25.04.2019
Юрий Олеша
eye 753

Биография Юрия Олеши

Юрий Олеша. Подробная биография. Читать онлайн

Ю́рий Ка́рлович Оле́ша родился 19 февраля (3 марта) 1899 года в Елисаветграде (сейчас Кропивницкий) в семье обедневших белорусских дворян. Род Олеши (первоначально православный) ведёт начало от боярина Олеши Петровича, получившего в 1508 году от князя Фёдора Ивановича Ярославича-Пинского село Бережное на Столинщине. Впоследствии род полонизировался и принял католичество.

Отец, акцизный чиновник Карл Антонович Олеша, после революции уехал в Польшу, где умер в 1940-е годы. Мать Олимпия Владиславовна (1875—1963), тоже жившая после революции в Польше, пережила сына. Старшая сестра Ванда (1897—1919) в юности умерла от тифа.

Родным языком Юрия был польский. В 1902 году семья переехала в Одессу. Здесь Юрий поступил в Ришельевскую гимназию, играл в футбол за команду гимназии; ещё в годы учёбы начал сочинять стихи. Стихотворение «Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник». Юного ироничного шляхтича в классе побаивались: попасть в поле внимания язвительного Олеши значило надолго стать посмешищем всей гимназии. Уже тогда мальчик обладал невероятной фантазией и метко выражался.

Окончив гимназию, в 1917 году Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. В Одессе он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов».

В 1917-м он был одним из активнейших авторов сатирического журнала “Бомба”, в котором публиковались его стихи, карикатуры и рисунки. В 1917-18 гг. входил в литературный кружок “Зеленая лампа”, принимал участие в турне “Зеленой лампы” по Югу Украины.

В Одессе же состоялся его дебют как драматурга – пьеса “Маленькое сердце” была поставлена на сцене. В одесских журналах “Фигаро”, “Огоньки” появляются его рассказы, стихи, поэмы. Олеша непременный участник поэтических вечеров 1917-1920 гг. После установления советской власти в Одессе в 1920 г. Олеша работал в газете ОдУкроста – рисовал плакаты и писал тексты. Подписывал он их псевдонимом Dagni.

Весной 1921-го Олеша и Катаев перебрались за Нарбутом в Харьков, где литератору доверили руководить украинским радиотелеграфным агентством. Юрий Олеша устроился в театре «Балаганчик», но спустя год компания переехала в столицу. В Москве одессит поселился в писательском доме и устроился на работу в газету «Гудок», на страницах которой публиковались Михаил Булгаков, Илья Ильф и Евгений Петров. Писатель назвал «гудковский» период лучшим в жизни. Под псевдонимом Зубило, которым Олеша подписывал свои фельетоны, он издает и первую книгу стихов «Салют».

В 1922 году не принявшие революции родные Юрия иммигрировали в Польшу, а он отказался и в этот период пережил бурный роман с Серафимой Суок.

В 1924 году литератор подарил читателям первое объемное прозаическое сочинение – роман-сказку «Три толстяка». Ее опубликовали спустя 4 года. Идея написать сказку возникла у Юрия Олеши в общежитии «Гудка» (это его комнату без мебели за хлипкой перегородкой Ильф и Петров описали в «12 стульях»). В окне напротив писатель разглядел юную красавицу, увлеченно читавшую книгу. Девушку звали Валентина Грюнзайд. Спустя 4 года она стала женой Евгения Петрова.

А тогда очарованный погрузившейся в чтение сказок Андерсена 15-летней Валей Олеша поклялся сочинить сказку получше, чем у датчанина. В типографии прихватил рулон бумаги и, раскатав на полу, ночами писал роман. Первое издание посвятил Валентине Грюнзайд.

В 1927 году в журнале «Красная новь» был опубликован роман «Зависть», одно из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России. Романтизм революции и связанные с ней надежды, присущие сказке «Три толстяка», резко потонули в новых сложившихся условиях. Многие литературные критики называют «Зависть» вершиной творчества Олеши и, несомненно, одной из вершин русской литературы XX века. В 1929 году автор написал по этому роману пьесу «Заговор чувств», но цензура разглядела в ней критику строя и запретила. Писатель переделал произведение, назвав его «Список благодеяний». В 1931-м пьесу взял в театральный репертуар Всеволод Мейерхольд. Постановка шла три сезона в переполненных зрительских залах, но вскоре попала под запрет: чиновники снова нашли крамолу.

В 1928 году выходит написанная в 1924 году роман-сказка «Три толстяка». Именем героини Олеша сделал фамилию сестер Суок. (В Серафиму Суок, младшую из трех сестер, Олеша был влюблен в Одессе, впоследствии средняя – Ольга – станет его женой.) В 1930 по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку «Трех толстяков», которая и сегодня идет во многих театрах мира. Роман и пьеса переведены на 17 языков. По сказке позднее был поставлен балет (1935, муз. В. Оранского) и снят художественный фильм (реж. А. Баталов).

В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички «Писатель». Пьеса не была завершена. По сохранившимся черновикам в 1986 году в московском театре «Эрмитаж» режиссер М. Левитин поставил спектакль «Нищий, или Смерть Занда».

Писатель надолго замолчал. Многих коллег, близких друзей Олеши репрессировали, а на его творчество наложили запрет. Начавшуюся Великую Отечественную войну Юрий Олеша пережил в эвакуации в Туркмении в городе Ашхабад, затем вернулся в Москву.

С середины 1930-х гг. имя Олеши появляется в печати, как правило, под статьями на литературные темы, рецензиями, очерками.

Книги его с 1936 г. не печатались. «Король метафоры» был вынужден зарабатывать сценариями для мультфильмов («Девочка в цирке» – 1950, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – 1951, совместно с И. Ивановым-Вано). Он писал инсценировки для театров. В 1958 году Театр им. Евгения Вахтангова ставит роман Ф.М. Достоевского «Идиот» в инсценировке Юрия Олеши.

Запрет на книги сняли в середине 1950-х, но Олеша мало писал. В основном это были инсценировки на романы классиков - Достоевского, Чехова. Юрий Карлович просиживал за рюмкой в ресторане Дома литераторов, где коллеги почитали за честь его угостить. О нерастраченном даре литератора свидетельствуют записи дневников, собранные и изданные после его смерти в начале 1960-х.

В последние годы жизни писатель работает над книгой, названной впоследствии «Ни дня без строчки». Она состоит из дневниковых и автобиографических записей. Книга вышла в свет уже после смерти Ю. Олеши, ее составили по черновикам жена Ольга Суок и Виктор Шкловский.

После возвращения из эвакуации Олеша, потерявший право на московскую жилплощадь, жил в квартире Казакевича. В последние годы жизни его часто можно было видеть в Доме литераторов, но не выступающим в залах, а внизу в ресторане, где он просиживал со стаканом водки. Денег у него не было, удачливые советские литераторы почитали за честь угостить истинного писателя, прекрасно осознавая его огромный талант. Однажды, узнав, что существуют разные категории похорон советских писателей, он поинтересовался, по какой категории похоронят его. Ему объяснили, что похоронили бы его по самой высшей, самой дорогой категории. Олеша ответил: нельзя ли похоронить его по самой низкой категории, а разницу вернуть сейчас?…

Пристрастие к спиртному подорвало крепкое здоровье писателя. Олеша скончался в Москве 10 мая 1960 года от сердечного приступа. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Библиография

  • 1920 – Поэма «Агасфер»
  • 1920 – Поэма «Беатриче»
  • 1920 – Пьеса «Игра в плаху»
  • 1924 – Сказка «Три толстяка»
  • 1927 – Роман «Зависть»
  • 1929 – Пьеса «Заговор чувств»
  • 1930 – Пьеса «Список благодеяний»
  • 1934 – Сценарий «Строгий юноша»
  • 1938 – Сценарий «Солдаты болот»
  • 1939 – Сценарий «Ошибка инженера Кочина»
  • 1958 – Пьеса «Идиот»
  • 1959 – Пьеса «Цветы запоздалые»
  • 1959 – Пьеса «Гранатовый браслет»
  • 1961 – Дневники «Ни дня без строчки»

Читати також


Вибір редакції
up