Воспоминания о ландшафте. Обитаемое и запредельное
Совместно с фестивалем "Недели Северных стран"
“Воспоминания о ландшафте. Обитаемое и запредельное”. Выставка исландских видеохудожников
Вход свободный
В Музее Истории фотографии с 15 по 20 сентября пройдет выставка исландского видеоарта “Воспоминания о ландшафте. Обитаемое и запредельное”. На выставке будут представлены работы исландских видеохудожников Торбьорг Йонсдоттир, Стейны Васулка и Сигурдура Гудьонссона. Открытие выставки состоится 15 сентября в 15.00. Выставку откроет художница Торбьорг Йонсдоттир, куратор программы киноавангарда Северных стран на кинофестивале “Послание к человеку” Мартин Греннбергер. Попасть на экспозицию можно будет с 15 по 20 сентября с 13.00 до 20.00.
Выставка видеоарта “Воспоминания о ландшафте. Обитаемое и запредельное” проходит при поддержке Недель Северных стран в Санкт-Петербурге и Совета министров Северных стран, страна-председатель Совета в 2019 – Исландия. Партнеры программы: Посольство Исландии в Москве, Генеральное консульство Финляндии в Санкт-Петербурге, Датский институт культуры, Институт Финляндии в Санкт-Петербурге, Генеральное консульство Швеции в Санкт-Петербурге, комитет по внешним связям Санкт-Петербурга и другие.
Музей истории фотографии (ул. Профессора Попова, 23)
15-20 сентября, с 13.00 до 20.00
Текст куратора Мартина Греннбергера:
В качестве условной и неоднозначной отправной точки эта выставка, которая вместе с пятисерийной кинопрограммой представляет фильмы и видеоарт из скандинавских стран, - рассматривает ландшафты, их топографическое представление и личные интерпретации в объективах 4 исландских художников с довольно разным художественным прошлым: среди них режиссер экспериментального кино, художник, пионер международного видеоарта, и даже композитор, ставший кинорежиссером. Перед выставкой стоит цель - создание плотного фактурного и многослойного изображения с подвижными точками притяжения и взаимосвязями между отдельными работами.
Видеоработа Торбьорг Йонсдоттир «Тьорса» (2019), созданная в коллаборации с Боргхильдур Оскарсдоттир, показывает самую длинную ледниковую реку в Исландии, снятую с воздуха. Эта крупномасштабная инсталляция сопровождается двумя другими недавними работами Йонсдоттир, снятыми в колумбийских джунглях: «Я чувствую, что превращаюсь в змею» (2019 г.) и «Дерево похоже на человека» (2019 г.). Последняя представлена в виде отдельных кадров.
В видео-триптихе Стейны Васулка «Лава и мох» (Hraun og Mosi) 2000 года мы видим поля лавы около гавани Хафнарфьордюра. Работы Стейны, пионера видеоарта, часто сотрудничающей со своим партнером Вуди Васулкой, уже с конца 1960-х годов исследовали возможности видео. О работе «Лава и мох» Стейна говорит: «Это сложная задача; сдвинуть с места пейзаж, который был заморожен и неподвижен на протяжении многих веков; добиться, чтобы он танцевал. Если бог повсюду, его присутствие, безусловно, наиболее ощутимо в лаве и мхе». Произведение Васулки выражает восторженное, построенное на микро тональностях, трогательно-«близорукое» отношение к предмету. Работа «Вуаль» Сигурдура Гудьонссона (2012) возникла из его интереса к увеличению продолжительности, когда сдвиги и микро движения дают с течением времени почти галлюцинаторное качество: что происходит с нашим восприятием, когда мы погружаемся в пристальное наблюдение за эрозией песка?
Выставка “Воспоминания о ландшафте. Обитаемое и запредельное” Recollections of Landscape: The Habitable and the Beyond
“Лава и мох”, США / Исландия, 2000 год, автор: Стейна Васулка
«Эйнар Мар вызвал меня к себе в свой дом под названием Светлый Утес в прекрасный день прошлой осенью. Поводом было предложить мне шоу в его собственной галерее, расположенной на потрясающе красивом лавовом поле в Хафнарфьордюре. «Тема – это лава», – сказал он мне. Можете ли вы вписать в нее свою работу? Мой роман с лавой длится с раннего детства, когда эльфы и тролли были еще частью моей реальности. Я помню, что если я достаточно долго смотрела на лавовое поле, оно начинало двигаться, даже издавать звуки. Много лет спустя я съела хорошего мескалина в Хердисарвике и смогла заново вызвать те детские воспоминания и все впечатления, которые его сопровождали. Это сложная задача: сдвинуть с места пейзаж, который был заморожен и неподвижен на протяжении многих веков, добиться, чтобы он танцевал. Если бог повсюду, его присутствие, безусловно, наиболее ощутимо в лаве и мхе» Стейна, май 2000 года.
“Тьорса”, Исландия, 2019 год, авторы: Торбьорг Йонсдоттир и Боргхильдур Оскарсдоттир
«Тьорса» - это 60-минутное одноканальное видео, снятое одним кадром с самолета Cessna, пролетающего вдоль реки Тьорса. Камера следует за ледниковой рекой от ее устья в Атлантическом океане до ее верховьев на леднике Хофсйокюль. Тьорса - самая длинная река в Исландии, длиной 230 км. Она протекает через разные ландшафты, от ледника в высокогорье, через лавовые поля и до луговых земель, где наконец соединяется с океаном. За последние десятилетия на Тьорсе было построено пять гидроэлектростанций, и, по крайней мере, еще две планируется в следующем году, что вызвало недовольство как местных жителей, живущих в районе предполагаемых плотин, так и защитников природных ресурсов.
“Я чувствую, что превращаюсь в змея”, Исландия / Колумбия, 2019 год, автор: Торбьорг Йонсдоттир
Я чувствую, как мое лицо превращается в лицо змея. Мои челюсти раскрываются, и мой рот открывается широко, шире, чем я могу его открыть. Я чувствую, что мои ноздри и все мое лицо становятся плоскими. Я издаю шип, и меня рвет через широко открытый рот змеи, а затем я снова становлюсь собой.
“Вуаль”, Исландия, 2012 год, автор: Сигурдур Гудьонссон
«Вуаль» – это фильм, снятый одним кадром на ветреном черном песке в Скейдарарсандуре в Исландии. Невидимый ветер создает завесу из песчинок, покрывающую землю. Успокаивающее движение и звук рождают медитативный опыт, ментальное пространство для аудитории, чтобы попеременно сосредотачиваться на своем сознании и выходить из него.