​Правдолюбие как смысл жизни

​Правдолюбие как смысл жизни.

Я познакомилась с Полиной Жеребцовой на поэтическом фестивале в Таллине в 2019 году. С тех пор началось наше общение. То, что Полина рассказала мне в маленьком полутемном фестивальном кафе о своей жизни в Чечне и страшном военном опыте, произвело на меня такое сильное впечатление, что я решила написать об этом в своем романе, основанном на воспоминаниях об этом фестивале. Вскоре после знакомства я прочитала и сам дневник-документ Полины “Муравей в стеклянной банке. Чеченские дневники 1994-2004”. Он оказался одним из самых пронзительных документальных книг, написанных человеком о войне, Полина писала его девочкой, а затем юной девушкой, – в своей безыскусности и пронзительности сравнимый для меня с “Толстой тетрадью” Аготы Кристофф и “Блокадными дневниками” Тани Савичевой. Язык, на котором был написан этот дневник был очень интересным – простой и лаконичный. Эта обманчивая простота – на самом деле, составляет самую суть его художественной выразительности. Как писал Макс Фрай о языке романа Аготы Кристоф: “больше всего язык романа похож на удачную попытку перевода на человеческий язык с какого-то совершенно нелюдского наречия — то ли марсианского, то ли муравьиного “ – также можно было бы сказать о языке романа-документа Полины Жеребцовой.

Еще в Таллине Полина показала мне свои картины и мне они запомнились. Спустя какое-то время я написала небольшую рецензию о ее картинах, приуроченную к открытию очередной ее выставки. Полина оказалась самобытным интересным художником.

Первое тревожное сообщение пришло мне от Полины 3 октября 2020 года. Она выложила видео на youtube канале. Так я впервые узнала, что существуют тролли в фейсбуке, которые несколько лет подряд продвигают факты, совершенно не соответствующие действительности о том, что, например, Полина «никогда не жила» в Грозном и «не писала» Чеченский Дневник, о том, что у нее «фальшивые документы», и многое другое. Дальше дело пошло по нарастающей – в конце января 2021 года удалили страницу Полины в фейсбуке. Помню, она очень переживала, что потеряла много друзей и подписчиков. Пыталась восстановить страницу – писала мне, приглашала на новый аккаунт, но все было бесполезно – страницу продолжали удалять. Всего за год, насколько я знаю, ее удалили 8 раз подряд с фейсбука из-за кибергатак. Полину продолжали и продолжают травить криминальные сообщества, искажая факты ее жизни и творческой биографии, атакуя ее соцсети и угрожая физической расправой.

Почитав подробнее посты Полины и послушав ее записи на youtube канале и ознакомившись со всеми материалами в сети и фактами ее творческой биографии - я поняла, что у всей этой травли есть совершенно очевидные причины. Ее беспристрастная, трезвая позиция по отношению к войне в Чечне, ее нежелание принимать ничью военную сторону раздражает и вызывает агрессию - также, как раздражает роман Аготы Кристоф “Толстая тетрадь”, которую обвиняли в том, что она “ставила практически знак равенства между нацистами и солдатами-освободителями”. Но ни та и не другая не стремились выстроить иерархию правых и виноватых, их интересует само нутро войны, которое делает всех равными. И здесь уже нет места ни идеологии, ни политической позиции, которую настойчиво пытаются приписать Полине и другим писателям такого рода. Такова плата за эту позицию, позицию мира, которую приходится защищать всеми возможными и невозможными силами. И я призываю всех – объединить наши усилия и помочь остановить травлю Полины Жеребцовой!

Екатерина Преображенская,  Поэт, режиссер

Екатерина Преображенская,

Поэт, режиссер

Читати також


Вибір редакції
up