Джордж Бернард Шоу (1856-1950) (К 100-летию со дня рождения)

Джордж Бернард Шоу (1856-1950) (К 100-летию со дня рождения)

А. Головенченко

26 июля 1956 года исполняется сто лет со дня рождения крупнейшего английского драматурга Джорджа Бернарда Шоу, литературное наследие которого является неотъемлемой частью демократической культуры английского народа.

Начав творческий путь в прошлом веке, Шоу сумел, как и его великие современники Анатоль Франс, Ромен Роллан, Генрих Манн и Теодор Драйзер, понять роль и значение народа и воплотить в своих произведениях величие прогрессивных идей нового времени. В эпоху острых столкновений сил мира и демократии с силами реакции и войны Бернард Шоу мужественно боролся на стороне тех, кто выступал против реакции.

Шоу родился в Дублине, столице Ирландии, в семье мелкого служащего. Там прошли его детские и отроческие годы. Ограниченные средства не позволили юноше получить университетского образования. Привитая матерью любовь к чтению, театру и музыке осталась у Шоу на всю жизнь и сделала его одним из образованнейших людей эпохи. Из Дублина, где он вынужден был работать клерком, Шоу выехал в 1876 году в Лондон. Перед взором будущего писателя открылся мир сложной и острой классовой борьбы. О своих настроениях ранней поры он писал: «...в 15 лет я был вынужден стать клерком. Я был обыкновенным пролетарием. Поэтому, когда я начал интересоваться политикой, я не вступил в консервативную партию. Это была партия лендлордов, а я не был лендлордом. Я не вступил и в либеральную партию. Это была партия капиталистов, а я был наемным рабочим... Я же хотел пролетарской партии…».

В середине 80-х годов Шоу становится одним из организаторов фабианского общества, представлявшего собой группу представителей мелкобуржуазного реформизма в социалистическом движении.

Шоу много раз высказывал критическое отношение к реформистским методам фабианства.

Впервые Шоу выступил в печати в 1875 году с публицистическим памфлетом против американских евангелических миссионеров Д.А. Муди и А.Д. Санки. Но уже в раннюю пору возобладали у него интересы к художественной литературе. На первых порах молодой писатель терпит неудачи: его роман «Незрелость» (1879) был отвергнут издательством. Но Шоу не отказался от литературных занятий и написал еще четыре романа: «Неразумный брак» (1880), «Любовь артистов» (1881), «Профессия Кэшеля Байрона» (1882), «Социалист-одиночка» (1883), в которых затрагивались острые социальные темы — о паразитизме капиталистического общества, о гнилостности буржуазной культуры и морали, об эксплуатации рабочего класса. Буржуазная критика отрицательно отнеслась к молодому писателю, зараженному демократическими идеями.

Уже в ранних романах сказались сатирические способности писателя, которые нашли дальнейшее развитие в его драматургии.

Шоу представил в них все слои английского общества, но основное внимание уделял изображению интеллигенции, вышедшей из среднего класса. Перед читателями открывался новый мир героев, мечтающих о социализме, о новой цивилизации, об уничтожении классовых противоречий между богатыми и бедными.

В 80-90-х годах Шоу выступал в качестве критика. Кроме газетных статей о живописи, музыке и театре, им написаны три большие критические работы: «Квинтэссенция ибсенизма» (1891), «Здравый смысл об искусстве» (1895), «Совершенный вагнеровец» (1898), в которых он выступил за прогрессивное реалистическое искусство, против искусства, служившего развлекательным целям.

«Я не приверженец «искусства для искусства», — писал он позднее Л.Н. Толстому, — и не шевельну пальцем, чтобы написать художественное произведение, в котором нет ничего, кроме художественных достоинств».

Этому принципу он оставался верен до конца жизни как в критике, так и в художественном творчестве.

В критических работах Шоу большое место уделил вопросам драмы. Он выступил против штампов и рутины, царивших в английском театре, и призывал обратиться к живой действительности.

Нападая на модную драматургию того времени, выступая против наводнения театра мелодрамами с их необычными происшествиями, ходульными героями и псевдонародной речью, он расчищал путь для нового театра.

Шоу-реалист не сторонник внешнего правдоподобия. Действительные жизненные конфликты разрабатывались им в остро парадоксальной форме. Парадокс проявляется как в развитии сюжета, так и в характеристиках и речи персонажей.

Острота и публицистичность пьесы усиливались авторскими ремарками. Афористичность речи, тщательная обработка диалога и монолога, необычность разработки сюжета, волнующая лиричность, парадоксальность, сатирическая направленность пьес — вот что создало им всемирную славу.

Путь Шоу-драматурга открывается циклом комедий под названием «Неприятные пьесы», куда вошли комедии: «Дома вдовца» (1892), «Волокита» (1893), «Профессия миссис Уоррен» (1894). Уже первая пьеса о лондонских трущобах — «Дома вдовца» — достаточно хорошо отразила новые эстетические принципы Шоу. Он показал, «каким образом почтенный средний класс и щеголяющая благородством своих чувств аристократическая молодежь, как мухи на навозе, откармливаются и жиреют за счет нищеты ютящейся в трущобах голытьбы».

Следующий цикл — «Приятные пьесы»: «Герой и война» (1894), «Кандида» (1895), «Человек судьбы» (1895) и «Вы никогда бы этого не сказали» (1896) — характеризуется дальнейшим углублением критики буржуазного общества. В самом названии цикла скрыта ирония, а в безобидных с виду сюжетах заключена сатира на господствующие классы. В пьесах «Герой и война» и «Человек судьбы» отчетливо выдвигается тема разоблачения милитаризма и фальшивой героики захватнических войн.

Сюжетной напряженностью и широким социальным звучанием отличаются «Три пьесы для пуритан», куда вошли «Ученик дьявола» (1897), «Цезарь и Клеопатра» (1898), «Обращение капитана Брассбаунда» (1900).

Сюжет пьесы «Ученик дьявола» заимствован из событий войны американского народа против колонизаторов-англичан в конце XVIII века. В ней ярко даны два положительных героя — Ричард Даджен и Антони Андерсон, из которых первый под влиянием освободительной борьбы примыкает к героической борьбе народа за независимость, а второй сбрасывает платье пастора и становится во главе народного ополчения против английских захватчиков.

Широкий интерес вызвала пьеса «Цезарь и Клеопатра» необычной формой изображения исторических событий и характеров и глубиной психологического анализа. Автор отбросил как несостоятельные те принципы, которые выдвигали на первое место не политику, а любовную ситуацию в истории отношений между римским диктатором и египетской царицей.

900-е годы — годы бурного развития империализма — ввели Шоу в заблуждение. Являясь сторонником «муниципального социализма», он деятельно участвовал в работе районного самоуправления Св. Панкрац в Лондоне. Всегда бурно реагировавший на английскую колониальную политику, он не понял характера англо-бурской войны 1899-1902 годов и принял участие в составлении манифеста «Фабианство и империя», выпущенного в поддержку политики английского правительства. Но эти заблуждения носили временный характер, и уже в пьесе «Человек и сверхчеловек» (1903) он от крыто высказал много горьких и правдивых слов в адрес империалистов. Главным ядром пьесы является сцена в аду, где «сверхчеловек» Таннер беседует с дьяволом, высказывающимся против буржуазной цивилизации. Как и в прежних пьесах, драматург касается здесь и вопроса о путях преобразования общества. Для него в одинаковой степени неприемлемы как социал-реформизм, так и попытки революционного насилия, которые он готов отождествить с анархизмом. Тем не менее он делает важное заключение о необходимости преобразования старого общества на принципах социализма, полагая, однако, что к решению этого вопроса люди могут прийти посредством перевоспитания самих себя.

«Нет никакой будущности для людей, — писал драматург, — как бы ни била в них ключом грубая жизненная сила, если они недостаточно интеллигентны и политически образованны, чтобы быть социалистами».

Комедия «Другой остров Джона Буля» написана в 1904 году, в момент обострения англо-ирландских отношений.

Тяжелая участь ирландского народа, задавленного английской буржуазией, вызывала глубокое сочувствие писателя. С большой теплотой он относится к представителям угнетенного народа (Нора, Патси, Киган) и полон негодования к английским колонизаторам (Бродбент) и ирландским накопителям (Демпси и другие), но непонимание значения национально-освободительной борьбы привело к ограниченности положительного героя, старого ирландца Кигана. Вместе с тем глубокое сатирическое содержание, простая и ясная композиция, неистощимое остроумие придают этой пьесе высокую художественность.

Одна из наиболее сильных антиимпериалистических пьес Шоу — «Майор Барбара» — появилась в грозный событиями 1905 год. Пьеса трактует вопрос о бедности и богатстве. Шоу отвергает сентиментальное снисхождение к «честной бедности» и говорит, что бедность приносит физическое истощение, бескультурье, моральную деградацию и вырождение нации. Он решительно разоблачает буржуазную филантропию и показывает полную несостоятельность филантропического общества «Армия спасения», где сначала активно подвизалась дочь пушечного короля Андершафта — майор Барбара. Благотворительность не избавляет людей от бедности, а, создавая вредную иллюзию, разобщает бедняков и мешает им подняться на борьбу за свою власть, которая бы уничтожила бедность навсегда. Верный парадоксальности, Шоу не преминул воспользоваться и здесь парадоксальной ситуацией. Пушечный король Андершафт открывает глаза на то, какими средствами должен воспользоваться народ, чтобы избавиться от нищеты. Он говорит будущему зятю Казенсу: «Идите делать со мною взрывчатые вещества. Тот, кто умеет взрывать на воздух людей, сумеет взорвать и общество. История мира есть история тех, у кого было достаточно храбрости, чтобы не убояться этой истины».

До первой мировой войны драматург создал ряд пьес, посвященных отдельным сторонам современной жизни. В пьесах «Вступающие в брак» (1908), «Разоблачение Бланко Поснета» (1909), «Мезальянс» (1910), «Первая пьеса Фанни» (1911) Шоу затрагивает проблему семьи и брака. «Врач на распутье» (1906) — попытка отразить положение науки в буржуазном обществе. В пьесе о Шекспире «Смуглая леди сонетов» (1910) отстаивается необходимость создания национального театра, «Андрокл и лев» (1912) — остроумная антирелигиозная комедия.

В «Пигмалионе» (1912) Шоу обращается, к мифу о Пигмалионе и Галатее с намерением поколебать чувствительную комедию, предназначенную для развлечения пресыщенной публики. На первом плане в этой комедии талантливая, полная энергии девушка с улицы, продавщица цветов Элиза Дулитль.

Весь мир не забудет благородную роль писателя в момент, когда бушевала первая мировая война. В начале войны он выступил с критикой казенного патриотизма в памфлете «Здравый смысл о войне».

Вместе с другими писателями Шоу в военные годы подписывает ряд протестов против войны; в дальнейшем входит в прогрессивную группу «Клартэ».

Пьеса «Дом, где разбиваются сердцу» (1913-1919) — переломное произведение писателя. В нем утверждается необходимость замену капиталистической системы. Безусловно, на Шоу оказали влияние события первой мировой войны и Октябрьской революции. В предисловий к пьесе Шоу указал, что она написана в подражание русской реалистической драме. Драматург хотел представить «всю культурную бездельничающую Европу накануне войны». Жизнь буржуазной интеллигенции полна лжи, притворства и «полной бесплодности». Драматург представил дом Шотовера подобием корабля «пьяного шкипера», который разбивается о скалы, гнилые доски разлетаются в щепы, ржавые болты «разъезжаются, и команда идет ко всем чертям, как крысы, в воде». В финале пьесы Шоу дает почувствовать приближение больших перемен, но старый мир не сразу уступит место новому; последуют еще более мощные взрывы, которые сметут с лица земли ненавистный, полный пошлости, лицемерия и всяческих мерзостей «дом, где разбиваются сердца».

Драматические произведения 20-30-х годов прочно вошли в классический репертуар современного театра. В 1920 году написана грандиозная утопия «Обратно к Мафусаилу». Это очень противоречивое произведение, но в нем выражена правильная мысль: человеческий мир не погибнет с гибелью буржуазного мира, разум восторжествует над хаосом капиталистической действительности.

Вера в творческие силы народа находит выражение в драматической хронике «Иоанна Д’Арк» (1923). Образ народной героини подкупает своей правдивостью, мужеством.

В 1929 году разразился мировой экономический кризис. Шоу создает целую серию острых политических комедий. Первая из них «Тележка с яблоками» (1929) содержит резкую критику буржуазного парламентаризма.

В пьесе «Горько, но правда» (1932) Шоу дает характеристику духовного кризиса английского буржуазного общества в послевоенные годы. Она построена на парадоксальных и фарсовых положениях, есть в ней и доля символического. В заключительной сцене драматург противопоставил капиталистической Англии «Союз федеративных Разумных Республик — СФРР».

В комедиях «На мели» (1933), «Миллионерша» (1935), «Женева» (1938), «В золотые дни доброго короля Карла» (1939), а также в послевоенных произведениях Шоу продолжал в остроумной, парадоксальной форме критиковать отдельные стороны буржуазной действительности.

От первого цикла пьес «Неприятные пьесы» до последних произведений Шоу разоблачал империализм. Хищнический империализм представлялся ему страшной угрозой для всего цивилизованного человечества.

[…]

Л-ра: Литература в школе. – 1956. – № 4. – С. 72-75.

Биография

Произведения

Критика

Читати також


Вибір редакції
up