О жанре портрета и биографии

О жанре портрета и биографии

Такие жанры, как портрет и биография, являются широкоупотребляемыми, но малоизученными. Оба они исследуются непоследовательно, бессистемно, в пределах нечетко определенной терминологии и в отрыве друг от друга. Однако родственная сущность этих жанров (способность существовать на грани различных форм искусства и науки, переходить из состояния жанра в состояние средства и перевоплощаться друг в друга) призывает рассматривать их в сочетании, сопоставляя и сравнивая факторы жанрообразования для выявления общих и индивидуальных черт.

Почти сорок лет назад Б. Галанов отметил в своем труде "Искусство портрета", что чем больше появляется портретов и чем шире становится популярность этого жанра, тем меньше исследований ему посвящается. Это досадное замечание касается и жанра биографии, изучение которого могло бы служить теории портрета, поскольку природа родства этих жанров такова, что изучение одного жанра способно освещать, оттенять особенности другого.

Исследованию жанра биографии посвящено две значительные работы "Биография и культура" Г. Винокура и "Биография биографии" Д. Жукова. Последняя, собственно, дала толчок к рассмотрению портрета и биографии в сочетании. Но, несмотря на правомерность выводов относительно ключевых задач биографа, в ней не разграничены четко понятие биографии и портрета. Говоря о биографии, автор нередко называет ее портретом. Однако, несмотря на близость этих двух жанров, они не являются тождественными и взаимозаменяемыми, так как выполняют разные задачи. Такое неправильное употребление терминов (портрет - биография) является первым признаком родства, а также неопределенности этих жанров. Потому что ни один научный текст не способен сочетать явления несовместимые, даже в условиях ложной гипотезы.

Исследования, посвященные жанру портрета, которых всегда было очень мало (а современных не существует вовсе) не нарушают проблемы взаимосвязи портрета и биографии. Такие работы, как "Искусство портрета" Б. Галанова, "Об искусстве портрета» М. Андрониковой, "Творческая история литературных портретов" М. Николаева, "Искусство литературного портрета" В. Барахова, дают общий анализ портретирования, рассматривая портрет, как правило, не столько как жанр, сколько как общеэстетическую категорию или отдельный элемент текста. Авторы этих работ касались проблемы биографии только в контексте достоверно отраженного биографического факта в портрете, не нарушая вопрос пограничного состояния этих жанров, которые способны переходить друг в друга.

Портрет и биография является не только самостоятельными жанрами (которые априорно следует рассматривать так), родственными и одновременно отличными, которые стоят на грани друг друга, но они имеют такую неповторимую способность: оттенять и проявлять индивидуальные особенности каждого жанра в условиях объединяющего сравнительного анализа.

Следовательно, такие жанры, как портрет и биография, объединены общей предельной сущностью. Смысл ее заключается в способности этих жанров стоять на грани различных форм творчества, быть в состоянии перехода, включая в себя характеристики то одной, то другой творческой сферы, и одновременно способности переходить друг в друга (портрет - в биографию и наоборот). Эта предельная сущность проявляется в трех (основных) свойствах портрета и биографии. Первое свойство - быть на грани различных форм искусства и науки; вторая - быть на грани жанра (единого целого) и средства (элемента, части от целого), третья - быть на грани друг с другом. Эти три свойства и создают неповторимую природу портрета и биографии, природу явлений, находящихся в состоянии перехода.

Портрет и биография на грани различных форм искусства и науки

Рождение жанра портрета произошло в живописи. Первые портретные образцы были живописными и изучение этого жанра в рамках искусствоведения значительно шире, последовательным и масштабным, чем в литературоведении или журналистиковедении. В живописи портрет почти сразу оформился как жанр и, соответственно, рассматривался искусствоведами в этом же качестве. Вокруг текстовых портретов (литературных, беллетристических, публицистических) всегда шли споры. Мало исследований посвящено изучению портрета как жанра, а не как структурного элемента текста (или портрета-образа). Однако портрет как жанр существует и доказательством этого является множество публицистических образцов в периодической печати и портретов-книг. Первые текстовые портреты появились на границе литературы и науки. Это были литературные портреты, принадлежащие к жанрам литературной критики. "Литературный портрет - литературно-критический жанр: краткий рассказ о творческом лицо какого-то писателя, про его жизненный путь, общественную и литературную деятельность, значение творчества и т.д.". Призван выявлять особенности творческой манеры, характеризовать ценность творческого наследия писателя и выяснять его роль в литературном процессе, формируя "творческое лицо", литературный портрет в этих своих задачах выполнял и выполняет сегодня исследовательские функции научно-публицистического жанра. Историю портрета исследователи ведут из древней литературы "чуть ли не с Плутарха», и характер исторического движения различных видов портрета такой, что каждый новый исторический вид был ближе то к науке, то к художественной литературе.

Биография, в свою очередь, всегда была на пересечении науки и беллетристики. Долгое время этот жанр представлял собой сухой хронологический рассказ фактов жизни человека. В основе биографии М. Бахтин усматривал общественную надгробную и поминальную речь. Кстати, нередко сегодня портреты в СМИ печатают по случаю юбилея, то есть буквально на память. Это сплетение предпосылок возникновения биографии с современной потребностью в портретах является символической иллюстрацией родства этих жанров.

Портрет и биография, несмотря на близость, имеют разные задачи. Их единство содержится в их природе, сочетающий аналитическое и художественное, легко колеблется то в сторону поэтизации, создание художественного образа, то в сторону документальности, создание публицистического образа.

Биография, так же как и портрет, может выступать и частью текста, и целым текстом. В широком смысле биография - это совокупность фактов жизни человека. И в этом качестве биография имеет неограниченные возможности воплощения. Биография может быть материалом, на основе которого возникают научные и документальные тексты, и самим текстом, который имеет свои законы созидания.


Читати також