Французская ретроспектива Сезара Бальдаччини в Центре Жоржа Помпиду
Просматривая церемонии вручения кинопремии «Сезар», я ничего не знала о непосредственной связи между названием знаменитой награды в области киноискусства и французским скульптором – модернистом.
В Центре Помпиду в Париже до 26 марта 2018 года проходит ретроспектива работ знаменитого французского скульптора Сезара Бальдаччини – ведущего представителя течения «Новый реализм».
Работы и инсталляции Бальдаччини характеризуются дуализмом между классикой и модерном и сочетают в себе черты индустриальной цивилизации и классического искусства.
Сезар стал знаменитым в 25 лет в далеком 1944 году, когда он представил скульптуры – чудеса техники из сварного железа.
Его ранние скульптуры восхитительны: «Рыба», «Победа Виллетанеза» «Шагающий человек». В последней работе чувствуется влияние Родена и Джакометти.
У Сезара много скульптур, в которых присутствует мифологический компонент. Его Кентавр посвящен Пабло Пикассо.
Каждая из серий скульптур Сезара фокусируется преимущественно на технике или концепции.
Одним из самых знаменитых проектов скульптора-модерниста, является серия в стиле “Junk art” («мусорное искусство») под названием «Компрессия».
Сезар создавал эту серию из деталей машин, которые разбились в автокатастрофах и авариях, а также из ящиков и картонных коробок, которые использовались в продуктовых магазинах. Этим проектом Сезар Бальдаччини хотел показать, что обычные материалы могут стать произведением искусства.
В серии «Человеческие отпечатки» больше всего известен его гигантский большой палец “Le Pouce” (именно так это звучит по-французски). Его большие пальцы размножались и мультиплицировались, выполнялись из разных материалов. Один из таких пальцев стоит неподалеку от Центра Помпиду.
Его арт-проект «Обертывание» - это предметы, которые рассматриваются сквозь листы из оргстекла.
Но больше всего Сезар Бальдаччини запомнился скульптурами из кусков металлолома, соединенных методом дуговой сварки. Он был не богат, и не мог позволить себе другие материалы. Хотя сотрудничал и с Пикассо и с Джакометти.
Интересен и креативен его арт-проект «Экспансии». Работы сделаны из полиуретановой пены и имеют анимационный мультяшный эффект. Например, чайник.
Для меня Сезар необычен и оригинален. Как и все искусство Франции, которому я не перестаю удивляться, и стараюсь открыть в нем что-то новое.
Алина Солнышкина