Что посмотреть. Форма воды
«Иногда я думаю, что родился или слишком рано, или слишком поздно», - говорит иллюстратор Джайлс, сосед и друг главной героини фильма «Форма воды». Наверное, эта фраза самая правильная по отношению к создателю фильма – кинорежиссеру Гильермо дель Торо. Увлеченный старыми ужасами, наделенный уникальным безграничным воображением мексиканец имеет легион фанатов, его работы обычно находятся на грани сверхприбыльности или приносят убытки. В свою очередь, он кажется художником, который не подходит для пейзажа современного кино. Это также характерно для мейнстрима, слишком популярного для артхауса. Тем не менее, любовь к сказке, которая разворачивается во время холодной войны, имеет шанс преодолеть этот тупик. Это не только лучший, но и самый трогательный фильм Торо со времен «Лабиринта фауны».
На первый взгляд - режиссер работает по своим собственным трафаретам. У Дуга Джонса очередное задание слоняться на экране в резиновом снаряжении монстра, все положительные герои, без исключения, аутсайдеры, а ужас шагает под руку с магическим реализмом. В секретную правительственную лабораторию, где работает немая уборщица Элис (Салли Хокинс), вводится новый житель. Это существо, выловленное на дне моря, напоминает монстра из черной лагуны. В то время как ученые задаются вопросом, как использовать новенького для борьбы с Советами, Элиза находит в нем родную душу. Чтобы доказать чистоту своих намерений, женщина соблюдает старомодную традицию и угощает недоверчивое создание яйцом вкрутую. Вы хотите знать, что будет дальше? Представьте себе римейк фильма «Одержимость» Жулавского, снятый Диснеем.
Чего в этом фильме только нет. «Красавица и чудовище» встречается со шпионским триллером, голливудский мюзикл примыкает к сюрреалистическим фантазиям Жан-Пьера Жене, а библейские эпопеи с кровавым фильмом-монстром. Приправьте это, среди прочего, сексом, психоаналитическими символами и расовой напряженностью в Америке 1960-х годов. Хотя, казалось бы, ничего подобного не было здесь, дель Торо в компании со сценаристом Ванессой Тейлор сумел построить последовательную, интересную историю. В ней много юмора, еще более подшитого печалью ностальгии. На экране мы видим, как телевидение заполучает аудиторию кинотеатров, франшизы отвлекают бизнес от рынка, а художники не получают заказов, потому что клиенты предпочитают фотографии. Деньги вытесняют мораль, качество проигрывает количеству, ремесленники возвышаются над художниками. Одним словом, мир идет не тем путем.
Дель Торо традиционно стоит на стороне более слабых, списанных на уничтожение. В его работе на правой стороне баррикады не случайно находится калека, гей и афро-американка. «Форма воды» - это рассказ о восстаниях исключенных; еще один гимн в честь иных. Что отличает эту историю от предыдущих работ мексиканца, это идеальный баланс пропорций. Визуальные отклонения так же важны, как температура эмоций и темпы интриги, а любовь к особенностям и ужасам не ослабит универсальности звучания произведения. Мы знакомимся с полностью авторским фильмом и в то же время легко приемлемым для массовой аудитории.
«Форма воды», вероятно, окажется величайшим художественным успехом в карьере режиссера, несмотря на всю теперешнюю критику зрителей. Номинации на Оскар за режиссуру, сценографию, лучшие роли кажутся лишь формальностью. Замечательная Салли Хокинс может передать наименьшие эмоциональные колебания своей героини, используя только выражения лица и язык тела. Октавия Спенсер и Ричард Дженкинс привносят тепло и юмор на экран. В свою очередь, демонический Майкл Шеннон снова оказывается феноменальным злодеем. Вода из завода по розливу дель Торо точно утолит жажду кинозрителей.