Греческое сокровище. Биографический роман о Генри и Софье Шлиманах
Т. Комаровская
Ирвинг Стоун принадлежит к числу тех писателей, которые не нуждаются в рекомендации. Все три его книги, переведенные на русский язык («Жажда жизни», «Моряк в седле», «Муки и радости»), пользуются неувядающей популярностью у читателей. «Греческое сокровище» — биографический роман о Шлиманах, первооткрывателях гомеровской Трои, — продолжает знакомство читателя с выдающимся мастером.
Ирвинг Стоун не изменил себе и в своей последней книге.
«Греческое сокровище» посвящено Генриху Шлиману, одному из колоритнейших персонажей мировой истории, человеку, ставшему легендой своего времени, С детства познавший горе и нужду, Генрих Шлиман сумел, опираясь только на собственные силы и способности, стать в зрелом возрасте обладателем миллионного состояния. Впрочем, не эта, столь любимая американской литературой «история Золушки», реализованная в судьбе Шлимана, привлекла к нему внимание Ирвинга Стоуна. Для писателя существен Шлиман — ученый, археолог, человек благородной мечты, с юности мечтавший открыть гомеровскую Трою, посвятивший вторую половину своей жизни (и свои капиталы) раскопкам. Шлиман, заставивший признать высокоразвитую эгейскую культуру. Поэтому герой романа и предстает перед читателем в возрасте 47 лет — именно тогда рождается ученый Шлиман.
Герой Стоуна страстно верит в то, что Троя существовала и существовала именно там, где указывает Гомер. Это революционер в науке, задавшийся целью положить начало подлинной археологии; «один из героических борцов мира», как называет его писатель, вступивший во имя торжества истины в борьбу с академическим рутинерством ученых всей Европы, сначала высмеивавших его намерения, а позже старавшихся всячески опровергнуть истинность его открытий, очернить его репутацию; и с правительствами, мешающими его раскопкам и не желающими воздать должное открывателю их древних цивилизаций — иностранцу. Одержимость человека великой идеей, судьба настоящего ученого и его борьба за свое открытие, за его признание составили тему биографического романа Ирвинга Стоуна.
Писатель неоднократно излагал свое творческое кредо: «Я хочу написать книги, которые помогут людям понимать друг друга, объединят их. Я хочу написать книги, которые... помогут людям почувствовать себя менее одинокими,.. избавиться от страхов и тревог. И еще я хочу, чтобы мои книги давали человеку представление о его месте в мире и во вселенной», — утверждает он в одном из своих многочисленных высказываний на эту тему.
Личность стоуновского героя противоречива, и автор не скрывает этого противоречия: ученый, для которого истина в науке важнее всего на свете, беспредельно преданный археологии, бросающий тысячи на раскопки и добивающийся в то же время официального признания, почестей, строящий для себя дом в Афинах, который лишь немногим уступает королевскому дворцу. Глубины натуры и бескорыстие подлинного ученого соседствуют, уживаются в нем с честолюбием, тщеславием искателя славы и звонких титулов.
«Греческое сокровище» не первая попытка воскресить великого археолога-самоучку, миллионера-чудака, который предпочитал вместо уютного XIX века, в котором он уже достиг всех жизненных благ, перенестись в покрытые пылью веков доисторические времена. Читатель знаком и с книгой М. Мейэровича о Шлимане, и с биографией, написанной Г. Штолем. И все же обе эти книги, несмотря на свою серьезную документированность, на бесспорную верность исторической правде, проигрывают по сравнению с «Греческим сокровищем». Нет той целостности образа, той единой доминанты, которая, подчиняя себе вся остальные черты личности, оживляет героя Стоуна. Нет живого Генриха Шлимана на страницах обеих книг. И дело, конечно, не только в том, что форма романа, избранная Ирвингом Стоуном, способствует воссозданию более яркого, объемного образа. Роман Стоуна основан, как и все его биографические произведения, на скрупулезном изучении документов о жизни героя и его окружении, и этот документальный материал становится существенной частностью произведения, хотя порой чрезмерно перегружает страницы. Мастерство писателя, основанное на знании документа, создает высшую правду образа — правду искусства. Именно в его герое мы узнаем подлинного Шлимана, в достоверность которого верим до конца.
Л-ра: Литературное обозрение. – 1980. – № 7. – С. 82-83.
Произведения
Критика