Отчёт о фестивале J-FEST-2012
1-2 декабря 2012 года в концертном зале «Космос» города Москвы прошёл фестиваль японской современной культуры «J-FEST», организованный Посольством Японии в России по инициативе российских и японских компаний. Соорганизатором выступил продюсерский центр Japan Art Rainbow.
Содержание мероприятия удовлетворило интересы широкого круга лиц своей насыщенной и разноплановой программой, которой смогли насладиться все: и стар, и млад. Всего за оба дня фестиваль посетили около 15 тысяч человек.
Торжественно открыл фестиваль контент-медиа-продюсер, писатель и журналист Такамаса Сакураи, занимающийся культурной дипломатией Японии. Эксцентричный японец поведал посетителям фестиваля о современной поп-культуре Японии, передал видео-привет от популярной японской сэйю [1] и радиоведущей, Сумирэ Уэсака, причём обращалась юная леди к зрителям исключительно на русском языке!
Любители японской анимации имели возможность увидеть короткометражные видеоработы Киотского университета Сэйка и Фестиваля медиа-искусств, а также полнометражные фантастические аниме-фильмы [2] «Волчьи дети Амэ и Юки» и «Реинкарнация Лагранжа».
Такаюки Судзуки, профессор Киотского университета Сэйка, архитектор, известный писатель, провёл содержательную лекцию на тему «Японский пейзаж – от древней архитектуры к манга», которая раскрыла многие особенности японского мировосприятия, а вместе с тем – культуры и искусства страны в связи с историческим развитием Японии.
Мангаки [3] Цугуми и Кохеи Нишино провели лекцию, в которой рассказали о том, как создаются произведения манга [4], об особенностях различных стилей и о индустрии современных японских комиксов в общем. Кроме того, зрителям выпала возможность увидеть первый том «CyberManga», который представляет собой анимированную цветную мангу в виде приложения для продукции компании Apple, которое было создано художниками специально к J-FEST.
Для желающих лично соприкоснуться с культурой Японии были организованы различные мастер-классы.
Было приятно видеть вечерние платья в японском стиле, в которые были одеты, как многие участники фестиваля, так и некоторые гости.
Так, Цугуми Нишино провела мастер-классы по манга, как для начинающих, так и для продвинутых художников. Посетители узнали особенности техники рисования и раскрашивания, а также смогли непосредственно попробовать себя в этом нелёгком деле.
Любителей сладостей порадовал кондитер Хидеки Морикава, продемонстрировавший процесс создания замечательного торта с зелёным чаем.
Все желающие получили информацию об изучении японского языка у представителей центра по организации образовательных туров в Японию gaku.ru.
Одним из самых ярких мероприятий первого дня стала лекция японского писателя Ко́дзи Судзу́ки, автора цикла романов «Звонок», по которым были сняты одноименные фильмы. Основатель своего собственного стиля ужасов, не похожего ни на один из существующих, рассказал о том, как создавались его романы, кто его вдохновлял на их написание, и чем он занимается на данный момент. Писатель поведал аудитории о двух правилах, которые он соблюдает при написании своих произведений: первое – не должно быть сцен насилия, так как кровь вызывает у зрителя не ужас, а лишь отвращение, и второе – не должны фигурировать призраки. По мнению Судзуки, в процессе чтения должно максимально работать воображение человека, именно картины, которые рисует его сознание, должны пугать зрителя, а никак не призраки или что-либо в этом духе. В планах у талантливого писателя работа над сценарием следующего фильма по мотивам его книги, а также участие в постановке Токийского театра, в котором Судзуки выступал ещё в юном возрасте вместе с университетской труппой.
Второй день особенно запомнился посетителям «J-FEST» концертом Юи Макино, известной японской певицы, пианистки и сэйю. Зал с абсолютным восторгом встретил девушку, и у сцены сразу же собралась куча её поклонников, которые дружно подпевали Ючи, как певицу называют на родине.
Японский дизайнер бренда SEN, Томоко Тагава, рассказала посетителям фестиваля о японской моде, продемонстрировала некоторые из своих работ, а также создала ещё один свой шедевр прямо на глазах у зрителей.
Разнообразной была также конкурсная программа фестиваля, которая включила в себя Всероссийский конкурс косплея [5], конкурс лолит [6], конкурс J-Pop Dance и другие конкурсы. Победители получили призы от спонсоров фестиваля. Главным призом стала поездка в Японию, которую получили Michiru и Shua за косплей-постановку по аниме «Vampire Hunter D».
Оба дня в фойе располагались выставка фото-косплея и стенды различных компаний и магазинов. Японская фирма Brother продемонстрировала одну из своих швейных машинок с функцией вышивки по ткани. Arty A, Anna Franz и Nitroyd создавали музыкальное настроение на стенде Pioneer. Представителями фирмы Polo была проведена демонстрация косметической продукции.
Посетители фестиваля имели возможность попробовать себя в японской каллиграфии [7], в чём им помогали представители Киотского университета Сэйка.
Грандиозные постановки продемонстрировали российские и японские команды по Street Dance. Представители японской стороны, Ega (Locking[8]), Kaku из команды Mortal Combat (Breaking[9]), Rее (Popping[10]), Tatsuya (HumanBeatBox[11]) прямо-таки «взорвали» зал и не оставили никого равнодушным, продемонстрировав высочайший класс в своём выступлении.
В одном из залов располагалась выставка «Япония – Империя аниме персонажей», которая продемонстрировала эволюцию самых известных маскотов [12] Японии, начиная с 1950-х гг. и по сегодняшний день, а также место персонажей в современной жизни японцев.
В программу фестиваля вошли также различные шоу-показы, ярмарки-презентации, демонстрации, выступления творческих коллективов и другие мероприятия.
Закрыл фестиваль первый в России показ художественного фильма «Бродяга Кеншин» режиссёра Кэйси Отомо, сорвавший у аудитории не один бурный всплеск аплодисментов.
А знаете ли Вы, что ...
* Кодзи Судзуки нашёл название для своей книги в словаре? Создав около 200 страниц своего будущего бестселлера, писатель подумал, что необходимо определиться с названием. Он открыл английско-японский словарь на произвольной странице, и первым словом, которое бросилось в глаза, было «ring». Так как оба его значения – и «кольцо», и «звонок» - прекрасно подходили к содержанию произведения, Судзуки решил его оставить.
* На прорисовку одного фона в манга[13] в среднем уходит около трёх дней? В то же время, читатели тратят несколько секунд на рассмотрение изображения. В следующий раз обратите внимание на этот кропотливый труд, он стоит художникам огромных усилий!
* Цугуми и Кохеи Нишино – одна из немногих супружеских пар, которые создают часть своих шедевров совместно? Зачастую японские мангака творят по-отдельности.
* Томоко Тагава создаёт свои работы из четырёхугольных кусков ткани? Это является одной из особенностей создаваемой дизайнером одежды.
* В Японии чрезвычайно популярны многие русские писатели? Среди них – великие Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов, Фёдор Михайлович Достоевский и многие другие.
[1] Сэйю – японские актёры озвучивания.
[2] Аниме – японская анимация. В отличие от мультфильмов других стран, предназначенных в основном для просмотра детьми, бо́льшая часть выпускаемого аниме рассчитана наподростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире. Аниме отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов.
[3] Мангака – человек, который рисует манга.
[4] Ма́нга – японские комиксы, иногда называемые комикку.
[5] Коспле́й (от англ. «costume play» – «костюмированная игра») – форма воплощения действия, совершаемого на экране. Возник современный косплей в Японии в среде фанатов аниме и манги. Основными прототипами являются персонажи мультфильмов, аниме, видеоигр, фильмов, комиксов, легенд и мифов, а также реально существующие персоны из мира музыки и других сфер деятельности.
[6] Мода Лолита – японская субкультура, основанная на стиле времён Викторианской эпохи, а также на костюмах эпохи Рококо. В некоторые подстили были добавлены элементы готической моды.
[7] Японская каллиграфия – одно из самых популярных изящных искусств Японии. Каллиграфические работы ценятся не меньше, чем произведения живописи. Помимо художественных достоинств обладает глубоким философским смыслом.
[8] Locking – уличный танец, ассоциируется с хип-хопом, форма танцевального искусства, созданная Доном Кемпбелом в ночных клубах Лос-Анджелеса в начале 70-х годов.
[9] Breaking (breakdance, B-boying) – уличный танец, одно из течений хип-хоп культуры. Весь танец брейкинг пришел из Нью-Йорка из юга Бронкса, кроме поп-локинга, который пришел из Калифорнии. Зарождался в конце 60-х годов, как отдельный танец сформировался к 1973 году.
[10] Popping – стиль танца, основанный на технике быстрого сокращения и расслабления мышц, создающий эффект резкого вздрагивания в теле танцора.
[11] HumanBeatBox – искусство создания и имитации ритмических рисунков (битов) и мелодий при помощи голосового аппарата и артикуляций органами рта. Наиболее часто используется в качестве аккомпанемента в хип-хоп композициях.
[12] Маскот – персонаж-талисман; практически любой узнаваемый персонаж, олицетворяющий собой некий коллектив: школу, спортивную команду, сообщество, воинское подразделение, мероприятие, бренд и т.п.
[13] Манга́ка – художник, рисующий мангу, то есть, японские комиксы.
Анастасия Коноваленкова