Субъектный строй рефренов песен Беранже с эготивным коммуникативным статусом

Субъектный строй рефренов песен Беранже с эготивным коммуникативным статусом

О. В. Семенова

Объектом нашего исследования являются рефрены песен Пьера-Жана Беранже, которые уже анализировались нами по следующим аспектам: частотность, объем, месторасположение в тексте песни, автономность, лексическое наполнение. В настоящем докладе предметом исследования является субъектный строй рефренов песен Беранже с эготивным коммуникативным статусом.

Исследование выполнено по изданиям: П.- Ж. Беранже. Избранное. // Сост. В.В. Евгеньев. - М.,1981 и P-J. Beranger. Oeuvres choisies. // Сост. З.А. Старицына. - М.,1980. Так всего нами было проанализировано 238 песен, из которых 86,98% песен содержат рефрен.

При работе мы опираемся на научную терминологию Ю.И. Левина (ученый выделяет четыре типа коммуникативного статуса лирических текстов), а также на рабочую классификацию В.Н. Румянцевой, согласно которой можно обозначить следующие типы субъектного строя речи: собственно-авторский, чужой, безличный и смешанный.

Статистический анализ показал, что наибольшее количество текстов рефренов Беранже носят эготивный характер (74%), т. е. текст написан от первого лица. Данное эготивное я (мы) может относиться: 1) к собственно-авторскому типу, т. е. говорящий тождественен самому автору (см. «Простолюдин», «Независимый», «Мои волосы», «Мое призвание» и др.); 2) к ролевой лирике, когда я представляет собой маску; так поэтом были созданы яркие образы обманутых жен и мужей, алчных чиновников, военных, лицемерных служителей церкви, нищих, бедняков, придворного поэта, старого бродяги и многие другие (см. «Знатный приятель», «Маркиза», «Бабушка», «Пузан на выборах 1819 года», «Истый француз», «Королевская фаворитка» и др.)

Следующим пунктом нашего исследования является соотношение субъектного строя речи героев в рефрене и в основном тексте песни. Мы пришли к выводу, что субъектная организация речи персонажей в рефрене и в основном тексте песни с эготивным коммуникативным статусом чаще всего совпадает: первое лицо основного текста переходит без изменения в строки рефрена («Сглазили», «Благодарственная молитва Эпикурейца», «Независимый», «Положительный человек», «Маркитантка» и т. д.). Значительно реже субъектный строй речи в рефрене и в основном тексте не совпадает: например, в песне «Барышни» основной текст написан от первого лица, где создается собирательный образ девушек из знатных семей, а сам текст рефрена относится к безличному типу и является оценкой автора. (См. также «Чердак», «Как яблочко румян» и др.).

Сопоставление двух аспектов анализа выявляет следующую закономерность: как в ролевых, так и в авторских песнях, Беранже гораздо чаще сохраняет единую организацию субъектного строя речи героев и в основном тексте и в рефрене произведения.

Биография

Произведения

Критика

Читати також


Вибір читачів
up