Фестиваль Сяйво 2016
Днепропетровск. Февраль. На улице уже давно не так холодно, но всё же, немного неуютно. Стоит лишь немного удалиться от шумной Карла Маркса, пройти пять минут в южном направлении, как можно оказаться и в тепле и в уюте, в кругу ярких и жизнерадостных людей. Здесь, в арт-центре "Квартира", любой житель города, неискушенный в свежих тенденциях искусства, может погрузиться в мир невиданных чудес, фантастических музыкальных инструментов, мистической музыки. Именно здесь прошёл молодежный фестиваль искусств "Сяйво", который радушно принимал любопытных гостей с 5-го по 7-ое февраля.
На входе встречают улыбчивые девушки в желтых футболках. Вся верхняя одежда хранится возле входа. Горы обуви остаются позади, гости ходят только в чистом и удобном. Такие мелочи значительно добавляют комфорта для участников и гостей. Именно благодаря чистоте можно было просто сидеть на полу, лежать на полу, ползать и, вообще, делать все, что взбредет в голову. Картины и фотографии повсюду. Разноцветные флажки натянуты под потолком. Таким же образом украшают буддистские храмы- разноцветными кусочками ткани или же лепестками цветов. Разноцветные украшения из бумаги и ткани встречались на каждом шагу, поднимая настроение и притягивая любопытные взгляды. Здесь всё можно щупать, рассматривать и, конечно же, фотографировать.
На фестивале были представлены изделия ручной работы самых разных мастеров и жанров. Разнообразные керамические фигурки, кулоны, браслеты, талисманы и много-много-много всего другого, некоторые занятные вещички просто невозможно было описать, оставалось лишь придумывать для них свои фантастические имена.
На протяжении дня каждый, кто пожелает, мог просто попросить мастера аква-грима разрисовать лицо или другую часть тела. Очаровательная девушка неустанно украшала гостей, случайно проходивших мимо неё по лестнице, плавно переключившись позже и на своё тело. Среди керамики можно было встретить свистки ручной работы, которые мастер изготавливал непосредственно на месте, давал им высохнуть и покрывал красками и лаками. Каждый свисток имел свою причудливую форму, которая формировала свой неповторимый тональный диапазон. Конечно же, мастер уже знает, какую форму придать инструменту, чтобы он звучал именно так, а не иначе. Каждый свисток имеет своё количество отверстий, которые можно закрывать по очереди и открывать, таким образом рождается мелодия.
Походив немного по лестницам и коридорам, изучая один зал за другим, постоянно сталкиваешься с яркими, неординарными персонажами, одетыми, словно герои фэнтези-фильма. Каждый человек, оказавшийся здесь, стремится максимально быть самим собой, раскрыть свою внутреннюю сущность. В каждом зале царит своя уникальная атмосфера, равно как и звуки.
С самого утра начались мастер-классы игры на барабанах и на диджериду. Каждый день неутомимые мастера, фанаты своего дела Дима Матюхин и Максим Солдатенко знакомили всех интересующихся с уникальными этническими инструментами хэнд-пан, глюкофон и, конечно же, диджериду. Последний заслуживает особого рассказа, можно долго и эмоционально описывать этот инструмент, но лишь свой собственный опыт работы с ним подарит ту самую гамму невероятных ощущений и вибраций, которые пронизывают тело насквозь.
Диджериду, или проще говоря, диджа, представляет собой деревянную трубу, с толщиной стенки около сантиметра. Труба имеет больший диаметр с одного конца и меньший с другого конца, к которому играющий прижимается губами. Труба-это очень приблизительное и грубое описание, потому как диджа совсем не ровная, она скорее напоминает толстую ветку дерева. И это не случайно. Корни этого инструмента уходят далеко в прошлое Австралии. Именно здесь аборигены начали использовать для подачи сигналов пустотелые ветки эвкалипта, сердцевину которых опустошили термиты. Именно поэтому многие диджи до сих пор изготавливаются просто из толстых веток, которые распиливаются в продольной плоскости и обрабатываются фрезой по дереву. Затем половинки герметично склеиваются. Далее просто необходимо декорировать изделие в том стиле, который больше всего вдохновляет. Чаще всего это узоры и пиктограммы, применяется также обмотка нитью. Не лишним будет добавить, что применение диджериду в Украине началось совсем недавно, благодаря человеку, который действительно любит красивые звуки и необычную этническую музыку. Дима Матюхин уже много лет занимается популяризацией диджериду, изготавливает инструмент самостоятельно, неустанно экспериментирует с техникой игры, создавая всё новые и новые ритмы. Дима живет и работает в Киеве, однако путешествует со своей музыкой по всей Украине. На любом фестивале его инструменты производят фурор, пользуются популярностью у любителей йоги и медитации. Игра на дидже требует особой техники дыхания, в работе задействованы губы, щеки и движения живота. Интерес к диджериду растет в связи с появлением методик массажа и полноценной терапии с помощью этих звуков, которые вблизи инструмента ощущаются даже просто кожей. Именно массаж с помощью диджериду предлагался на территории креативного пространства всем желающим, которых оказалось немало. Сеансы такого массажа проводились в перерывах между мастер-классами, а также по просьбе в любое время. Благодаря мощному резонансу, который охватывает верхние дыхательные пути и мышцы лица, можно избавиться от назойливого храпа, не говоря уже про тренировку легких и грудных мышц. Дима чаще играет в паре с Максимом Солдатенко, под аккомпанемент его ханга. Парни основали совместную музыкальную группу Vuu Vibe. Ханг-это металлический барабан в виде блюдца, с отверстием с одной стороны и выпуклостями с другой стороны. Его еще называют хэнд-пан, потому как он отдаленно напоминает сковородку, каструлю или вообще космическую летающую тарелку. Этот инструмент был разработан маленьким коллективом энтузиастов из Швейцарии, до сих пор профессионально изготовленный ханг найти крайне трудно. Каждый музыкант должен индивидуально заказать свой инструмент и лично его забрать. Само собой, на территории нашей страны исполнителей, обладающих данным инструментом, очень мало.
Те, кто не решился пробовать себя в работе с необычными музыкальными инструментами, могли просто устроиться поудобнее, найти себе мягкую подушку и слушать ритмы. Закрыть глаза, расслабиться, впустить музыку внутрь себя. А такие инструменты, как барабан или флейты, могут ввести вас в состояние транса за считанные секунды, главное- настроиться на позитив. На фестивале происходили удивительные вещи- совершенно незнакомые прежде люди, осваивая новые для себя инструменты, сливались в едином ритме, чувствуя эмоции и мелодии. Мастера утверждают, что в действительности лишь 10 процентов из нас не в силах почувствовать ритм музыки. И вот мы в этом убедились на деле. Раз за разом новоиспеченные музыкальные коллективы становились всё слаженнее, участники научились чувствовать друг друга, при этом успевали дурачиться, словно дети, генерировать свои неповторимые звуки, мелодии, шутить, общаться, делиться опытом и впечатлениями.
Первое, что бросается в глаза, если находиться на фестивале достаточно долго, так это мобильные гаджеты, точнее, их отсутствие. Гости общаются, экспериментируют с тем, что еще никогда не видели, либо совершенствуют уже знакомые умения и навыки, просто растворяются в мелодиях и ритмах, забывая напрочь проверить сообщения в соцсетях или новости. По всему клубу сформировалась своя собственная сеть интернет, которая не нуждается в электричестве или проводах, которая работает за счет нас с вами, взаимодействия голосов и взглядов.
Первый день проходит незаметно. Повсюду новые, свежие лица. Каждому нетерпится поделиться опытом, переживаниями. Кто-то может смело считать себя знатоком, кто-то лишь погружается в мир звуков, вибрации и пения. Многие приехали из разных уголков нашей страны, здесь и Киев, и Запорожье, и Харьков. На всех трех этажах арт-квартиры едва ли удавалось найти место без людей и звуков. Тишина? Здесь? Нет, не видели, не слышали! Дискуссии не прекращались ни на минутку даже в буфете, где вниманию гостей были представлены разнообразные сорта чая, восточные сладости, блюда из овощей и риса. Каждый мог попробовать ведический десерт халава. Это вкусная штучка, которая больше чем наполовину состоит из привычной нам манки, с дробленными орехами, маслом и особым сиропом. Были и другие сладости: пироги из тыквы, морковки, кексы с клюквой или смородиной. В буфете хватало места для всех желающих не только перекусить, но и поиграть в настольные игры. Помимо этого на книжных полках виднелись книги и журналы, которые при желании можно полистать за чашечкой чая. Здесь были питательные и вкусные каши, в частности гречневая и пшеничная, а также рис. Блюда обязательно включали в себя овощи тушенные, либо приготовленные на пару. Никакого мяса. Никакого алкоголя. Позиция организаторов фестиваля простая и понятная: здоровый образ жизни, здоровое питание. В течении всех трех дней на территории креативного пространства не было нетрезвых гостей или участников. Никому даже в голову не пришло принести с собой нечто горячительное. Тепла и драйва хватило всем. Улыбчивые бармены с первого же дня влюбили публику в крепкий и бодрящий зеленый чай, либо же травяной ароматный на выбор. Любители кофе не были обижены, кофе-машина шумела и жужжала целый день, разнося по всему верхнему этажу неповторимый аромат.
Вечер первого дня, конечно же, закончился концертом. Не давал расслабиться публике эксцентричный и харизматичный гитарист Александр Беляев, наряд которого с первого взгляда способен был поднять самое безнадежно упавшее настроение. Пока репетиция вечернего концерта шла полным ходом, Беляев разогревал публику звуками своей стильной электрогитары. Действие развернулось на верхнем этаже квартиры, параллельно настраивались на нужную волну барабанщики из коллектива УмБаТа. Дружественная и непринужденная атмосфера в сочетании с гипнотизирующими ритмами барабанов и зажигательной гитары поднимали зрителей и участников со своих удобных подушек и направляли на импровизированный танцпол. Дети не стали исключением, никого не испугал грозный образ Саши Беляева с его черепом на головном уборе и обилием металлических деталей на кителе цвета хаки. Благодаря этому образу к нему приклеилось прозвище Зеленый.
Каждый день в креативном пространстве проходил мастер-класс по игре на флейте. Саша Беляев обучал всех желающих, благо инструментов у него было более, чем достаточно. Теперь он откладывает в сторону любимую гитару и начинает издавать совсем другие, мелодичные, мягкие, протяжные звуки. Саша бережно обходится со своими флейтами, которые он аккуратно складывает и переносит в специально пошитом чехле. Каждая флейта уникальна и имеет свой собственный, неповторимый голос. Желающим приобщиться к этому искусству сначала нужно стараться имитировать звук флейты с помощью голоса, губ и дыхания, повторять все мелодии, которые Саша извлекает из своего музыкального инструмента. Затем начинается самое интересное. Знакомство с инструментов, техникой игры и звучанием. Играть на флейте оказалось совсем не сложно. Многие посетители класса уже в первый день смогли играть простые мелодии. А еще два дня впереди, нужно только приложить немного старания, проявить стремление и удивить на третий день себя и учителя, конечно же.
Просто радовал глаз дружный, молодой и сплоченный коллектив из города Запорожья- УмБаТа. Эти ребята, под руководством Дмитрия Тискина и Сергея Лавриненко, приехали к нам на фестиваль, чтобы познакомить с уникальными для наших широт музыкальными инструментами- этническими Африканскими барабанами. Один из видов этих барабанов называется джэмбе. Участники группы были одеты в яркие оранжевые футболки, которые очень объективно передавали их внутренний настрой- яркий и энергичный. С первого взгляда становилось понятно, что перед нами настоящие фанаты своего дела. Барабаны очень быстро собрали немалую кучку поклонников, желающих освоить основы игры на них, и еще большую кучку, пытающихся медитировать под эту музыку. Потребовалось совсем немного времени, чтобы ритм барабанов слился в унисон. Уже на второй день фестиваля вчерашние начинающие любители выдавали мощный, резонирующий гул и дребезжание, которое было слышно по всему зданию, казалось, что начинается землетрясение, настолько слаженно работали руки, вместе с дыханием и ритмом сердца.
Были и мастер-классы немного иного рода, где совсем не обязательно иметь музыкальный инструмент. Речь пойдет об уроках горлового пения, которые давали Максим Видишев и Алина Ефименко. Данная дисциплина широко используется для медитаций, а некоторые музыкальные коллективы используют её вместе с барабанами, гитарой и другими инструментами. Максим и Алина перенимали опыт у сибирских шаманов, стили и методики пения передавались из поколения в поколение на протяжении тысяч лет практически не меняясь.
Участники мастер класса имели возможность потренировать свою дыхательную систему, дать волю своим эмоциям и фантазии, создавая свои импровизированные звуки. Стоило лишь немного провести времени в этом зале, то желание петь, кричать, рычать и издавать другие дикие звуки, просыпалось само, это уже на уровне инстинктов. Большинство стеснялись по началу. Но, преодолев этот барьер, ощутили сказочную легкость, свободу. В конце концов, никто не обязывает повторять звуки за учителем. Можно дать волю эмоциям, выпустить пар посредством усиленного дыхания и протяжных звуков.
Порадовал гостей уникальными шаманскими звуками наш родной коллектив "Три Серёги", который все три дня приобщал всех заинтересованных обертональному горловому пению. Это искусство широко распространено в Монголии, Тибете, Сибири. И теперь, благодаря небольшой группе энтузиастов, каждый может попытаться тренировать свои голосовые данные и входить в состояние, близкое к трансу одновременно.
Все три дня не было недостатка желающих попробовать себя в другом пении - фольклорном. Анна Колис продемонстрировала, как легко и с каким удовольствием можно петь украинские народные песни. Мастер-класс, именуемый "Открытие природного голоса", пользовался большой популярностью у представителей прекрасного пола, хотя были и исключения, дабы разбавить женский коллектив. Зачастую громкость дружных голосов здесь не уступала децибелам классов барабанов. Кстати, Анна - участник театра фольклорной песни "Дивина", находящегося у нас в Днепропетровске.
Свою изюминку внес днепропетровский молодой коллектив Алга Го Брах, который исполнял шотландские народные песни, соблюдая всю аутентичность, включая костюмы. И да, на фестивале играла волынка.
Помимо звукового воздействия, у каждого была возможность испытать на себе воздействие физическое. На первом этаже регулярно проходили классы массажа. Здесь, под руководством Ирины Давыдовой, желающие становились подопытными моделями и массажистами по очереди. Ирина демонстрировала не только традиционный расслабляющий, но и стимулирующий массаж. В ход пошли не только руки, но и ноги, которыми усердно массировали лежащих на ковриках "пациентов". В конце каждой процедуры лежащие модели получали дозу звуковых волн и вибраций от музыкальных чаш, колокольчиков, и, конечно же, диджериду, раструб которых направляли на чувствительные зоны тела. Когда все участники обменялись друг с другом массажными услугами, стали в круг, обнявшись с закрытыми глазами. Вот и наступил тот самый момент, когда ощущалось неподдельное сближение доселе незнакомых людей, подкрепленное доверием и благодарностью за подаренный релакс и позитив.
Утро второго дня началось, разумеется, с обнимашек! Открытие состоялось на втором этаже, участники и гости выстроились в широкий круг, приветствовали друг друга искренними улыбками и фирменным жестом Сяйво. Далее началось настоящее броуновское движение, каждый, следуя непредсказуемой траектории, нашел себе пару и заключил в крепкие объятия, после чего устремились так же хаотично в поисках следующей пары. Вот он утренний заряд!
На фестивале были представлены музыкальные инструменты из магазина Drum Space, города Харькова Мастер перкуссионной школы Илья Филипенко демонстрировал нам всю гамму вибрирующих, стучащих и гудящих инструментов. Зрителям и участникам был представлен достаточно редкий барабан дарбука. Здесь были и уже знакомые нам ханги, причудливые, выполненные в космическом дизайне глюкофоны, увесистые музыкальные чаши и многое другое. Глюкофон- удивительный музыкальный инструмент, уменьшенная копия ханга диаметром около 22 сантиметров. Он отличается от своего старшего брата вырезанными сегментами в форме язычков или лепестков на верхней поверхности. На нем можно играть как ладонями, так и специальными ударными палочками, попадая на эти лепестки, хотя некоторые звуки красиво извлекаются и цельнолитой поверхностью. Звучание у глюкофона просто удивительное, так и хочется его мелодию использовать для озвучки какого-нибудь познавательного фильма про космос! Изначально эти маленькие барабаны изготавливали любители из газовых баллонов, теперь же коллектив из города Харькова наладил качественное производство инструмента.
На фестивале помимо музыкальный тематики было немного психологии. Посетителям презентовали необычную игру Goalmaker. Это не просто очередной вид развлечения для дружеских посиделок за чашечкой кофе. Это психологическая игра, представляющая собой метод познания себя, плюс элементы стратегии и неожиданности. Пошагово проходя игру, человек начинает осознавать ярче и яснее свои цели и желания, задавая самому себе конкретные вопросы и честно на них отвечая. Название, как вы заметили, состоит из двух английских слов: goal- цель, maker- производитель, создающий. Желающих проверить себя было немало на протяжении всего фестиваля. Игры проходили на верхнем этаже в буфете, что было как нельзя кстати. Удобно, достаточно места, всегда под рукой напитки, и гарантированное внимание публики.
Второй день заканчивался выступлением плэйбэк-театра "Соседи", затем состоялся концерт. Остановимся на первом событии более подробно. Если человек никогда не видел плэй-бэк ранее, для него это будет необычно, ярко и незабываемо. Этот жанр в последнее время стремительно набирает обороты, популярен даже среди представителей юного возраста. Главная идея состоит в полной импровизации, потому как актерам необходимо играть миниатюры, сюжет которых предлагают из зала. Задания, фразы, события, которые нужно показать здесь и сейчас могут быть нелепыми, смешными, каверзными, но актерам нужно за считанные секунды придумать, что делать. Выступление "Соседей" не оставило равнодушным совершенно никого, зрительный зал был в восторге.
День заканчивался, начинался концерт. В нем принимали участие все вышеперечисленные группы. Был и эксклюзивный гость. Стас Шапошников с группой Каяма, который только накануне прилетел из США и был несказанно рад принять участие в фестивале. Стас - участник команды Этнодрайв, где вместе с Романом Кандибуром, занимается сказкотерапией, организацией этнофольклорных экспедиций, тимбилдингом и, конечно же, игрой на барабанах. Звучит немного фантастично, не правда ли? Но это такие же простые ребята, как и мы с вами, только они хотят сделать этот мир лучше и прилагают к этому усилия.
Третий день проходил в еще более расслабленном, спонтанном и непринужденном ритме. Каждый участник этого действа уже чувствовал себя на территории пространства как дома. Обменивались контактами, делились планами на будущее. Проходили всё те же мастер-классы, чувствовалось, что скоро этот праздник закончится и было немного жаль. Все будем ждать с нетерпением следующее "Сяйво",- это неповторимое явление, которое объединяет в Днепропетровске творческую молодежь, которая хочет расти и развиваться, экспериментировать, познавать мир и, конечно же, познавать себя!
Журналист Возненко Артур
Фотограф Маслов Артём