Биография Джозуэ Кардуччи

Биография Джозуэ Кардуччи

Джозуэ Кардуччи – итальянский поэт; лауреат Нобелевской премии по литературе (1906) – родился 27 июля 1835 года в Вальдикастелло, Тоскана (Италия).

Джозуэ был старшим из трех детей Микеле Кардуччи, врача и карбонария, члена тайной националистической организации, действовавшей в Италии незадолго до ее объединения. Поскольку политические взгляды, крутой нрав и ярко выраженный антиклерикализм не способствовали популярности доктора Кардуччи среди консервативно настроенного населения Тосканы, его семье приходилось часто переезжать с места на место. В конце концов Кардуччи осели в Больери к югу от Ливорно, где прожили девять лет. Из-за вспыхнувшей в Италии революции, а также из-за горячего темперамента Кардуччи-старшего семье в 1848 и 1849 трижды приходилось менять местожительство.

В 1849 Кардуччи переезжают во Флоренцию, где Джозуэ, которого до этого обучал отец, поступает в среднюю школу, находившуюся под покровительством религиозного ордена пиаристов. По-видимому, домашнее образование оказалось неплохим, ибо первые экзамены мальчик сдал успешно. В школе Кардуччи много читал, увлекался классикой и такими итальянскими писателями XIX в., как Алессандро Мандзони, роман которого «Обрученные» очень любил, равно как и поэзию Байрона и Шиллера. В это время он и сам начинает писать стихи на исторические темы, переводит девятую песнь «Илиады», сочиняет сатирические стишки на своих одноклассников и учителей и лирические стихотворения, такие как «Моей матери» («A mia madre»).

В 1851 отец Кардуччи становится офицером медицинской службы в Челле. Провинциальная атмосфера этого городка не способствовала развитию юного интеллекта, и Кардуччи занимался тем, что разучивал патриотические песни с деревенскими мальчишками. Под влиянием отца, который незадолго до этого, изменив своим политическим убеждениям, вновь принял католичество, Кардуччи пишет оды святой Елизавете и Иоанну Крестителю.

В 1853 Кардуччи получил стипендию для обучения в престижной Пизанской высшей школе. Однако спустя год после поступления молодой человек обнаружил, что преподаватели здесь слишком педантичны, а учебные программы безнадежно устарели. Главным преимуществом обучения в Пизе была возможность участия в литературном кружке, членом которого был историк Эрколе Скарамуччи. Когда Скарамуччи умер, Кардуччи произнес поминальную речь, в которой превозносил своего друга как истинного патриота, избегнувшего «скорбных и бесплодных грез» сторонников единства Италии. Нападки поэта на сторонников объединения Италии, к которым еще совсем недавно принадлежал он сам, - типичный пример того, как часто менялись на протяжении жизни его политические взгляды.

В 1854 отец Кардуччи вновь подтвердил репутацию человека, собой не владеющего, нагрубив мэру Челле, за что был обвинен в оскорблении действием и вынужден был оставить свой пост и стать простым низкооплачиваемым хирургом в Пьянкастагнайо. Оказавшись без материальной поддержки, Кардуччи, чтобы заработать на жизнь, составляет сборник «Народная арфа. Антология религиозных, нравственных и патриотических стихотворений итальянских поэтов» («L'arpa del popolo, scelta di poemi religiosi, morali e patriotici», 1855); основную цель сборника Кардуччи видел в поднятии морального и патриотического духа своих читателей.

Одновременно он пишет статьи для журнала «Приложение» («L'appendice»), издававшегося его другом Пьетром Туаром, и вскоре становится ведущей фигурой среди объединившихся вокруг «Приложения» писателей, которые ставили своей целью защитить классицизм итальянской поэзии от того, что они называли «тлетворным влиянием романтизма».

После окончания Пизанской школы Кардуччи работает преподавателем риторики гимназии в маленьком городке Сан-Миньято-аль-Тедеско, однако его агрессивный антиклерикализм и вздорность привели к тому, что вскоре он получил выговор от министра образования и потерял надежду занять место в Ареццо, на которое рассчитывал. Кардуччи перебирается во Флоренцию и в 1857 выпускает свой первый сборник стихов «Рифмы» («Rime»), в 1880 переизданный под названием «Юношеские стихи» («Juvenilia»), прошел почти незамеченным. Традиционные по форме, эти сонеты и баллады отличаются глубокими патриотическими чувствами и лишены романтической выспренности.

1857 и 1858 годы оказались трудными для Кардуччи. Из-за отсутствия работы он был стеснен в средствах, к тому же в эти годы ему пришлось пережить тяжелое потрясение: в 1857 покончил с собой его брат Данте, а через год скончался отец. Вскоре, впрочем, судьба ему улыбнулась, и в 1859 поэт женится на Эльвире Меникуччи, через год получает место преподавателя греческого языка на факультете Высшей школы в Пистойе, а еще через несколько месяцев становится профессором классической итальянской литературы в Болонском университете, что позволяет ему жить безбедно и содержать семью: жену, сына и трех дочерей. В Болонском университете поэт проработал почти всю оставшуюся жизнь. Здесь он занимался исследованиями творчества итальянских поэтов XV-XVII веков: Данте Алигьери, Франческо Петрарки, Сальваторе Розы, Лудовико Ариосто, Джузеппе Джусти, Джованни Боккаччо, Лоренцо ди Медичи, Винченцо Монти, Габриэле Розетти и др.

В начале 1860-х Кардуччи активно участвует в республиканском движении, из-за чего в 1863 ненадолго лишается места в университете, а в 1867 – чуть не теряет кафедру. Не прошла бесследно и публикация самой скандальной поэмы Кардуччи «К сатане» («Inno a Satana», 1865), которую он напечатал под псевдонимом Энторио Романо. Это пантеистическое и антиклерикальное произведение воспевает победу человеческого разума и прогресса над тиранией христианской теологии. Спустя год после выхода в свет этой поэмы Кардуччи был избран членом парламента от республиканской партии, однако по ряду формальных обстоятельств осуществлять свои обязанности не смог.

В 1878 Кардуччи издает первый из трех томов «Варварских од» («Odi barbare», 1878), где пытается уловить дух античности, подражания ритмической структуре греческой и латинской поэзии. В них он явился новатором по отношению к стихотворной форме, сделав попытку ввести в итальянское стихосложение классическую версификацию с ударениями. В 1882 выходят новые «Варварские оды» («Nuove odi barbare»), а в 1889 «Третьи варварские оды» («Terae odi barbare») «Варварские оды» с превалирующей в них исторической темой, а также более лирические «Новые стихи» («Rime nuove», 1887) считаются самыми лучшими, самыми искусными в его творчестве.

К числу известных поэтических сборников Кардуччи относятся также изданные в Болонье «Легкое и серьезное» («Levia gravia», 1861-1881), «Ямбы и эподы» («Giambi ed epodi», 1882) и «Рифмы и ритмы» («Rime е ritmi», 1899); последний сборник, по мнению критиков, несколько уступает предыдущим. В лучших стихах Кардуччи ощущается глубокое, хотя и несколько отчужденное видение непрерывности человеческого бытия. Независимо от того, следуют ли его стихи формам античной поэзии или традиционному размеру итальянского стиха, поэт стремится избегать романтической выспренности, его стихи выдержаны в строгом классическом стиле.

Несмотря на то что репутация Кардуччи всегда основывалась преимущественно на его поэтическом творчестве, к которому он относился почти как к священнодействию, его поэтическое наследство относительно невелико. Из тридцати томов собрания сочинений Кардуччи стихи занимают всего четыре тома. В основном же поэт писал монографии и эссе научного и полемического характера, посвященные самым различным темам - от литературоведения до политики.

В последние годы жизни Кардуччи, который был также блестящим оратором, считался национальным поэтом Италии, пользовался репутацией образованнейшего человека своего времени. Поэт был в дружеских отношениях с королевой Маргаритой, которой посвятил оду «Королеве Италии» («Alla regina d'Italia», 1878). В 1890 он стал сенатором - отчасти благодаря своей литературной репутации, а отчасти из-за изменения политических взглядов: в старости поэт стал монархистом, сторонником экспансионистской политики Италии в Африке.

Кандидатура Кардуччи на Нобелевскую премию 1906 была бесспорной, поскольку в списке кандидатов он числился с 1902. 24 ноября 1906 Шведская академия объявила, что 71-летнему итальянскому поэту Джозуэ Алессандро Микеле Кардуччи была вручена премия «не только за глубокие знания и критический ум, но прежде всего за творческую энергию, свежесть стиля и лирическую силу, столь характерную для его поэтических шедевров». В своем приветствии на церемонии награждения, состоявшейся 10 декабря, член Шведской академии Карл Давид Вирсен соотнес биографию Кардуччи с историей политической жизни Италии. «Язычество» Кардуччи, по его мнению, было реакцией на издержки католичества, но никак не отвержением христианства. Из-за слабого здоровья, страдавший от цирроза печени, Кардуччи не смог лично присутствовать на церемонии награждения, где его представлял поверенный в делах Италии в Швеции граф Капрара, и Нобелевской лекции не представил. Сумма Нобелевской премии в 1906 составила 138536 шведских крон (или 192450 итальянских лир).

Три месяца спустя, 16 февраля 1907, Джозуэ Кардуччи умер в Болонье (Италия). Был погребен на Монументальном кладбище местного Картезианского монастыря.

Биография

Произведения

Критика


Читати також