«Новое рождение» от иранской поэтессы Форуг Фаррохзад
Форуг Фаррохзад родилась 5 января 1935 года в уважаемой семье, принадлежащей к среднему классу тегеранского общества.
В 15 лет она оставила обучение в публичной государственной школе и поступила в Техническую школу Камаломолка, в которой изучала живопись и мастерство портной – закройщицы.
В 16 лет Форуг вышла замуж за своего кузена Паривиза Шапура. Но этот брак просуществовал недолго. После развода сын Камьяр остался в семье мужа по иранским обычаям.
В 1955 году вышел первый сборник Форуг Фаррохзад «Пленница». Он состоял из 44 стихотворений. Форуг тяжело переживала разлуку с сыном и осуждение иранского общества. От нервного перенапряжения и депрессии, женщина оказалась в психиатрической клинике. Сердце было переполнено страданием и горем. Но ей удалось взять себя в руки и спастись от стресса.
В июле 1956 года Форуг Фаррохзад покинула Иран и отправилась в девятимесячное путешествие по Европе. В этом же году был издан сборник лирических произведений «Стена», который состоял из 25 стихотворений. Практически все эти произведения были посвящены бывшему мужу поэтессы Форуг Фаррохзад. Путешествие по европейским странам стали глотком свежего воздуха ля истерзанной души Форуг.
В 1957 году судьба свела Форуг с выдающимся писателем и кинематографистом Ибрагимом (Эбрахимом) Голестаном, и они работают вместе до конца жизни Форуг. Ибрагим (Эбрахим) Голестан – это яркий представитель «новой иранской волны». Он не только снимает качественное интеллектуальное кино, но и пишет сюрреалистические новеллы. Всем рекомендую!
В этом же году выходит из печати новое издание стихотворений иранской поэтессы «Бунт».
В 1959 году Форуг Фаррохзад отправляется в Англию изучать искусство кинематографа. Сборник стихотворений «Новое рождение» она закончила именно в этом году, но издан был посмертно, и посвящен дружбе и плодотворному сотрудничеству с Ибрагимом (Эбрахимом) Голестаном, который помогал женщине выстоять против осуждения общества, которое считало ее аморальной и падшей. В этом году Форуг принимает участие в съемках фильма «Огонь».
Ее карьера в кино складывается удачно, ведь у Форуг такой замечательный учитель, как (Ибрагим) Эбрахим Голестан!
В 1960 году снимается в кино и работает ассистентом режиссера в фильме «Сватовство», который рассказывает о традициях Ирана.
В 1961 году становится сопродюсером фильма «Вода и жар», впоследствии он имеет коммерческий успех.
В 1962 году снимается и режиссирует фильм «Море», основанный на новелле писателя и друга Садега Чубака «Почему на море начинается шторм?». Но съемки фильма прервались.
В этом же году Форуг Фаррохзад работает над короткометражным фильмом «В томе темно» ( в других версиях – «Черный дом», «Дом темноты»). Фильм снимался в колонии –лепрозории в Тебризе, где проживали люди, обреченные на смерть и забвение. Я посмотрела этот фильм. Качество картины неважное, перевод транслировался бегущей строкой, но я была поражена. Даже в таком страшном месте, над которым витает дух болезни и смерти, есть жизнь. Люди устраивают праздники, гуляют. Повседневная жизнь прокаженных, репрезентированная в фильме, нашла отклик в сердцах зрителей. Хотя, фильм очень тяжелый для восприятия. Форуг Фаррохзад взяла на воспитание мальчика из тебризского лепрозория. За фильм “The House of Black” талантливая женщина получила награду на кинофестивале в Германии.
В 1965 году по инициативе ЮНЕСКО был снят документальный фильм про Форуг Фаррохзад. Продолжительность фильма была всего 15 минут, но не оставалось сомнений – поэтесса и кинорежиссер была признана яркой представительницей иранского постмодернизма. Получить такой «подарок» от ЮНЕСКО при жизни – это большая заслуга!
В 1967 жизнь Форуг Фаррохзад внезапно оборвалась, она погибла в автокатастрофе. В тот день, 14 февраля, Форуг наконец-то помирилась с матерью, у них был чудесный разговор, который обе женщины назвали самым лучшим в их жизни. На пересечении двух улиц, пытаясь обогнать повозку с грузом, женщина въехала в стену. Хоронить жемчужину иранской поэзии вышел весь Тегеран. Ее путь был непростым, но своим талантом, целеустремленностью и упорством, а также фантастическим трудолюбием, Форуг Фаррохзад добилась своей реализации и признания.
Ее стихотворения – это микс суффийских притч, написанных в лучших традициях постмодерна. Я была поражена актуальностью и своевременностью ее глубоких текстов!
Я обожаю ее стихотворение «Оплакивание сада». Он отражает состояние равнодушия современного общества. Никому ни до кого нет дела.
«Жить в нашем доме тоскливо,
жить в нашем доме тоскливо.
Весь день
за этими стенами раздаются выстрелы
и взрывы снарядов.
Наши соседи не разводят в садах цветы,
они держат там пулеметы и мины;
наши соседи устраивают в облицованных бассейнах
пороховые склады
и укрывают их брезентом.
И дети с нашей улицы
набивают школьные сумки
не учебниками, а гранатами.
Голова идет кругом от жизни в нашем доме.
Мне страшно в этом бездушном времени.
Мне страшно из-за бессмыслицы всех этих игр
и дурного воплощения многих затей.
Я одинока, как тот ученик,
который помешался на геометрии.
И я думаю о нашем ветхом саде,
и думаю,
и думаю,
и думаю…
И сердце сада давно иссохло от солнечного жара,
и разум сада давно угас
и не помнит свежести…»
Алина Солнышкина
# ФоругФаррохзад
#иранскийпостмодернизм
#МДЭксперимент
© md-eksperiment.org