26.04.2017
Георгий Владимов
eye 2819

Биография Георгия Владимова

Биография Георгия Владимова

Георгий Николаевич Владимов (настоящая фамилия Волосевич) - прозаик, публицист, литературный критик - родился 19 февраля 1931 года в Харькове в семье учителей.

Окончил в 1953 юридический факультет Ленинградского университета. Печатается с 1954, вначале как литературный критик, а в 1961 в возглавлявшемся А.Т. Твардовским журнале «Новый мир» напечатана его первая повесть «Большая руда». Хорошо принятая читателями и критикой, она лишь в 1962-1965 выдержала 27 изданий на языках народов СССР и зарубежных стран.

В 1956-1959 возглавлял отдел прозы журнала «Новый мир». Там же с большим трудом был опубликован в 1969 роман «Три минуты молчания» (отдельным изданием вышел в 1976, а впервые без цензурных купюр — в 1982 во Франкфурте-на-Майне, ФРГ), встреченный резкой критикой, не принявшей изображенной здесь неприкрашенной правды жизни. Написанная тогда же повесть «Верный Руслан (История караульной собаки)» не смогла увидеть свет в советской подцензурной печати (впервые опубликована в России: Знамя. 1989. № 2), а ее распространявшийся самиздатом текст приписывался А.И. Солженицыну.

В 1975 повесть вышла во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). К этому времени отношения Владимова с Союзом Писателей были основательно испорчены благодаря его неоднократному участию в кампаниях протеста против усиливающегося диктата власти в сфере литературы.

В 1977 Владимов выходит из СП в знак протеста против исключения из его рядов В. Войновича, Л. Чуковской, Л. Копелева, В. Корнилова. Тогда же возглавил Московскую секцию организации «Международная амнистия».

26 мая 1983 по приглашению института славистики Кельнского университета Владимов выехал в Германию, где должен был прочесть курс лекций о советской литературе, и вскоре был лишен советского гражданства. Поселился в г. Нидернхаузен (под Франкфуртом).

В 1984-1986 был главным редактором журнала «Грани» (№131-140), оставил этот пост ввиду несогласия с политикой (и не только литературной) руководства НТС (Народно-трудового союза), в ведении которого фактически находится журнал. Живя в ФРГ, закончил начатую еще в России работу над романом «Генерал и его армия», опубликованном в журнале «Знамя» (1994. №4-5).

Уже в первой повести Владимов обнаружилось характерное для писателя требование правды в большом и в малом. Его писательской манере свойственно тяготение к мужественной энергичности стиля, к сюжетной сосредоточенности, к подчеркнутой прозаичности рассказа об обыденной (даже производственной) стороне жизни. Но точность изображения деталей соединяется с масштабностью воспроизведения и постижения мира.

Резкость суждений и оценок еще более усилилась после появления романа «Три минуты молчания»: здесь нет традиционного для советской литературы изображения героев-тружеников — ушедший в море рыболовецкий траулер предстает в качестве своеобразной модели советского общества, в котором человеку безрадостно. Обязательная для флота субординация напоминает о системе отношений, сложившихся в жизни людей в тоталитарном государстве.

Имя Владимова более всего связывается с повестью «Верный Руслан»: о жизни, наиболее полным воплощением которой является лагерь, о мире, где страшно искажены представления о добре и зле. Повесть дает яркое представление о том, как разъела человеческие души в течение десятилетий господствовавшая в стране система ГУЛАГа. Законы, которые царят в лагерном мире (а его границы куда шире тех, что были очерчены поваленной теперь колючей проволокой), ведут к чудовищному искажению человеческой природы — вот почему роль главного персонажа доверена караульной собаке: для нее этот мир оказывался справедливо организованным.

О все возрастающей масштабности писательской мысли свидетельствует и роман «Генерал и его армия», где центр тяжести перенесен на общие категории, закономерности человеческого бытия, которые в условиях войны предстают в обнаженном виде, сквозь выхваченные прямо из жизни детали просвечивает их символический смысл. Называя себя «неисправимым реалистом», Владимов наследует в первую очередь традиции Л. Толстого, которого он считает «высшим художественным гением в русской литературе»: объяснение происходящему, человеческим судьбам он поэтому ищет, идя от жизни, а не от тех представлений о ней, которые закрепляются в выстроенных разумом системах.

Эстетические позиции Владимова и его место в литературном процессе обусловлены неизменной верностью писателя реализму, что позволяет ему все более решительно выходить к художественному осмыслению коренных проблем бытия, находящих воплощение как в историческом движении, так и в судьбах отдельных людей.

В период перестройки, начиная с 1989, произведения Владимова стали появляться в советских изданиях. В 1990 он был восстановлен в советском гражданстве, однако лишь в 2000 смог снять жильё в Переделкине. С 1999 — член комиссии по помилованию при Президенте РФ.

Георгий Николаевич Владимов скончался 19 октября 2003 года. Похоронен на Переделкинском кладбище.

Биография

Произведения

Критика

Читати також


up