Культурный конфликт в произведении О.Хаксли «О дивный новый мир»
Вспоминая историю, навряд ли можно сказать, что когда-то в мире царило полное взаимопонимание и покой. Все времена несли за собой глобальные проблемы, разобщенность общества, острейшие противоречия общественного развития, зримое присутствие этнической нетерпимости или расовой разобщенности. Отсюда нередко выливались социальные или межнациональные конфликты. Все вышеописанное можно подвести под термин «культурный конфликт».
Культурный конфликт можно определить следующими образами:
1. Конфликт, который возникает в сознании индивида при нахождении его на стыке двух культур, противоречащих друг другу нормами и стандартами.
2. Критическая стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, их группами, личностью и группой, личностью и обществом, группой и обществом, между разными сообществами или их коалициями.[1]
Особенностями такого конфликта можно назвать идеологическую обусловленность: идет процесс столкновений в мировоззрениях, религиях, правил осуществления социальной деятельности. Формами культурного конфликта могут быть как и небольшие ссоры, так и межгосударственные конфликты, выливающиеся в долгое противостояние. Например, крестовые походы или национально-освободительные войны.
Конфликты культурные несут собой жестокость, бескомпромиссность. Применение силы преследует цель частичного или полного уничтожения носителей чуждых ценностей или культур. Примерно такое поведениеможно наблюдать в антиутопии американского писателя Олдоса Хаксли «О дивный новый мир».[2]
Вначале романа как такого конфликта нам наблюдать и не приходится: для зрителей описывается новый стабильный мир «Эры Форда»[3]. Как и любая антиутопия, данный роман вызывает множество вопросов, порой отрицания описываемого и неверие в возможность сущестования. Внутренний дискомфорт ощутимо начинаешь чувствовать, когда писатель вводит в произведение так называемую «индейскую резервацию в Нью-Мексико». Именно она становится первым противоречием новосозданному миру О.Хаксли: индейцы и их цивилизация – это наш современный мир, правда, не такой усовершенствований, без технологий, но суть остается прежней. «У дикарей» есть чувства и семьи, у детей – родители, а родителей – дети, люди знакомы с литературой, почитают Бога. Но от всего этого пришлось отказаться, ради счастья нового мира. В новом Лондоне и Франкфурте, Бостоне и Миннеаполисе стоят «Центры инкубаториев», где детей выращивают в пробирках, где их с рождения определяют в касты. В этом мире нет семей – есть множество внебрачных половых связей и игр – так люди никогда не будут испытывать любовь, а значит неврастению[4], следовательно будут счастливы вечно.
«Новые люди» уничтожили весь мир, оставив резервацию лишь потому, что ее освоение и перестройка принесла ы больше убыли. Людей там держат как зверей – за проволокой с протянутым по ней током. А высшие «касты-альфовики» ездят туда в отпуск, посмотреть на дикарей. Здесь налицо одно из следствий культурного конфликта – практически полное уничтожение другой культуры.
Но другим, более ярким примером может послужить введение персонажа «мира дикарей» в «дивный новый мир». Опуская описания того, как его пропустили, скажем, что с самого детства его родная мать (что, к слову в «Эру Форда» является непотребным словом) рассказывала сыну о том, как в нем прекрасно, как счастливы все люди, и что лучше мира быть не может. Поэтому Джон и сам хотел в нем оказаться. Но, выросший на Шекспире и почитаниях Богу, он пришел в дикий ужас от окружающего мира – его настиг культурный шок. Взрослая, состоявшаяся, выросшая на других ценностях личность, он просто не смог терпеть культурные ценности, которые предлагала ему «Цивилизация Форда». Вначале он пытался донести до людей, что свобода есть высшее счастье, затем он решил уйти в уединение, но сама его фигура – «Дикарь» – не давала людям покоя. Его то и дело донимали журналисты и простые зеваки, требовавшие зрелищ. Как итог, «медленно-медленно, подобно двум неторопливым стрелкам компаса, ступни поворачиваются вправо...»[5].
Таким образом, в произведении О.Хаксли «О дивный новый мир» можно явно увидеть выражение культурного конфлкта, его влияние на умы, воздействие на массы. Для более резкого противостановления писатель ввел отдельного человека дргуой культуры, чтобы показать, насколько могут отличаться культурные и идеологические ценности, и к чему это может привести.
[1] Энциклопедический словарь "Слово о человеке".
[2] Aldous Huxley «Brave new world»
[3] О.Хаксли «О дивный новый мир», с. 6
[4] О. Хаксли «О дивный новый мир», с. 298
[5] О. Хаксли «О дивный новый мир», с.351
ПГУ, Пермь, Едакова А.А.
md-eksperiment.org