«Детские» рассказы Шолом-Алейхема

«Детские» рассказы Шолом-Алейхема

М. Н. Журенко

Как и другие великие юмористы, Шолом-Алейхем с большим вниманием и любовью относился к детям, охотно обращался в своих произведениях к их радостям и печалям. Вот краткий перечень «детских» произведений писателя: «Ножик», «Флажок», «Ханукальные деньги», «Часы», «У царя Артаксеркса», «Омраченный праздник», «Рябчик», «Скрипка», «Зелень к празднику», «Юла», «Трапеза», «Три головки», «Пасха в деревне» и другие.

На заре его творчества возник рассказ «Ножик», смерть писателя оборвала вторую часть повести «Мальчик Мотл». Весь творческий путь Шолом-Алейхема обрамлен «Рассказами для детей».

Этот цикл произведений сложился в течение последнего десятилетия XIX века и первого десятилетия XX века. Шолом-Алейхем решил проверить жизнь глазами детей. Что окажется, если посмотреть на мир свежими и чистыми глазами ребенка? Вера детей в победу добра, их неиссякаемая любовь к жизни, острота и непосредственность детского восприятия мира пленили писателя. Своих любимых Копеле, Мотеле, Двойреле писатель учил смеяться и удивляться, жить открыто и честно, возмущаться и негодовать, терпеливо искать свое счастье и бороться за счастье своих матерей и отцов.

Тонкий юмор, занимательность сюжета, живые бытовые детали - обеспечили широкий успех «Рассказам для детей». Грань между плачем и смехом у ребенка легко преодолевается. У взрослых эту грань превозмочь намного сложнее. Чем больше человек отдаляется от своего детства, тем труднее ему преодолеть печаль и обрести веселость. Только такие добрые и светлые художники, как Диккенс, Чехов, Марк Твен и Шолом-Алейхем, сохранили в себе и своем творчестве неиссякаемую детскость.

В «детских» рассказах наиболее ярко видится использованный Шолом-Алейхемом прием - через конкретную субъективную историю создавать картину общего явления. «Субъективизм», пронизанный лирической тональностью, отчетливо проявляется не только в цикле «Рассказы для детей», но и в повести «Мальчик Мотл».

Еврейская литература до Шолом-Алейхема не знала образов детей. Исключение составил роман И. Линецкого «Мальчик из Польши». Следуя великому авторитету Л. Толстого, сказавшего о том, что родившись, человек представляет собой первообраз гармонии правды, красоты и добра, Шолом-Алейхем решил показать «гармонию правды, красоты и добра», присущую касриловской детворе, развенчать отсталую педагогику еврейских меламедов и наставников, усугубляющих духовную изолированность детей «черты».

Писатель решил эту задачу в сатирическом рассказе «Меламед Бойаз», показав нравы, царящие в хедере. Метод обучения Бойаза сводился к розгам... Почему к розгам? Бойаз поясняет: «Ребенок должен бояться Бога бояться ребе, бояться родителей, бояться греха, бояться дурной мысли». Короче, все воспитание сводится к страху, и от страха дети в течение экзекуции должны воспевать ребе и розги, восклицая: «Да здравствует плеть!».

Но Шолом-Алейхем взялся за этот сюжет не для того, чтобы пролить слезу над бедными детьми, а чтобы отыскать среда них Велвла, способного организовать ребячью забастовку и добиться изгнания меламеда Бойаза. В этом «маленьком» восстании залог больших побед.

Писатель в восторге от своих героев, но еще важнее для него нравственная победа которую одерживает над самим собой герой рассказа ‘Ножик». В «Ножике» писателя интересует не только сам фаю победы мальчика над собой, но путь нравственных исканий его неокрепшей, целомудренной души. Украв ножик, - предмет всех его желаний, мальчик нарушает гармонию своего мира. В мучениях он приходит к убеждению, что готов на любые жертвы ради обретения этой гармонии: «Я даю клятву на Татмуде, что никогда ничего не утаю, а буду всегда честен, честен!».

В первом рассказе своего детского цикла Шолом-Алейхем ставит проблему осуществления мечты. Мир детства трогателен и честен. И вот мальчик сперва обижен, затем растроган и, наконец, справедлив.

Шолом-Алейхем обратился к детским рассказам в поисках невинности, добра и красоты, но он не мог не видеть, что детский мир не существует изолированно и поэтому не может не меняться под грузом противоречий мира взрослого. Об этом напоминает его рассказ «Флажок». Простой флажок - радость и сказка мальчика Копеле - отобран другим мальчишкой по праву сильного, то есть богатого.

И наступает конец сказке, наступает одиночество и обездоленность «Знаете, дети, всякой сказке приходит конец - веселый или печальный, но конец приходит обязательно. В еврейской сказке, к сожалению, конец чаще всего печальный. Есть у нас пословица: не для бедного счастье. Да что рассказывать - подрастете, сами увидите...»

В страшном мире купли и продажи, где всегда права сила, Шолом-Алейхем искал гармонию. И находил ее.

В новелле «Зелень к празднику» мальчик, вырвавшийся из духоты хедера, чувствует свое единство с солнцем, травой, с каждой букашкой на земле. Это чувство гармонии с природой дает ему ощущение свободы. И как естественное продолжение этой гармонии возникает образ украинского мальчика Охрима, с которым герой новеллы нерасторжимо связан. Дружба детей, преодолевающая национальные предрассудки, в понимании Шолом-Алейхема естественна, как сама природа. Дети - это будущее, дети лишены вражды, их любовью и единством будет спасен мир и счастье людей.

Л-ра: Наукові записки Харківського державного педагогічного університету імені Г. Сковороди. Серія : літературознавство. – Харків, 1999. – Вип. 3 (24). – С. 162-165.

Биография

Произведения

Критика

Читати також


Вибір читачів
up