Биография Фредерика Тристана
Фредерик Тристан (настоящее имя Жан-Поль Фредерик Барон Тристан) – французский прозаик, поэт, драматург и искусствовед; известен также под псевдонимами Даниель Саррера и Мэри Лондон – родился 11 июня 1931 года в Седане (Франция) в семье Жана-Люсьена Барона и Рашель Пердро.
В 1957 умирает отец Фредерика, и его единственному сыну приходится взять на себя управление текстильной фирмой. По делам Фредерик Тристан много путешествует по Европе, отдавая предпочтение Италии; в 1986 ему часто приходится посещать Китай, Вьетнам, Лаос, Бирму.
Первая книга стихов «Убитый Орфей» вышла в 1948. Среди самых известных произведений Фредерика Тристана – девять романов, сборник пьес «Театр дамы Берты», сборник интервью «Вывернутая перчатка», три труда по иконографии.
В 1952 он принял участие в работе художественного объединения «Графические поиски» под руководством Жоэля Пиктона. Графические произведения Тристана, выделяющиеся абстрактностью, представлены в рамках ЮНЕСКО и Мемориального института современных издательств (IMEC). Ретроспективная выставка черно-белых графических работ Тристана состоялась в библиотеке (медиатеке) Рюэй-Мальмезона в октябре 2010.
С 1983 по 2001 Тристан был профессором иконографии (период раннего христианства и Возрождения) в парижской школе торговли произведениями искусства и организации культурных мероприятий (ICART). В 2000 он истолковал своё творчество в «Вывернутой перчатке» – серии интервью с критиком Жаном-Люком Моро.
В 2010 опубликована автобиография Тристана под названием «Беженец в никуда». Эти воспоминания описывают, в частности, детство, уничтоженное войной, мятежный подростковый возраст и встречи с такими выдающимися людьми, как Андре Бретон, Мирча Элиаде, Анри Корбен, Рене Алло, Франсуа Ожиера, Жан Паре, Антуан Февр.
По мотивам романа «Героические злоключения Бальтазара Кобера» в Польше в 1988 снят фильм «Невероятное путешествие Бальтазара Кобера» («Niezwykła podróż Baltazara Kobera»). Режиссёр – Войцех Ежи Хас.
В 1983 Тристан получил Гонкуровскую премию за роман «Заблудшие души», а в 2000 – главный приз Общества Литераторов (Société des gens de lettres) за вклад в области литературы.
Женат. Мари-Франс Тристан работает в Сорбонне. Она литературовед, специализируется на творчестве поэта Джамбаттисты Марино.
Кроме псевдонима «Фредерик Тристан», Жан-Поль Барон использовал еще два. В юности публиковался как «Даниель Саррера». Длительное время считали, что это молодая поэтесса (1932-1949). Её произведения «L’Ostiaque, L’Anthrope» (1951, 1953), по мнению критика Робера Сабатье, принадлежат к главным поэтическим текстам XX века.
Ядро мифа о Даниель Саррере – её самоубийство. В возрасте 17 лет она якобы бросилась под поезд на Лионском вокзале в Париже. Перед этим самоубийца оставила в месте своего последнего проживания, на чердаке дома № 42 на улице Бонапарта, несколько школьных тетрадей с короткой прозой, которую в семидесятых годах Фредерик Тристан опубликовал под названиями «Работа» («Oeuvre») и «Дневник» («Journal»). Таким образом таинственная писательница стала кумиром литературного андерграунда. К её сторонникам принадлежали, кроме феминисток, многочисленные молодые читательницы. Некоторые из них, прочитав произведения Даниель Саррера, также наложили на себя руки.
«Работа» и «Дневник» переведены на итальянский, английский, немецкий («Arsenikblüten», 1978) языки. В Германии миф и творчество Даниель Сарреры имели особое влияние. В частности, Райнер Вернер Фасбиндер процитировал молодую французскую писательницу в драме о террористах «Die dritte Generation» (1979) («Третье поколение»). В перформансах её образ воплотили берлинские актрисы Хади Зойберт и Лилит Рудгарт, а также норвежка Ханне Дисеруд. В 2003 году немецкий поэт и драматург Пауль М. Вашкау созвал в Берлине конгресс, посвященный Даниель Саррере. В рассказе «Раковое кафе» («Café Cancer») писатель и журналист Харальд Харцхайм передал историю Сарреры средствами жанра литературы ужасов. Судьба Даниель Сарреры вдохновила писательницу Нино Гараташвили написать дебютный роман «Юя» («Juja»).
Сразу же после опубликования «Работы» и «Дневника» настораживало то, что, кроме них, нет никаких доказательств существования Даниель Сарреры как реальной, а не фиктивной личности. В конце концов Фредерик Тристан признался в авторстве. Он объяснил, что Даниель – его второе «я». Однако Пьер Борель поставил под сомнение это признание, указав на анахронизмы в текстах и стилистические различия между записками Саррера и романами Тристана. Этот французский критик сделал вывод: автор, как и раньше, неизвестен.
С 1986 по 2001 Фредерик Тристан под псевдонимом Мэри Лондон опубликовал двенадцать детективных романов под общим названием «Расследование сэра Малкольма Айвори». Писал он эти романы, на своё усмотрение используя сюжетную линию, которую ему предлагал издатель.
Произведения Фредерика Тристана переведены на 22 языка, в частности на английский, испанский, итальянский, шведский, норвежский, немецкий, русский, украинский, чешский, иврит.
Основные произведения:
1969 – Naissance d'un spectre
1972 – Le Singe égal du ciel
1980 – Balthasar Kober
1983 – Les Égarés
1995 – Загадка Ватикана / L'Énigme du Vatican
1998 – Stéphanie Phanistée
2000 – Les Obsèques prodigieuses d'Abraham Radjec
2001 – Во власти дьявола / La proie du diable
2002 – Dieu, l'Univers et Madame Berthe
2003 – Tao le haut voyage
2005 – L'Infini singulier (qui décrit l’enfance de Adrien Salvat, personnage récurrent de l’auteur)
2006 – Monsieur l'Enfant et le cercle des bavards
2007 – Dernières nouvelles de l'Au-delà
2008 – Le Chaudron chinois
2009 – Christos, enquête sur l'impossible
Произведения
Критика