26.02.2020
Семён Кирсанов
eye 130

Ямбы С. Кирсанова (к вопросу об индивидуальном стихотворном стиле)

Ямбы С. Кирсанова (к вопросу об индивидуальном стихотворном стиле)

В. И. Догалакова

По образному выражению Л. Озерова, ямб - ось, вокруг которой вращается наша стиховая планета. У каждого большого мастера русского стиха ямб приобретает особые примети, неся печать индивидуальности его творца. Поучительна и любопытна судьба ямба в поэзии Семена Кирсанова, отражающая историю бытования и развития этого размера в отечественной поэзии, описанную М. Л. Гаспаровым.

Задача нашей статьи - описание ямбических размеров в поэзии Кирсанова, что позволит выявить некоторые особенности стихотворного стиля поэта на метро-ритмическом уровне и сопоставить их с ведущей стилевой тенденцией поэзии XX в. Индивидуальный стиль поэта на уровне метро-ритмических структур выявляется с помощью стиховедческого анализа, фиксирующего отклонения от метро-ритмической традиции.

Статистический анализ показывает, что несмотря на стремление использовать новые формы стиха, классические размеры в метрическом репертуаре Кирсанова – 78% от числа всех стихотворных строк на долю ямбов приходится две трети всех классических размеров. Наибольший интерес в ямбическом репертуаре представляет 2Я, ЗЯ, 4Я и ВЯ.

К 2Я Кирсанов в нарушение традиции обращается в поэме «Вершина». Общий характер творчества поэта - установка на стилевой эксперимент, позволяет предполагать, что обращение в жанре поэмы к бедному, на первый взгляд, ритмическими возможностями размеру - двухстопная строка слишком коротка для естественного интонационного отрезка - связано с попыткой своеобразной «реабилитации» размера.

Ритм 2Я прост: первая стопа слабая, вторая сильная. Ритмический рисунок кирсановского 2Я разнообразится за счет утяжеления I-ой стопы (спондей), смещения ударения в I-ой стопе (хориямб), различной комбинации клаузул, появлением инометрических вкраплений, как правило, хореических строк. В создании ритмического рисунка поэмы активно участвует графическая композиция (столбик и лесенка), позволяя трактовать матрическую структуру двойственно:

1. Вам,
что решила
2. сквозь лад и пламень
3-4. пройти
к вершине своих исканий;
5. вам,
смывшим с мыслей
6. грязь себялюбия;
7. вам, не забывшим
8-9. крюки и зубья
с веревкой прочной
10. подвесить к вьюкам;
11. вам,
знавшим точно
12. вес жизни друга,
13-14. когда слабея он
на гребне белом;
15. вам, различавшим
16. со взгляда, сразу,
17. где час,
где вечность,
18-19. где только фраза, где настоящая
20. человечность...

Относительно первых двух строк сомнений не возникает - перед нами 2Я, а третья строка может быть истолкована а как 4Я с цензурным наращением, но рифма, ушедшая в глубь строки, позволяет определить 3-ью строку, как две замаскированные отроки 2Я. Ритм строк 5-9 в значительной мере зависит не только от спондеев и хориямбов, но и от своеобразной рифменной композиции: клаузула 5-ой сроки остается незарифмованной по вертикали (имеем «горизонтальную» рифмопару «смывшим – с мыслей»), слово «смывшим» не завершающее метрическую строку, коррелирует на рифменном уровне со словом «забывшим», завершающим метрическую строку.

В 1-I2 строках устанавливается инерция перекрестной рифмовки АБАБ, a рифмовка отрок 13-14 - парная. 11-ая строка коррелирует с 15-ой, но вновь член рифмопары «гнавшим - различавшим» уходит в глубь строки. Подстрочив 18 коррелирует о 16, а 19 остается незафиксированным, более того, оно имеет дактилическую клаузулу, тогда как клаузулы всех предшествующих строк - женские.

Это повлекло за собой перераспределение слогового объема 20-ой строки, которая может быть определена как 2Х. Несомненно содержательное значение «выделенного всеми названными средствами слова «настоящая».

В поэме преобладают строка безусловного 2Я: «На крыше мира// С Тянь-Шанем рядом// Вершин Памира// Белеют гряды// Памир вы видели?// Он удивителен.// Над зноем Индии// Он весь заиндевел,// И Гиндукушу// Он смотрит в душу». В приведенном отрывке обращает на себя внимание неоднородность рифменной композиция: перекрестная рифмовка сменяется парной. Как видим, установка на неоднородность построения на разных уровнях стиховой структуры - характерное свойство поэмы «Вершина»:

1. А ты, зарытый в снег товарищ,
2. усиль свой пульс,
дыши,
дождись,
3. не умирай, -
ведь
ты мне
даришь
4. смысл возвращенья,
тропку ввысь.
5. Нет тени
страхов и сомнений
6. от приближения к тебе
7. все превращается в ступени
8. теперь
на каменкой тропе.
9. И невозможность
стала верой -
10. не отступать,
не уступить!
11. И осторожность -
точной мерой,
12. где надо стать,
а где ступить.

В приведенном отрывке рифма, как правило, завершающая метрические ряды 2Я в предыдущих строках текста, исчезает, зато обнаруживается звуковое корреспондирование слов «тени - сомнений - приближения - ступени», из которых «сомнении - ступени» несомненно рифмопара, создающая к тому же вертикальную метафору. В 8-ой строке на рифменном уровне соотносятся 1-ое и последнее слова строки «теперь - тропе». Графика и рифмовка 9-12 строк вновь актуализируют исходную метрическую строку, в последующих строках рифма внутри строк исчезает - перед нами строка 4Я. Затем метрическая строка 2Я восстанавливается с большей или меньшей определенностью при относительной свободе графического оформления.

Когда 2Я сменяется 4Я? Преодоление тесноты размера - в строку можно вместить только 2 слова, кроме того, 2Я создает затруднения с рифмой, т.к. рифмовать приходится каждое второе слово, - сопряжено в определенной степени с преодолением трудностей - покорением вершины. Сама редкость употребления размера, таким образом, не безразлична семантике.

Итак, кирсановский 2Я, в нарушение традиции употребленный в жанре поэзии, - своеобразная структура, обнаруживающая неоднородность на всех уровнях стихового построения: графическом, метро-ритмическом, рифменном. Опубликованная в 1954 г. «Вершина» - очередной этап на пути освобождения классического ямба. Подобные попытки, более или менее удачные, поэт будет предпринимать неоднократно: «Поэмы фронта», «Твоя поэма», «Следы на песке».

3Я - размер «малоупотребительный, ощущается в современной поэзии как экзотический». Но в поэзии Кирсанова он один из наиболее употребительных размеров: 30% всего ямбического репертуара. Этот высокий показатель возник за счет крупных лирических циклов «Ленинградокая тетрадь» (1957-60 гг.), «Московская тетрадь» (1962-70 гг.), «Стихи о загранице» и «Признаний» (1957-72 гг.). […]

М. Л. Гаспаров характеризует ямб, как самый традиционный из метров, который упорнее всего сопротивляется новшествам. Из всех ямбических размеров 4Я - самый традиционный. Кирсанов, обратившись к нему в конце 30-х годов в жанре поэмы, добивается своеобразного ритмического звучания стиха благодаря внутреннему расчленению интонационно-фразового единства стиховой строки, уничтожению четкой границы между звуковым повтором и рифмой и графической композицией поэмы.

В «Твоей поэме» имеют место сомнительные случаи деления на стихи, так как вследствие названных выше причин рифма не всегда отмечает конец стихоряда. Это не позволило М. Л. Гаспарову определить размер поэмы как 4Я, он осторожно назвал поэму ямбической, но ритмическая инерция 4Я, заданная в начале поэмы, позволяет установить границу стихов более или менее определенно.

Есть свидетельство самого поэта: «Хотя рифма идет в середине, это постоянный размер. И если вы освободите его от рифмы, это будет четырехстопный ямб».

А появление в поэме строк 1я, 2я, Зя - следствие асимметренности стиховых конструкций в поэзии XX века, явления, в достаточной степени осознанного самым Кирсановым, увидевшим новаторство стиховой системы Маяковского прежде всего в стремлении к освобождению от симметрии классического стиха. […]

Примененные в больших количествах переносы, спондеи, хориямбы вносили искусственность и затрудняли стих. По справедливому мнению В. Никонова, «вся поэма - мучительный поединок автора с четырехстопным ямбом». Итак, анализ кирсановского 4Я показал, что поэт искал новых возможностей ритмической выразительности размера, подвергая интонационно-фразовое единство отроки 4Я значительному внутреннему расчленению, увеличивая количество рифмующихся элементов стиха. Иногда эти попытки удавались («Твоя поэма»), иногда решительно не удавались («Поэма фронта»). В последний период творчества Кирсанов регулярно обращается к 4Я, не пытаясь модернизировать размер. Очевидно, это связано с общими тенденциями развития стиха советской поэзии 60-х годов - с увеличением доли классических размеров в метрическом репертуаре поэзии тех лет, с возвращением на новом витке развития к классике.

ВЯ в соответствии с традицией поэзии XX в. у Кирсанова - пассивная форма, функционирующая в сочетании с другими вольными размерами в ПК. Наиболее интересен этот размер в небольшой поэме «Следы на песке». На долю ВЯ здесь приходится 108 метрических (185 графических) строк. Метрическая формула этого размера - 5-6-3. Ведущее положение занимает 5Я (52%), что соответствует метро-ритмическому облику ВЯ лирической поэзии XX в. (Блок и Белый - свыше 40%, Есенин – 58%. Данные Л. Л. Вельской и Л. А. Руднева). ВЯ «Следов на песке» - графически расчлененный, отрофически неупорядоченный размер, что соответствует единой интонационной доминанте поэмы - взволнованному монологу лирического героя, обращенному к любимой женщине. Деление на графические отрезки (столбик) - не только 2-х или 3-х частное, как это имело место в ВЯ Маяковского, но и 4-х, 5-ти частное: «Рукой веселой камни разгребая, // На белом// Мне// Прочти:// «Любил тебя»//.

Если ВЯ предшественников избегал переносов, то у Кирсанова они обычное явление:

Границы - вы -
Пусты пропасти, слеше бездны, рвы
отвесных замков.
А любви
нужны дороги, улицы, шоссе,
ворота, сквозь какие
могут все
пройти и встретиться.

Один из важнейших ритмообразующих факторов ВЯ в этой поэме - графика. Столбик, интонационно уравнивая строки разной длины, делает переменной величиной расстояния между членами рифмопары. Немаловажную роль играет и унификация клаузул - мужские. Исхода из вышесказанного, можно предположить, что ритмика поэмы - дальнейшее развитие ритмического построения «Твоей поэмы», в которой с помощью рифмы и графики был преобразован обычный 4Я. В последнем случае деформируется ВЯ, но никакие графические ухищрения не могут замаскировать метрическую природу поэмы.

Итак, определяющей стилистической чертой метрического облика кирсановских ямбов является принципиальная установка на неоднородность стиховой структуры на всех уровнях. Внутри обычных метрических схем создается новое разнообразие ритмов, главным образом за счет функционального уравнения рифмы в положении краесогласия и звукового повтора внутри метрической строки, разбивкой последней на псевдостроки. Попытки поэта трансформировать ямб были связаны со стремлением вырваться из круга ритмико-синтаксических трафаретов. Не всегда опыты поэта удачны, тем не менее значение их велико: они подтвердили, что в пределах классической метрики есть еще не использованные возможности.

Л-ра: Индивидуальность авторского стиля в контексте развития литературных форм. – Алма-Ата, 1986. – С. 26-36.

Биография

Произведения

Критика

Читати також


Вибір редакції
up