Полемика с ницшеанской идеей сверхчеловека в романе Джека Лондона «Маленькая хозяйка Большого дома»
Неля Эдуардовна Кутеева
Анализируется проблема ницшеанских влияний в творчестве Джека Лондона. Своеобразие восприятия и интерпретации писателем некоторых философских идей Ницше рассматривается на примере малоисследованного романа «Маленькая хозяйка Большого дома». Воспринимая идеи Ницше, Дж. Лондон подвергал их критической переработке, что наиболее полно воплотилось в образах главных героев произведения. Ключевые слова: сверхчеловек, индивидуализм, сильная личность, универсальная личность.
Ницшеанская философия сыграла важную роль в формировании мировоззрения целого ряда американских писателей конца XIX - начала XX в., к числу которых можно отнести и Джека Лондона (1876-1916). Писатель интересовался многими философскими учениями, в особенности позитивизмом, ницшеанством и марксизмом, что обусловливает присущий мировоззрению Лондона эклектизм. По мнению биографа писателя Ирвинга Стоуна, Г. Спенсер, К. Маркс и Ф. Ницше были теми философами, которые «научили его думать» [1. С. 92].
В творчестве Дж. Лондона стремление к отображению индивидуалистической концепции человека синтезируется с идеологией «американской мечты» и эмерсоновской теорией «доверия к себе». Герой-одиночка в произведениях писателя соединяет в себе черты романтического бунтаря и ницшеанской сильной личности, бросающей вызов инертному большинству, прозябающему в бездействии. Творчество Лондона сочетает в себе романтический индивидуализм с позитивистской «научной» объективностью, а также идею социального неравенства с признанием естественной необходимости конкурентной борьбы.
Влияние философии Фридриха Ницше на творчество писателя у исследователей не вызывает сомнения [2]. Констатируя факт воздействия теорий немецкого философа на мировоззрение Лондона, критики неоднократно обвиняли автора в изображении «ницшеанских сверхчеловеков» и «белом расизме» [3]. Однако следует отметить, что писатель, воспринимая идеи Ницше, подвергал их критической переработке и полемической интерпретации.
Сильная личность стала предметом изображения Лондона еще в «северных рассказах», но героика человека-покорителя «белого безмолвия» в ранних произведениях писателя редко оказывается достаточно близкой индивидуалистическому образу ницшеанского сверхчеловека. Исследователи традиционно полагают, что наиболее полно идея сверхчеловека представлена в романах «Морской волк» (The Sea Wolf, 1904) и «Мартин Иден» (Martin Iden, 1909). На наш взгляд, интерес к ницшеанскому типу личности проявляется и в более позднем произведении автора - романе «Маленькая хозяйка Большого дома» (A Little Lady of Big House, 1916), который был незаслуженно обойден вниманием критики. Немногочисленные отзывы прессы и исследователей свидетельствуют о том, что роман был так же неверно понят и истолкован, как «Морской волк» и «Мартин Иден». Сам Лондон неоднократно сетовал на данный досадный казус: «Весьма часто мои книги оставались непонятыми. Очень давно, в начале моей литературной карьеры, я выступил против Ницше и его сверхчеловека в романе «Морской волк». У романа была масса читателей, но никто не понял, что в нем развенчивается идея сверхчеловека. Позже, не говоря уже о мелких произведениях, я написал еще один роман, в котором выступил против философии сверхчеловека. Это был «Мартин Иден» [4. Т. 6. С. 231-232].
Как видим, критическое переосмысление Лондоном ницшеанских идей наблюдается, по его собственному признанию, уже в романе «Морской волк», главный герой которого, капитан Ларсен, несет на себе отчетливую печать ницшеанского типа личности. Целью писателя в данном произведении было развенчание культа сильной личности и изображение последствий, к которым может привести попытка воплотить в действительность волю к власти сверхчеловека. Создавая роман как «атаку на ницшеанскую философию», Лондон в то же время не отказывается от идеи индивидуалистического бунта одиночки, что подтверждается его последующими произведениями.
По Ницше, сверхчеловек - прежде всего созидатель, в определенной степени мессия, исполняющий функцию опровержения ложных ценностей, на которых построена жизнь человека. «Через оценку впервые является ценность; и без оценки был бы пуст орех бытия. Слушайте, вы, созидающие! Перемена ценностей - это перемена созидающих. Постоянно уничтожает тот, кто должен быть созидателем», - говорил Заратустра [5. Т. 2. С. 41]. Освободившись от всего, что составляло смысл человеческого существования, сильная личность заново творит свой собственный мир. «Смерть Бога» означает освобождение человека от прежних, навязанных ему, а не созданных им идеалов.
Для Лондона ницшеанский сверхчеловек - осуществление мечты человечества об идеальном человеке. Это интеллектуальный гений, чей интеллект не ущемлен физической слабостью. Сверхчеловек обладает колоссальным мужеством принимать реальный, несущий ему страдания мир с радостью, без скорби. Ибо в ницшеанском варианте счастья может достичь лишь сильный и волевой сверхчеловек, осознавший красоту и ценность жизни во всех ее проявлениях и ощущающий радость бытия в каждое мгновение жизни: «О счастье! Не хочешь ли ты запеть, о душа моя? <...> Жаркий полдень спит на нивах. Не пой! Тише! Мир совершенен» [5. Т. 2. С. 199]. Индивидуализм, намеренная отстраненность от «базара житейской суеты», от общества, от конформной толпы являются отличительными особенностями сверхчеловека. «В сторону от базара и славы уходит все великое», - говорит Заратустра [5. Т. 2. С. 38].
Психологически ницшеанский тип обладает чертами самоактуализировавшейся личности, достигшей душевного равновесия, уверенной в себе, ощущающей себя полноценным субъектом бытия. Он легко, смеясь и танцуя, идет по жизни: «Чист взор его, и на устах его нет отвращения. Не потому ли и идет он, точно танцует?» [5. Т. 2. С. 7]. Сверхчеловек Ницше - уникальная, сильная личность с огромной волей, способной противостоять мировой воле как хаотическому разрушительному началу. И как всякая уникальная личность, он возвышается над толпой слабых людей, обреченных жить в плену моральных правил и религиозных догм.
В творчестве Лондона большое значение приобретает проблема самоидентификации личности, обнаружения ею своего места в мире, осознания собственной значимости, расовой, классовой и культурной принадлежности. Во многих своих произведениях писатель изображает процесс развития и преобразования человека, прошедшего сквозь тяжелые испытания и обретшего свое место в мироздании. Отсюда главной становится дилемма возможности или невозможности существования сильной, исключительной личности в мире обычных людей. Другими словами, писатель задается вопросом: возможен ли сверхчеловек в действительности или это лишь некая условная, идеальная единица, не подлежащая реализации? Для решения данной задачи писатель создает различные варианты сильной личности, к каковым относятся и Мартин Иден, и персонажи романа «Маленькая хозяйка Большого дома».
Камнем преткновения для Лондона всегда оставался вопрос, касающийся одиночества сильной личности. По Ницше, одиночество сверхчеловека - одна из важнейших его характеристик. Это одиночество самодостаточной личности, ничем не связанной с внешним миром: «Беги в свое уединение! Ты жил слишком близко к маленьким, жалким людям. Беги от их невидимого мщения!» [5. Т. 2. С. 38]. У Лондона же одиночество имеет негативные последствия даже для сильной личности. Недаром обладавший сверхчеловеческой силой и волей Мартин Иден, не найдя родственной души, терпит жизненный крах.
В романе «Маленькая хозяйка Большого дома» исключительный человек уже не является одиноким и непонятым толпой, а находит себе сподвижников в лице жены и друга. Тем острее оказывается внутренний конфликт героев-сверхчеловеков, тем настойчивее звучит пессимистическая нота в отношении возможности существования универсальной личности в мире «человеческих, слишком человеческих» отношений.
Ф. Ницше в работах «Греческое государство», «О будущности наших образовательных учреждений» писал о необходимости организации всей государственной системы, и особенно образовательных учреждений, так, чтобы путем длительной эволюции и селекции вырастить и воспитать сверхчеловека. Тысячи людей должны стать почвой, на которой произрастут единичные гении. Лондон в романе гипотетически предполагает, что путем длительной эволюции белая раса сумела дать несколько экземпляров подобных исключительных личностей, почти сверхчеловеков. Писатель моделирует ситуацию, в которой эти люди встречаются и между ними завязываются определенные отношения.
Главные герои романа, Дик Форрест, его жена Паола и друг семьи Грэхем, воспринимаются как некие аналоги сверхчеловека Ницше, во всяком случае, так они себя позиционируют. Персонажи практически не имеют недостатков, не обладая исключительными таланами в чем-либо одном, они отличаются способностями в различных областях, что вполне укладывается в ницшеанскую доктрину о сверхчеловеке как всесторонне развитой личности. Одной из главных отличительных особенностей сверхчеловека Ницше является его сила воля. Все три главных героя романа, несомненно, обладают несокрушимой волей и незаурядной физической и душевной силой.
Дик Форрест, хозяин Большого дома, персонаж, который можно воспринимать как воплощение мечты человечества об универсальной личности. Он умен, энергичен, уверен в себе, любит жизнь и радуется ей: «В уголках рта и глаз таился смех <...>. Каждая черта в лице этого человека говорила о спокойной силе и уверенности. Да, Дик Форрест был уверен в себе <...>; уверен, что его ясный и внимательный ум не пропустит ничего существенного; уверен в своем сильном теле <...>; уверен в своем сердце и уме, в своей жизни и работе, в самом себе и во всем, что ему принадлежит» [4. Т. 12. С. 32]. Дика отличают неуемная жажда жизни, деловитость, недюжинные организаторские способности, философский склад ума, большая физическая сила, благородство души. Кроме того, герой одарен поэтически, остроумен, трудолюбив, служащие уверены, что «он просто гений».
Писатель подробно рассказывает о жизненном пути героя, воспитании и самообразовании, позволившем Форресту достичь больших высот. При этом автор утверждает, что «его тело, мозг и жизненный путь выдержали немало испытаний», а значит, герой - это не избалованный судьбой сын миллионера, а типичный «self-made man», т. е. человек, достигший успеха благодаря своему труду и таланту.
У Форреста большой гостеприимный дом, огромная ферма, конезавод, пастбища, и всем этим он руководит легко и деловито. Система управления хозяйством, налаженная им по последнему слову техники, работает слаженно, без сбоев. При этом получение прибыли, нажива для него не главное, ему интересен, прежде всего, сам процесс созидания. Кроме того, Дик склонен к благотворительности. К примеру, на его средства существует философское общество «Мадроньевая роща».
Лондон считает Форреста воплощением цвета своей расы и, совсем по Ницше, называет «белокурым великаном». Описание внешности героя соответствует антропологическим признакам арийской расы. Писатель подчеркивает доходящую до безрассудства смелость Дика, Паолы и Грэхема, их пренебрежительное отношение к опасности. А именно эти качества Ницше в «Генеалогии морали» определяет как признаки «благородной расы»: «Эта «смелость» благородных рас, безумная, абсурдная, внезапная в своих проявлениях, сама непредвиденность и неправдоподобность их предприятий <...>, их равнодушие и презрение к безопасности, телу, жизни, удобствам» [5. Т. 2. С. 428].
Отметим, что белый расизм в духе Ницше, в котором критики часто обвиняли Лондона, проявляется в романе не только в рассуждениях и спорах героев о превосходстве белого человека, но и в пренебрежительном отношении к слугам-китайцам, которых хозяева называют не по именам, а дают им уничижительные, однотипные клички: О-Дай, Ой-Ли, О-Пой, О-Рай, Ой-Ой. Китайцы в романе - безмолвные, послушные роботы, пунктуально исполняющие свои обязанности, они не проявляют характера, индивидуальности, они призваны служить своему господину.
Согласно Ницше неравенство есть основа человеческого общества и залог возникновения сверхчеловека. Существование людей высшей расы, призванной господствовать, и людей низшей расы, призванной служить им, является, по Ницше, справедливой закономерностью. Демократизм Форреста, неоднократно отмеченный автором, распространяется только на представителей своей расы, остальные же для него лишь рабочий материал. Именно по такой схеме построены взаимоотношения Дика со слугами и работниками, которые являются для него только средством достижения благополучия Большого дома.
Дабы избежать ситуации трагического одиночества главного героя, которая не была преодолена в романе «Мартин Иден», в «Маленькой хозяйке» Лондон дает исключительному человеку соответствующую жену. Паола - необыкновенная женщина, обладающая совершенной красотой, проницательным умом, добрым и храбрым сердцем. Будучи натурой творческой, тонкой, привыкшей первенствовать во всем, гордой и независимой, она является достойной спутницей такого «супермена», как Дик. Супруги кажутся счастливыми и благополучными. Однако двенадцать лет безоблачного счастья приносят героям пресыщение. Идиллическое существование Форрестов нарушает приезд друга Дика - Грэхема - также личности незаурядной и в чем- то даже превосходящей Форреста. Дик и Грэхем представляют собой два противоположных типа личности и воплощают различные начала бытия.
По Ницше, в мире существуют два противоборствующих начала: дионисийское и аполлоновское, синтез которых определяет целостность мира. Настаивая на необходимости соединения обоих начал, Ницше все же склоняется к приоритету дионисийского как жизнеутверждающего проявления «жизненной силы». Ницшеанскому сверхчеловеку присущи черты дионисийской личности, недаром своего мессию, проповедующего пришествие сверхчеловека и, по сути, являющегося сверхчеловеком, немецкий философ назвал «дионисийским чудовищем, которое зовут Заратустрой» [5. Т. 2. С. 455). «Дионисизм» понимается Лондоном и Ницше как иррациональное, чувственное, экстатическое начало, тогда как аполлоновское, рациональное начало имеет целью активное, целенаправленное изменение жизни.
Если следовать терминологии Ницше, то Дика - материалиста и рационалиста, руководствующегося в жизни, по мнению жены, «статистическими данными», который восхищается красотой и силой лошади и тут же рассчитывает, какое здоровое и сильное потомство она принесет, можно назвать «вариантом» аполлоновской личности. Грэхем же - более эмоциональный и возвышенный, имеющий более тонкую душевную конституцию - воплощает дионисийское начало.
Вместе Дик и Грэхем составляют некое гармоничное единство, дополняя друг друга. Недаром Паола в создавшейся в романе ситуации «любовного треугольника» долгое время не может выбрать кого-то одного. И все же она останавливает свой выбор на Грэхеме, чье интуитивное восприятие жизни импонирует героине. Несмотря на долгую счастливую супружескую жизнь с Диком, Паола предпочитает дионисийскую натуру Грэхема, ибо и сама она своим безрассудством и страстностью близка к подобному типу личности. Показывая, как дионисийское опьянение страстью становится причиной трагической развязки романа, как стихийно возникшие чувства с легкостью разрушают рационально выстроенный и «статистически» выверенный «фундамент» форрестовского Большого дома, Лондон полемизирует с ницшеанской концепцией гармонического единства рационального и иррационального. Писатель демонстрирует неспособность человека даже ценой «сверхчеловеческих» усилий «балансировать» на грани «двух миров».
Кроме того, в романе присутствует важный мотив, проявляющийся во многих произведениях Лондона и близкий основному тезису философии Ницше, - мотив жизни как иллюзии. По Ницше, человек обречен вечно жить в плену иллюзий, утрата которых ведет к гибели. Писатель, вслед за философом, настаивает на иллюзорности таких фундаментальных понятий, как любовь, благополучие, счастье.
Измена Паолы пробуждает героя от «сна иллюзии», в котором он считал себя сверхчеловеком. Дик начинает осознавать, что его уверенность в незыблемости созданного им мира эфемерна. Лондон показывает, как вся рациональная система форрестовского мироздания, выстроенная «нечеловеческими» усилиями, рушится не в силу каких-либо внешних катаклизмов или экономических затруднений, а вследствие действия абсолютно иррациональных факторов, не укладывавшихся ранее в «статистическое» мировоззрение героя. Дик, долгие годы по кирпичику возводивший Большой дом, мнил себя «суперменом», «хозяином», обладателем «несметных богатств», счастливым, уверенным в себе. Крах иллюзий приводит героя к утрате душевной гармонии. По сути, Дик переживает последовательный «регресс» от «сверхчеловека к человеку», от силы к слабости, от уверенности к сомнению. Он теряет свои сверхчеловеческие качества, становится подавленным, мрачным, а следовательно, уязвимым.
Уязвимой и слабой становится и Паола. Оба героя понимают, что прежнее их существование - иллюзия, которую надо прекратить. Напряженный драматизм романа усиливается неизбежным возникновением мотива саморазрушения, самоубийства. Дик и Паола пытаются «самоустраниться», покончив жизнь самоубийством. Дик планирует симуляцию «несчастного случая», но Паола опережает его, инсценировав несчастный случай, приведший ее к гибели.
В отличие от романов «Морской Волк» и «Мартин Иден», в «Маленькой хозяйке Большого дома» позитивистская идея борьбы за выживание на первый взгляд не выходит на передний план и не детерминирует поведение персонажей. Однако исходя из спенсеровской и ницшеанской концепции выживания сильнейших и наиболее приспособленных особей, погибнуть должна, несомненно, слабая личность. Учитывая импульсивность и болезненность Паолы (она страдает бессонницей), ее смерть можно рассматривать как закономерный итог конфликта, ибо, согласно Ницше, по модели которого философствуют герои романа, женщина представляет собой вспомогательное, несовершенное звено в эволюционной цепочке, вершиной которого является мужчина.
В начале романа Дик, рассуждая о женском образовании, утверждает, что женщине не обязательно учиться, главная ее цель - служение семье и мужу. Герой подчеркивает подчиненное отношение женщины в сравнении с мужчиной, сравнивает ее с породистой лошадью. В женщине и в лошади, полагает Дик Форрест, «главное то, что она производительница. И для наших женщин в большинстве случаев самое главное - любовь к мужчине и материнство, к которому они предназначены природой. В биологии нет никаких оснований для всей этой современной женской кутерьмы из-за работы и политических прав» [4. Т. 12. С. 20].
Сходные суждения встречаются и у Ницше в заповедях Заратустры, где утверждается, что главное предназначение женщины - материнство, и разгадка женской тайны кроется в беременности, а мечтой женщины должна стать мечта «родить сверхчеловека»: «Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет»; «И повиноваться должна женщина» [5. Т. 2. С. 48].
Исходя из тезиса о материнстве как главном предназначении женщины, Лондон обыгрывает ситуацию, когда прекрасная, умная женщина не может реализовать свой инстинкт материнства. Трагедия Паолы в том, что у нее есть все, кроме самого главного - детей. Возможно, это обстоятельство и является причиной ее странной бессонницы. Тем самым писатель дает понять, что даже самая необыкновенная, исключительная женщина в глубине души хочет только одного - потомства. Она выбирает Грэхема, инстинктивно предполагая, что, может быть, его страстность и пылкость будут залогом их будущего потомства.
Однако оказавшись в безвыходной ситуации и осознавая, что ее уход к Грэхему приведет к гибели Дика, Паола жертвует собой ради мужа. Примечательно, что многие герои Лондона, претендующие на то, чтобы называться «сверхчеловеками», Мартин Иден, Бриссенден, Дик Форрест, Паола, либо планируют, либо в действительности кончают жизнь самоубийством. На наш взгляд, в этом кроется стремление автора развенчать идею сверхчеловека, ибо, если не только загнанный в угол Мартин, больной Бриссенден, но и благополучные Дик и Паола выбирают добровольную смерть, считая ее лучшим выходом из создавшейся ситуации, то сама гипотетическая возможность безоблачного существования сверхчеловека в реальном мире подвергается сомнению. Как бы ни был умен и силен человек, он может победить или обмануть внешние обстоятельства, но никак не избежит главного столкновения - с самим собой.
В романе «Маленькая хозяйка Большого дома» исключительные герои Лондона преодолевают все внешние препятствия, побеждают обстоятельства, недаром автор подчеркивает, что герои неоднократно подвергались смертельным опасностям, но сумели выжить. Однако они оказываются бессильны победить самих себя и разрешить возникший внутренний конфликт. Потеряв уверенность в себе, почувствовав зыбкость и иллюзорность существования, они перестают ощущать себя «сверхчеловеками». Рассматривая возможность существования сверхчеловека в мире людей, автор делает вывод о несопоставимости идеальной конструкции, каковой является сверхчеловек, с реальной жизненной ситуацией.
Философия Ф. Ницше сыграла важную роль в формировании мировоззрения Джека Лондона. В творчестве писателя нашел отражение трагический пессимизм немецкого философа. Автор отвергает тезис Ницше, теоретически допускавшего существование сверхчеловека. Лондон, подвергая критической переработке ницшеанскую теорию сверхчеловека, демонстрирует бесперспективность индивидуалистического бунта личности. Писатель как гуманист убежден, что в конфликте между «человеческим» и «сверхчеловеческим» именно личность, возомнившая себя «сверхчеловеком», оказывается куда менее жизнеспособной, ибо существует в иной, «нечеловеческой», системе координат.
Литература
- Стоун И. Моряк в седле: Художественная биография Джека Лондона. М.: Книга, 1984.
- Spiller R. The Cycle of American Literature. N.Y., 1955.
- Фонер Ф. Джек Лондон - американский бунтарь. М.: Прогресс, 1955.
- Лондон Дж. Собрание сочинений: В 14 т. М.: Правда, 1961. Т. 6.
- Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 2 / Пер. с нем., сост., ред. и авт. примеч. К.А. Свасьян. М.: Мысль, 1990.
Л-ра: Вестник Томского государственного университета. Серия : Филология. – 2010. – № 3 (11). – С. 73-80.
Произведения
Критика