Даша Вернова и её добрый волк Собаця
У Даши Верновой – создателя замечательного Волка Собаци в харьковском издательстве «ФОЛИО» вышла книга сразу на трех языках: русском, украинском и английском.
Книга с картинками о добрых делах Волка Собаци сразу завоевала сердца читателей. Специально для международного портала Эксперимент мы поговорили с писателем-иллюстратором Дашей Верновой. Интервью взяла Александра Багречевская.
– Волк Собаця, которого Вы создали, полюбился пользователям Интернета задолго до издания книги. Чем Вы объясните такую популярность своего персонажа?
– Для меня это сложный вопрос, у меня нет на него ответа – это вопрос к аудитории, которой нравится персонаж. Возможно, людям стали близки ситуации, которые происходят с моим волком. Ситуации, которые нарисованы очень образно с возможностью широкой трактовки. Например, работу «Нет смысла описывать происходящее, поэтому напишу: «у нас всё хорошо», люди притягивают к такому широкому ситуативному ряду, что я иногда сама удивляюсь, как так получилось.
– Он напоминает людям о детстве, приключениях и бережном отношении к природе?
– Мне кажется, этот вопрос нужно задать людям. Возможно. Для меня он часть меня, добрая, хорошая часть, часто немного растерянная от невозможности прожить без проблем в этом непростом мире.
– Сейчас Ваша книга вышла на русском, украинском и английском языках. Волк Собаця - главный герой книги. Как Вы задумали этот проект про истории-картинки?
– Однажды я просто села рисовать. Мне так много хотелось сказать. Но важным было одно - в жизни остался незадействованным мой, по словам окружающих, самый главный талант - умение рисовать. Каждый, наверное, размышляет о том, зачем он живет, что он может оставить в этом мире. У меня был небольшой список разных других умений и достижений, но самую главную роль сыграла притча о талантах. Я вдруг представила себя стоящей перед святым Петром в самом идеальном варианте развязки сюжета «жизнь после смерти». И с ужасом поняла, что даже если вдруг мне удастся прожить эту жизнь достойно, сделать поступки, которые приведут меня не сразу в ад, а все же к святому Петру, то мне нечего ответить ему на вопрос: «как ты использовала талант, который дал тебе Господь? Все ли ты сделала, чтоб его реализовать?» Меня охватил какой-то ужас и глубокая грусть. Ведь уже в 6 лет я была победителем на детском конкурсе рисунков в Японии, моими работами был увешан стенд в студии рисования. При поступлении в Государственную Художественную школу (единственную такого рода в Украине) я очень хорошо сдала экзамен и была при зачислении второй в списке. То есть сказать, что нет, что ты, Даша, тебе показалось, что у тебя есть талант, я не смогла бы. Я села и начала рисовать. То, что давно хотелось. Не оглядываясь на прошлые успехи в других областях, и ничего вообще не ожидая. На все 100 процентов выкладываясь. Даже не зная, кому и как я это буду показывать. Как могла. И, по началу, было очень трудно. А в проект картинки, - мои рисунки про волка Собацю, легли уже сами по себе. Картинка за картинкой и получился проект.
– Расскажите о своей семье.
– У меня была, наверное, самая обычная семья. Папа и мама инженеры. Они всю жизнь проработали в авиации. Позже осуществилась моя самая большая мечта и у меня родилась сестра. У нас большая разница в возрасте, теплые отношения.
– Каким было Ваше детство / юность?
– Я очень благодарна своим родителям за то, что у меня было, как мне кажется, очень счастливое детство. Отец очень много работал и мама тоже. В доме все было, не было голодного детства, но главное была любовь. Папа читал мне сказки, но больше всего я полюбила рассказы о природе. Родители выписывали очень много журналов взрослых и детских. «Наука и жизнь», «Вокруг Света», «Работница» «Огонек» и еще множество других, гору детских журналов. Любимыми из детских были «Юный Художник» и «Юный натуралист». Мама любила вязать на спицах и всегда поддерживала такую чистоту и порядок в доме, что казалось к нам или вот-вот должна приехать санэпидемстанция, или она только что отбыла и оставила нам премию мира за чистоту и порядок.
Юность была для меня слишком сильным испытанием - меня бросало из стороны в сторону, в моих фантазиях, желаниях, характере. Единственное, что не дало мне «рассыпаться» - это художественная школа. Предметы по специальности плюс обще образовательные предметы - ни на что другое не оставалось времени. Все общение с друзьями сводилось к проведенному времени на пленерах. Потом неожиданно для всех я решила не поступать в художественную академию, хотя у меня были, по словам окружающих «хорошая живопись» и «крепкий рисунок» и подала документы в Институт Театрального Искусства им. Карпенка-Карого на режиссерский курс Виктора Борисовича Кисина. Мне это казалось лучшей возможностью найти способ для выражения каких-то своих идей. Там для меня открылся новый мир.
– Был ли дом в деревне у бабушки или Вы с родителями ездили к морю?
– В моем детстве было и море, и бабушки. В раннем детстве я проводила время у моей бабушки – маминой мамы в обычном украинском селе – с неимоверной красоты природой. Бабушка и дедушка меня очень любили. Туда приезжала моя двоюродная сестра. Сколько же было выдумано игр! Позже я начала ездить, точнее, летать к моей бабушке с папиной стороны - настоящей сибирячке, волею судьбы занесенной жить в Кыргызстан. Там были мои старшие двоюродные сестры, это тоже очень добрый и светлый кусок жизни. Огромные снежные горы, которые всегда видны на горизонте.
Море я запомнила как поездку с мамой и как поездку с тетей и сестрой.
– Что тогда было самым важным, о чем мечталось?
– В детстве мечталось о многом. Совсем маленькой я мечтала быть феей. У меня были волшебные палочки. Делать их было очень просто: нужно выбрать крепенькую веточку, обмотать фольгой от шоколадки, обязательно от шоколадки иначе волшебства может и не получиться и: «мир во всем мире», «новое платье», «чтобы зимой было лето», «чтобы волосы у куклы выросли длиннее» – все что угодно в общем. Важным были поездки к родным и ощущение семьи, возможность много рисовать … а планы выстраивались по ходу жизни. Я не делила мир и жизнь на важное и не важное – важным казалось всё.
– Вы рисуете Волка Собацю акварелью?
– Да. Картинки, я так их называю, это акварельные рисунки.
– Сколько времени понадобится на одну картинку? Как происходит процесс?
– Времени на один рисунок у меня, по меркам мастеров наверняка уходит очень много. Да что там по меркам, вот смотрю иногда художников акварелистов, которые записывают на видео мастер классы и понимаю, что человек за 2 часа создал шедевр. Себя, конечно, я не причисляю к художникам акварелистам, но работами других восхищаюсь.
По-разному. Зависит от количества персонажей, от того насколько я в теме. Иногда могу «закопаться» часов на 5 в поисках того, как выглядят утконосы и чем они питаются. Потому что есть темы, где мне нужно разобраться, подобрать фото материал. Эскиз, потом рисунок, потом компьютерная обработка. Вот в одном рисунке у меня есть около 30 деталей: Волк едет на коньках, а за ним тянется шлейф предметов, которые его морально не отпускали… Все это я «вырезаю» вручную в программе фотошоп. Получается акварель и белый, как правило, фон. От 3 до 5 дней примерно. Понимаю, что по моим рисункам этого наверняка не видно, и многим кажется, что это рисуется за 4 ну 7 часов… но вот у меня так. Вообще скажу, что я не могу назвать себя художником. Художник это … это другой класс. Вообще в этом слове заложен особый смысл, оно требует мастерства и другой степени вовлечения зрителя в работы художника, это высшая мера в профессии. Это способность вызвать катарсис работой в том смысле, который в него вкладывали древние греки. Это другой класс диалога между произведением и человеком - созерцателем произведения. У меня скорее, как я это называю интеллектуальные лубочные картинки современного мира, простенькая техника, сюжеты ироничные, но все же требующие небольшого интеллектуального усилия. Я сама удивляюсь, откуда всплывает что-то большее. Все мои тайные чаяния и принципы - как их видят? Загадка.
– Как приходят творческие идеи?
– Все происходит внезапно независимо от того, размышляю ли долго над чем то или какая-то ситуация дает идею работы. Просто образное решение. И тут же рисуется эскиз. и почти сразу придумывается подпись. Иногда подпись долго уточняю - перефразируя для точной передачи мысли.
– Вы часто получаете отзывы. Кто пишет чаще, мужчины или женщины?
– Никогда не отслеживала этого. Вот что мне очень приятно и удивительно, это очень широкий диапазон круга людей – домохозяйки, научные сотрудники, программисты, психологи, счастливые, и те, кто чувствует себя несчастным, состоятельные, и не очень, сангвиники, холерики… какой-то разброс человечеством определяемых классов, который я так до сих пор и не могу определить для себя, все мои пробы определить аудиторию тех, кто смотрит мои картинки - рассыпались. И я оставила это занятие.
– Мотивирует ли это Вас для создания новых образов? Какой Вы видите свою аудиторию?
– Я не задумываю аудиторию. Меня просто «прет» - говоря на жаргонном языке.
Рисую, потому что не могу молчать, а талант по силе равный Достоевскому или Бродскому или даже таланта хорошего писателя Бог мне, на мой взгляд, не дал, а возможность развить талант художника, рисующего настоящие полотна я упустила. Врем,я когда нужно было расти дальше, больше учиться продолжать совершенствовать мастерство, учиться выражать идеи с помощью ИЗО - оно было потрачено на взятие других рубежей. Я не жалею об этом. Принимаю как факт и действую с тем, что имею.
– Хотелось бы Вам сделать мультфильм о Волке Собаце? Кого видите режиссером?
– Да, конечно хотелось бы. Тут вот же какое дело, мое высшее образование «режиссер телевидения и кино». Я работала режиссером на телевидении и даже получались неплохие программы. Скорее у меня есть равнение на мастеров анимационного кино. Мне хотелось бы сделать не хуже, попытаться сделать также… Конечно, профессия «режиссер анимации» полна профессиональных нюансов. Для меня тут важно оценить себя и отправиться в этот проект, точно зная, что сможешь.
– Поделитесь творческими планами. Где будут проходить презентации, в каких магазинах можно будет заказать Ваши книги.
– Творческие планы - это продолжать рисовать картинки про волка Собацю. Мы с командой единомышленников попробуем найти деньги на реализацию анимационного фильма. Благодаря издательству «Фолио», в котором вышла книга про Волка Собацю, книга продается в Украине в целом ряде крупных магазинов. Киев: точно будет в «Книгарні №1» на Петровке, еще в «Довженко книги. кава. кіно». Также в сети украинских книжных магазинов «Буква» (у них 32 магазина), Книголенд (у них 28 магазинов), «Навчальна книга Богдан» (у них 20 магазинов), с сетями «Книжковий Супермаркет» (у них 8 магазинов), «Буквица» (у них 12 магазинов). Также предвидятся продажи моей книги во всех крупных городах Украины, уже после 15 января 2018 года.
По продажам за рубеж и в Россию скажу, что нашлись добровольцы, среди поклонников картинок про волка, и они занимаются авторской рассылкой книги по миру, в том числе и в Россию.
© md-eksperiment.org