Аронсон Н. Мадемуазель де Скюдери, или путешествие в страну Нежности

Аронсон Н. Мадемуазель де Скюдери, или путешествие в страну Нежности

Е.П. Гречаная

Со времен Мольера за Мадлен де Скюдери (1607-1708) укрепилось прозвище «смешная жеманница». Французская исследовательница Н. Аронсон ставит своей целью дать более объективное представление о писательнице и предлагает социально-историческое объяснение ее жизненной позиции. Привлекая множество документальных свидетельств, она воспроизводит психологический портрет М. де Скюдери, ее образ жизни, ее окружение. Все свои романы писательница публиковала под именем своего брата Жоржа, что объяснялось светскими условностями, положением женщины в XVII в. Свои взгляды на жанр романа Скюдери изложила в предисловии к роману «Ибрагим, или Великий паша» (1641) и в одной из бесед восьмого тома романа «Клелия» (1654-1661). Идеалом для писательницы была «Астрея» О. д’Юрфе, т.е. роман, включавший в себя множество вставных историй, затягивающих действие (продолжительность событий составляет около года). В романе «Аргамен, или Великий Кир» (1649-1653) изображены принц Конце, его сестра г-жа де Лонгвиль и другие французские аристократы XVII в.

В романе «Ибрагим» исследуется зарождение чувства любви и его взаимодействие с другими чувствами (честолюбием, волей). Писательница ищет подходящую ей романную форму. Если в последующих ее романах персонажи более возвышены, героизированы, то в «Ибрагиме» они человечнее. В следующем своем произведении «Героические речи» (1642, 1644) Скюдери изобразила галерею выдающихся женщин - реальных и легендарных (Клеопатра, Лукреция, Елена, Армида). В русле интересов писательницы эти женщины выступают с рассуждениями, озабочены своим достоинством, своей славой и утверждением своей индивидуальности. Психология любви - в центре романа «Кир», в котором особенно сильно влияние «Астреи», а также «Илиады». Роман изобилует анахронизмами, свидетельствующими о стремлении писательницы изобразить прежде всего современное ей общество. Любовь в «Кире» в духе рационализма XVII в. показана как благородная страсть, допустимая лишь до тех пор, пока она контролируется волей. Многочисленные нюансы любовного чувства исследуются во вставных эпизодах. В романе выражены глубоко выстраданные Скюдери взгляды на любовь и брак. Счастливый брак, по ее мнению, возможен, но представляет большую редкость; он зиждется на духовном родстве, дружбе супругов. Любовь-страсть быстро приводит к пресыщению и перерождается в презрение и ненависть. Брак вообще - испытание для любви, идеальной формой которой является платоническая любовь, лежавшая в основе взаимоотношений Скюдери с писателем П. Пеллиссоном. История этих взаимоотношений отразилась во вставном рассказе о любви Сафо к Фаону.

После поражения Фронды Скюдери создала свой собственный салон. Составленная ею «Карта страны Нежности» стала кодексом платонической любви и вдохновила членов ее салона на множество стихов. Скюдери развивала концепцию постоянной, возвышенной любви, поглощающей всю жизнь человека и позволяющей его душе вознестись ввысь, выйти за пределы земного, т.е. по существу любви самозабвенной, жертвенной, божественной.

В романе «Клелия» больше места отведено любви как страсти, неподвластной рассудку. Наряду с такой страстью по-прежнему изображаются картины платонической любви. Много места уделено рассуждениям о галантной поэзии с приложением собственных стихотворений Скюдери. Затем писательница опубликовала три произведения в жанре небольшого романа-новеллы: «Селинга» (1661), «Матильда д’Агиляр» (1667), «Прогулка в Версале» (1669), назвав их «историями», «новеллами». В них ощутима традиция новеллы эпохи Возрождения (Маргарита Наваррская). Традиционная техника новеллы: беседа группы лиц и рассказ одного из собеседников. «Селинга», действие которой происходит в современную писательнице эпоху, не имела большого успеха. В следующей новелле Скюдери перенесла действие в прошлое: в эпоху испанской Реконкисты; героиня новеллы - подруга Петрарки и Лауры. «Прогулка в Версале» - вновь о современности. Действие всех новелл сконцентрировано вокруг любви, ее духовных перипетий.

В 1671 г. Скюдери стала лауреатом Французской академии, получив премию за «Рассуждение о славе», проникнутое благочестивыми мыслями. К концу жизни она пишет сочинения на нравственно-религиозные темы. В 1680-1692 гг. вышли десять томов ее сочинений на темы морали (под различными названиями: «Беседы на разные темы», 1680; «Новые беседы на разные темы», 1684; «Мораль света», 1686 и т.д.). В них Скюдери изобразила нравы своих современников и рассуждает на литературные, религиозные, философские темы. Каждый второй том завершает новелла, что свидетельствует о непреодоленной до конца жизни склонности писательницы к беллетристике. Любовь всегда оставалась для нее возвышающим, глубоко нравственным чувством.

Значительна роль ее эпистолярного наследия. В письмах, отмеченных психологической глубиной, простотой и ясностью языка, она использовала разговорно-непринужденный стиль, приближая их к дружеской беседе.

Литературное наследие Скюдери выходит за узкие рамки прециозной литературы. Ее язык ясен, прозрачен, порой даже беден. Прециозные стилистические вольности, украшательства очень редки. Концепция любви имеет иные основы и шире, чем у представителей прециозной литературы. Платоническая любовь для нее - не умозрительная идея, она - результат разочарования в социальном положении женщины XVII в. Писательница сознает трудность достигнуть счастья в браке, каким он был в ее время (почти не изменившись с эпохи средневековья). С XVIII в. романы Скюдери не переиздавались и были постепенно забыты. Но к ним проявил интерес Вольтер, Ж. де Сталь испытала их влияние, о чем свидетельствует ее роман «Коринна». Скюдери - действующее лицо одной из сказок Гофмана. Переоценка наследия Скюдери началась после того, как ее роман «Кир» высоко оценил В. Кузен.

Л-ра: Общественные науки за рубежом. Серия 7. Литературоведение. – 1988. – № 2. – С. 74-77.

Биография

Критика

Читати також


Вибір редакції
up