
Довольно - больше не могу... [3, с. 13]
Серый цвет встречается в произведениях поэта довольно редко и трактуется им в негативном ключе, Блок ассоциирует его со слабостью, болезнью, бессилием.
Совсем иная картина наблюдается в отношении красного цвета. Это едва ли не один из самых популярных цветов в колористическом мире Блока. Для поэта красный цвет соотносится с выплеском бурной энергии, огнем, любовью, страстью. Следует отметить, что лексемы красного цвета могут приобретать как отрицательное, так и положительное значение в зависимости от того, как красный цвет понимается в конкретном произведении, а также от контекста использования лексемы. Как правило, положительными коннотациями обладают лексемы группы красного цвета, используемые для описания зари. В то же время красный цвет соотносится и с таким понятием как смерть. В этом контексте красный может быть интерпретирован как окровавленный. Здесь же может быть активизирована связь со страстями и плотским грехом.
Когда красный используется для обозначения цвета огня, то лексемы красного цвета чаще всего несут негативный ассоциативный ряд. Это происходит по причине того, что огонь для поэта соотносится с деструктивной составляющей, с жертвой.
Вот ребёнок засыпает
У груди твоей, сестра.
Начинается игра!
Видишь, он во сне вздыхает, -
Видит красный свет костра:
На костёр идти пора! [2, с.366]
Зеленый цвет ассоциируется у Блока с молодостью, юностью, неопытностью, но энергичностью. Равно как и в живой природе, в творчестве поэта зеленый цвет связан с началом новой жизни. Таким образом, зеленый цвет у Блока несет в себе преимущественно позитивные коннотации и семантическую нагрузку.
Также положительную нагрузку несут в себе лексемы, используемые для обозначения золотого цвета. Цвет золота ассоциируется у Блока с некоторой таинственностью, символичностью, сакральным знанием, которое становится доступным далеко не каждому.
Я искал голубую дорогу
И кричал, оглушённый людьми,
Подходя к золотому порогу,
Затихал пред Твоими дверьми [1, с.142].
В данной статье мы начали погружение в мир цвета, сокрытый в творчестве Александра Блока. Цветов здесь не так уж и много, но зато сколь богат и разнообразен спектр возможностей использования колоративов как в номинальном значении, так и сообщая им необходимую семантическую нагрузку. Поэт не любит смешивать краски, позволяя читателю насладиться всеми оттенками чистых цветов. Мы также убедились в том, сколь важен цвет в творчестве писателя, сколь широка и разнообразна употребляемая им семантическая нагрузка. Александр Блок обогатил цветолексику своего творческого наследия частицей индивидуального взгляда на мир, который мы понемногу начинаем открывать для себя в процессе знакомства с творчеством писателя.
Список литературы
- Блок, А.А. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. Том 1 / А.А. Блок.- М.:Наука, 1997.- 640 с.
- Блок, А.А. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. Том 2 / А.А. Блок.- М.:Наука, 1997.- 896 с.
- Блок, А.А. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. Том 3 / А.А. Блок.- М.:Наука, 1997.- 994 с.
- Жаркынбекова, Ш.К. Ассоциативные признаки цветообозначений и языковое сознание / Ш.К. Жаркынбекова // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2003. № 1. - С. 109-116.
- Кузьмина, Н. А. Поэтическое слово Александра Блока // Вопросы стилистики. Стилистика художественной речи: межвузовский научный сборник. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1985. - Вып. 20. - С. 88-101.
- Прокофьева Л.П. Лингвоцветовая картина мира Александра Блока / Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы:- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004.- С.237-238.