По ту сторону искусства
Две Золотые пальмовые ветви (лучшая женская и лучшая мужская роль) и Гран-при на Каннском кинофестивале получила шокирующая откровенная картина австрийского кинорежиссера Михаэля Ханеке "Пианистка".
Мотив самопожертвования во имя высокого искусства, который неоднократно обыгран в кинематографе в фильме Ханеке, приобретает новое звучание. Темой "Пианистки" становится обратная сторона таланта - извращенная сексуальность, следствие отказа от личного счастья ради музыки.
Главная героиня - блестящая пианистка, профессор консерватории Эрика Когут (Изабель Юппер), отдается музыке всем своим существом, убегая от жизни в мир заманчивых фортепианных звуков. Вне искусства, что подносит ее над обыденностью, Эрика лишь одинокая 40-летняя женщина, которая до сих пор не может избавиться чрезмерной опеки старой матери (Анни Жирардо). Не имея физических контактов с мужчинами, героиня реализует свои сексуальные влечения через просмотр порнофильмов и мазохистские эксперименты над собственным телом. Жизнь Эрики меняет встреча с молодым студентом Вальтером Клемером (Бенуа Мажимель). Пораженный бесконечно чувствительной фортепианной игрой, парень влюбляется в пианистку. Вальтер также наделен музыкальным даром, который завораживает и привлекает Эрику, пробуждает в ней невольное и неудержимое стремление, в котором она боится признаться. Осознание приходит вместе с ревностью: увидев Вальтера рядом со студенткой Анной, которая после его ласковых указаний вдруг начинает играть значительно лучше, Эрика взрывается гневом. Подложив девушке в карман разбитый стакан, что приводит к тяжелому ранению руки, профессор Кокут разрушает фортепианную карьеру Анны, избавившись от соперницы как в любви, так и в искусстве. После этого она отдается в объятия Вальтера. Однако уже первые попытки узнать друг друга ближе приносят только боль. Эрика оказывается неспособной на нормальную связь с мужчиной. Ее садомазохистские фантазии пугают и отталкивают парня, который, казалось, ради любви готов на все. Унижение от Эрики приводит к безудержному взрыву агрессии: в неистовом порыве Вальтер бьет и насилует свой развенчанный идеал. Этот удар оказывается сокрушительным для психики пианистки. Остро почувствовав собственную ничтожность вне музыки, Эрика ножом ранит сухожилия руки, лишив себя возможности играть, что для нее равносильно самоубийству.
На счету Михаэля Ханеке более десятка фильмов. "Пианистка", снятая в манере жесткого натурализма, оказывает сильный психологический эффект. В ней довольно ощутимы влияния режиссеров "Догмы" и особенно лауреата Канн Ларса фон Триера. Сходство проявляется в отказе от капризной игры света, чрезмерного акцентирования деталей, искусственной "красивости" в пользу гипертрофированного жизнеподобия. Однако о прямых заимствованиях говорить не приходится: используя догмовские достижения, Ханеке делает их элементом собственной стилистики. Лента, очевидно, адресована широкому кругу зрителей, что уже становится тенденцией современного авторского кино.
Следует вспомнить и об особой роли музыки в "Пианистке". В своей ленте Ханеке последовательно воплощает один из постулатов уже упомянутой "Догмы": в течение фильма звучат только мелодии, которые играют персонажи, за исключением сцены пребывания Эрики в секс-шопе, для содержательного разнообразия озвучен фрагмент из Бетховена в ее собственном исполнении. Фортепианная клавиатура становится активным участником действия в фильме Ханеке, ее часто показывают крупным планом. Фортепиано возникает метафорическим воплощением сексуального партнера, музыка - сверхреальность, в которой компенсируется утраченное в жизни. Лишив музыки свою студентку, Эрика перекрывает доступ в эту метафизическую сферу и самой себе. После случая с Анной зритель больше не видит Эрики за фортепиано, вместо нее играют Вальтер или другие ученики. Не проходит и запланированное выступление Эрики на студенческом концерте, где она должна была заменить Анну, ведь перед его началом Эрика ранит себя и выбегает из консерватории. Вопреки ожиданиям зрителя, не звучит музыка и в финале во время титров. Автор однозначно не оставляет героине ни шанса, ни надежды. Потеряв человечность, она теряет и искусство.
Вера Кандинская
md-eksperiment.org