24.05.2020
Всё о музыке
eye 2498

​Искусство эстрадного пения. От истоков до наших дней

эстрадное пение

Искусство эстрадного пения тесно связано с развитием технологий. С самого начала становления эстрады ее назначением было поражать аудиторию. Для этой цели использовались различные спецэффекты, сущностью которых могло быть усиление звука, добавление определенных тембровых характеристик, подчеркивание низких или высоких частот, усиление реверберации и др. Чрезвычайно важную роль в развитии искусства эстрадного вокала играла сфера звукозаписи. После появления носителей, которые позволяли фиксировать музыкальный материал, а также распространять значительными тиражами, популярность некоторых композиций стала чрезвычайно высокой.

Как всё начиналось

В начале XX века джазовое звучание оркестров в клубах и мюзик-холлах стало популяризироваться с помощью радио или воспроизведения музыкальных записей на патефоне.

Запись аудио файлов повлекло возникновение новой деятельности, связанной с звукорежиссурой.

Итак, действительно, с появлением звукозаписи происходит формирование целой инфраструктуры, направленной на поиск интересных музыкальных образцов, достойных того, чтобы быть записанными, со временем происходит их запись, коррекция и распространение. Практика звукозаписи и технические средства, связанные с усилением голоса, коренным образом меняют специфику собственно вокального мастерства.

Развитие технологий. Усиление голоса

Благодаря возможности усиления звука на различных по размеру и акустическим настройкам сценах и площадках, вокалистами смогли быть отныне исполнители, которые ранее могли быть услышанными только в камерной обстановке. Собственно, само появление возможности усилить голос не может рассматриваться как нечто исключительно отрицательное, ведь оно не влияло на коррекцию чистоты исполнения. В начале и середине XX века уровень технической оснащенности эстрадного исполнителя был таким, что не позволял улучшить несовершенство интонационного характера в процессе «живого» исполнения, а, наоборот, скорее подчеркивал недостатки, если они были.

В 1950-1960 годах происходит дальнейшее развитие звукозаписи, вместе с тем, появление более развитой техники звукозаписи позволило создать музыкальное целое, которое будет иметь откорректированный характер.

Как появился Live looping (Лайв Лупинг)

Как следствие, в противовес развитию идеально созданных студийных образцов, которые существуют благодаря инфраструктуре шоу-бизнеса, в сегодняшних условиях начинает формироваться практика использования технологии Live looping. Использование различных устройств и программ, направленных на запись лупов (луп - фрагмент звуковой записи, замкнутый в петлю для его циклического воспроизведения) и их последующего воспроизведения, становится своеобразной альтернативой результатам, которые можно получить в студии звукозаписи. Рассмотрим специфику Live looping более подробно и попытаемся охарактеризовать те возможности, которые открываются благодаря ей. Live Looping можно рассматривать как процесс исполнения музыкального произведения, опирающийся на запись с последовательным воспроизведением закольцованных аудио сэмплов в реальном времени, что может осуществляться как с помощью устройств, так и специального программного обеспечения. Стоит отметить, что данная технология генетически связана с развитием такого направления эстрадной музыки, как хипхоп. Именно в нем достаточно часто использовался принцип записи дорожек и их использование во время исполнительного процесса.

История развития Live looping связана с возникновением новейших технологий, которые обуславливают те или иные этапы их использования в музыке: начало датируется с использованием магнитной ленты в 1960-х годах, гораздо проще осуществлять лупинг стало возможным с появлением цифровой задержки в 1980 году, выделять цифровой луп начали в 1992 году, а в 2002 году началась персонализация и интеграция записи с помощью компьютера.

Луп-станцию следует рассматривать как музыкальный инструмент, овладение всеми выразительными возможностями которого может занять много времени. Его необходимо методично изучать, так же как исполнители инструменталисты длительное время практикуются в игре, а вокалисты в пении. Для использования луп-станции нужно достичь технической сноровки, чтобы не тратить время, которое можно было бы посвятить творческой деятельности. Важным принципом является стандартизация приемов, когда, например, ударные записываются на первый луп, бас на второй, имитация гитары или фортепиано на третий, что будет упрощать их быстрое включение и выключение в различных композициях. Не постоянно надо стремиться к созданию сложных приемов и эффектов, ведь если речь идет про живое исполнение на сцене, то лучше выбирать те, которые можно воспроизвести в стрессовом состоянии, не исправляя себя, что может уменьшить влияние выступления на зрительскую аудиторию.

Ярким примером, использующим технику лайв лупинга в России является проект Виталя и Педали. Предлагаем ознакомиться с песней Виктора Цоя кавером, созданным с применением лупинга.

Итак, можно отметить, что технологический процесс вызывал появление тех или других тенденций развития эстрадного пения. Привлечение live looping в исполнительской деятельности вокалиста может играть крайне важную роль, ведь способствует повышению качества исполнения. Вокальная партия не будет подвергаться изменениям, связанных с улучшением звучания, в отличие от того, что осуществляется в студии звукозаписи. Использование данной технологии будет влиять на развитие творческих способностей исполнителя. В дальнейшем представляется, что технология live looping будет распространяться в том числе в отечественном пространстве и станет более доступной в экономическом отношении.

Читати також


Вибір редакції
up