Эмманюэль Роблес. Венеция зимой
Н. Попова
Эмманюэль Роблес (род. в
Действие его нового романа «Венеция зимой» тоже происходит в Италии. Неудивительно, что на рубеже 1980-х его внимание привлекла Италия с ее бурной политической жизнью и разгулом терроризма.
Героиня романа, двадцативосьмилетняя Элен Морель, приезжает в Венецию, чтобы укрыться здесь от Андре Мерре, любовные взаимоотношения с которым стали для нее тягостными и мучительными, особенно после того, как жена Андре пыталась покончить с собой. Чувство собственной вины, ощущение невозможности счастья, купленного ценой несчастья этой женщины, заставляют Элен бежать из Парижа.
Поселившись у тетки, Элен начинает поиски жилья и работы. Довольно скоро ей удается найти уроки французского и английского языка. Сняв комнату в одном из венецианских домов, она знакомится с живущим по соседству фотокорреспондентом Уго Ласснером, мужественным, открытым и сердечным человеком. Любовь к нему вытесняет у Элен привязанность к Андре Мерре. Однако тот, уверенный в своей власти над Элен, приезжает за ней в Венецию. Человек властный и самолюбивый, неожиданно для себя он осознает, что не может смириться с утратой женщины, которая значит для него гораздо больше, чем он сам до сих пор предполагал. Кроме того — пожалуй, это самое главное, — он не может смириться с тем, что его покинули, что ему предпочли другого. Ему важно любой ценой вернуть Элен, вновь сделать ее покорной и послушной своим желаниям и капризам. Однако переживания покинутого любовника оказываются на втором плане романа, в центре повествования — события, в которых участвуют Элен и Уго Ласснер.
Случайно оказавшись в момент террористического акта рядом с убийцей и успев сфотографировать его, Уго Ласснер опубликовал снимки в печати. С этого дня его начинают систематически преследовать, запугивать, угрожать и следить за каждым шагом.
Журналист не сдается и в конце концов становится жертвой покушения. В больницу он попадает в тяжелом состоянии. Надежда на его выздоровление составляет единственный смысл теперешнего существования Элен.
В последней сцене романа Андре Мерре поджидает Элен возле больницы, где лежит Уго Ласснер, и видит, как она выходит в сопровождении его друзей. Подойти к ней он уже не решается, понимая бессмысленность своих притязаний.
Несложный по сюжету, вполне традиционный по манере, этот роман Роблеса читается с напряженным интересом. Хорошо и ярко выписаны многие характеры, в том числе и эпизодические (например, непохожие друг на друга люди, которым Элен дает уроки и которые помогают ей узнать ближе итальянцев и Италию), живописны зарисовки зимней Венеции, увиденной свежим взглядом героини. Главное же — в романе верно и точно отражены типичные черты сегодняшней итальянской действительности, тревожная атмосфера, в которой живут люди.
Л-ра: Современная художественная литература за рубежом. – 1981. – № 6. – С. 75-76.
Произведения
Критика