А. E. Измайлов
Н. П. Павлов
Александр Ефимович Измайлов родился в 1779 году, происходил из обедневших дворян Владимирской губернии, образование получил в Горном кадетском корпусе, по окончании которого почти всю свою остальную жизнь провел в Петербурге на службе в учреждениях государственных финансов. Под конец жизни он получил назначение в Тверь на пост вице-губернатора и провел здесь около полутора лет — с 17 ноября 1826 года по 12 июня 1828 года; отсюда он был переведен на тот же пост в Архангельск, но и там был недолго — в 1829 году он вернулся в Петербург и вскоре после этого, 26 января 1831 года, умер.
Служба Измайлова была в значительной степени вынужденной, из-за недостатка средств.
Современники называли Измайлова «дружкой» Крылова. В. Г. Белинский в статье 1840 года «Басни Ивана Крылова» отметил оригинальность А. Измайлова: «...он создал себе особый род басен, герои которых: отставные квартальные, пьяные мужики и бабы, ерофеич, сивуха, пиво, паюсная икра, лук, соленая севрюжина; место действия — изба, кабак и харчевня. Хотя многие из его басен возмущают эстетическое чувство своею тривиальностью, зато некоторые отличаются истинным талантом и пленяют какою-то мужиковатою оригинальностью».
Особенного внимания заслуживают такие его басни, как «Крестьянин и кляча», «Осел и конь», «Золотая струна», «Каприз госпожи», «Дворянка-буянка» и ряд других. В них довольно недвусмысленно выражены антидворянские и антикрепостнические идеи.
Так, басня «Крестьянин и кляча» заключается следующими стихами:
Уж нечего сказать, крестьяне
Как мучат бедных лошадей!
Не хуже, право, чем людей
В какой-нибудь глуши дворяне.
В басне «Золотая струна»:
Коль именитому невежде
Стул в Академии дадут —
Чего ждать тут!
В «Капризе госпожи» дан сюжет, развернутый позднее Тургеневым в рассказе «Ермолай и мельничиха»: помещица грозит сослать горничную Катюшу и ее жениха за то, что они осмелились полюбить друг друга и просят разрешения на брак:
Велю я положить женитьбу им на спину!..
В деревню их отправлю
И там свиней пасти заставлю.
Ряд басен Измайлова направлен против реакционных деятелей журналистики того времени: «Шут в Парике» — против главы «Беседы любителей русского слова» А. Шишкова, «Лгун» — против издателя «Отечественных записок» А. Свиньина, «Судья Фаддей» и «Оленина лавка» — против Булгарина.
В идейном развитии молодого Измайлова существенную роль сыграло «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», которое в первый период своего существования (1801-1807 гг.) объединило группу писателей и поэтов, в большей или меньшей степени поддерживавших заветы А. Н. Радищева. К этому обществу принадлежал и А. Е. Измайлов. Впоследствии Вольное общество, просуществовавшее до 1825 года, утратило свой первоначальный радикализм и заняло «благонамеренные» позиции.
Измайлов продолжал писать стихи и в нашем краю. Правда, это были большею частью стихи «на случай» и в художественной силе значительно уступали его басням, но они интересны для нас, во-первых, как показатель настроений Измайлова в годы пребывания его в Твери, во-вторых, они дают ряд подробностей, характеризующих жизнь Твери в 20-х годах прошлого столетия. Некоторые из этих стихотворений поэт сопроводил любопытными примечаниями, касающимися быта Твери того времени.
Цикл этих стихотворений открывается застольной песнью «На отъезд в Тверь». Песня полна бодрости, задора и грубоватого юмора. Вот ее начало:
Собираюся теперь
В город древний, славный — Тверь.
Скоро тройку подхвачу
И как вихорь полечу —
А журнал, стихи хоть кинь!
Еду, еду — динь, динь, динь,
Динь, динь, динь, динь, динь, динь, динь.
Вскоре, однако, Измайлов почувствовал себя не в ладах с тверским дворянством, — он пришелся не ко двору. Поэта не удовлетворяла ничтожность духовных интересов здешних помещиков, чиновников и их жен и дочерей, возмущало беззастенчивое взяточничество и казнокрадство, грубые повадки крепостников. Так, в стихотворении «Баснину», говоря о себе, Измайлов пишет:
На что ты годен здесь в Твери?
Ни в винт, ниже в бостон, ни в мушку не играешь,
На вечеринках все молчишь или зеваешь
И дам напрасно осуждаешь!
В стихотворении «И. П. Мятлеву. На отъезд его из Твери 4 июля 1827 г.» поэт пишет:
Ах, гости милые! Теперь
При вас мне нравится и Тверь! —
Благодарю, что посетили
Забвенного от всех певца,
Которого здесь приютили
К продаже хлебного винца.
Не любят здесь литературы —
(Скажу я по секрету вам)
Особенно из старых дам.
Клянусь, тверские все дворянки
Не стоят и юдной крестьянки:
Играют в карты день и ночь
И сплетничают во всю мочь.
В другом стихотворении Измайлов с раздражением говорит:
Не милы мне дамы-игрицы в Твери:
Весь день козыряют, чорт их побери!
Несколько стихотворений Измайлова посвящены тверским пейзажам. Таковы «Тьмака», «Волга в Твери». «Тьмака» — это своеобразная басня, в которой пейзаж соединен с элементом сатиры; стихотворение написано живо, выразительно.
В стихотворении «М.Ф. О. На отъезд его из Твери» Измайлов дал зарисовки городского сада и местных бытовых фигур.
На гулянье в саду по краям аллей стояли в ряд
Купцы брадаты, величавы,
Смиренны девы, златоглавы,
Их маменьки в цветных платках
С двумя концами на спинах.
Комментируя слово «златоглавы», Измайлов пишет: «Тверские девицы носят остроконечные шапочки из золотой парчи, а замужние повязывают на головы большие платки, которые сзади распускаются двумя широкими концами».
Конфликт А. Е. Измайлова с тверским дворянством привел к тому, что на него подали жалобу, и он был переведен в Архангельск.
Л-ра: Павлов Н.П. Русские писатели в нашем крае. – Калинин, 1956. – С. 26-30.
Критика