Немые Ночи. Фестиваль немого кино и современной музыки.
Замысел этого фестиваля неумолимо зрел и выкристаллизовывался несколько лет подряд.
Сначала было неистовое увлечение непреходящий актуальностью и художественно-эстетической своеобразием немого кино, слащавыми, а иногда и жуткими, волшебством тусклых черно-белых отпечатков.
Так что сначала была Красота.
Затем было потрясающее и болезненное осознание удивления достойного факта, что едва ли не единственная действительно большая эпоха украинского кинематографа так сливе никогда и не была достойно представлена в современности. Почти полное отсутствие образов и эстетических кодов немого кино в современном украинском художественном дискурсе показала настоящую национально-культурную амнезию. И как результат - неспособность говорить. В определенном смысле немое кино является метафорой травматичности современной украинской культуры, ее глухоты относительно прошлого, а значит и несостоятельности сказать что-то актуальное и стоящее ныне что-то достойное быть запечатленными в будущем.
Так появилась Немота.
Немое кино не умеет крикнуть о своем существовании в полный голос - не умеет защищаться. Поэтому нам захотелось его защитить: мы решили подарить ему голос. Новый, звонкий, молодой голос. Мы пригласили украинских и зарубежных современных музыкантов, чтобы они заново научили немое кино языка. На этот раз музыкального. Хотя шепотом.
Так возникла звука.
Затем было осознание поразительной пустоты в знаниях современников о роли и вклад украинских актеров, режиссеров, операторов в развитие европейского и мирового кинематографа. И тогда мы решили напомнить о фигурах, которые превозносили нашу культуру, как в Украине, так и за рубежом, - и собрали программу шедевров украинского и иностранного немого кино, к созданию которого присоединились украинские художники. Когда мы поняли, что без актеров-эмигрантов, наша культура и дальше оставаться «недоукомплектованной», неполной, отсечете, мы прибегли к акту художественной «репатриации» наших великих художников, который, надеемся, когда-нибудь наконец позволит нам избавиться родового проклятия самозабвения.
Поэтому в этом году «титулами сетов» на равных стали Вера Холодная, Семен Свашенко и Григорий Облако, Анна Стен.
Ибо так возрождается Память.
И последнее. Свое время коммунистическому режиму почти удалось уничтожить не только украинскую интеллигенцию, а значит украинскую культуру, но и художественные артефакты, свидетельствующие о ней как о развитой европейской культуре с крепкими урбанистическими традициями. Тогда было запрещено шедевры украинского немого кино, как такие, что восстанавливали память о городе, как о лоно украинской культуры.
Поэтому мы начинаем этот фестиваль в городе. В городе, где созданы величайшие шедевры украинского немого кино, вошедшие в мировой культурный фонд и повлияли на формирование универсального киноязыка, но теперь, к сожалению, больше известны за рубежом, чем на родине. В городе, средиземноморские чары которого создали фантастические кино образы, не блекнут несмотря старость пленки.
В Одессе.
Ибо так восстанавливается Справедливость.