Басенное творчество Й. Г. Гердера в эволюции немецкой стихотворной басни (системно-стилистический аспект)
Л. С. Пихтовникова
Эпоха Просвещения в Германии (XVIII век) была представлена целой плеядой талантливых поэтов-баснописцев. Среди них: Ф. Ф. Хагедорн, Кр. Ф. Геллерт, М. Г. Лихтвер, Й. В. Л. Глейм, Г. К. Пфеффель, Г. Э. Лессинг. Басня была для них не только предметом творчества, но и объектом исследования. При всем многообразии тем, затронутых в баснях этих авторов, наряду с индивидуальностью их стиля, есть нечто общее и в тематической направленности их басен, и в их стиле. Во-первых, обобщенные образы-символы басенгруппируются вокруг сравнительно небольшого количества тем. Это — критика негативных человеческих качеств, особенно неприемлемых для просветителей, а также — социальная критика. Во-вторых, в баснях этих авторов создание обобщенных образов-символов происходило, в основном, с помощью расширенного сюжета. В текстах этих басен воплощались стилевые черты: пространность, повествовательность, диалогичность, драматичность, монологичность, т.е. все те, которые присущи эпическим жанрам. «Насыщение» смыслом образа-символа басни происходит при этом равномерно на всех композиционно-стилистических уровнях: на содержательном (наличие мотивов противоборства персонажей, их конфликта, кульминации развития действий и т.п.), на формально-содержательном уровне (полный набор композиционно-речевых и архитектонико-речевых форм), на образно-символическом уровне (микрообразы, полярные персонажи) и на формальном (строфичность, астрофичность, ритмичность). Мораль в этих баснях (имплицитная или эксплицитная) лишь подытоживало то, что было подготовлено в рамках сюжета и, таким образом, исполняла оформительскую функцию для образа-символа, но не смыслообразующую. Тем самым никогда не удавалось полностью избавиться от дидактичности басни, что являлось традиционно одной из главных ее функций и что снижало бы художественную ценность стихотворных басен этого периода, если бы это не компенсировалось их поэтичностью, эстетичностью, образованностью, эмоциональностью, интеллектуальностью. Процесс преодоления моральной дидактики, начавшийся частично в творчестве Хагедорна, Геллерта, значительно усилившийся в баснях Лессинга, нашел завершение в теории басни и в басенном творчестве Й. Г. Гердера (1744-1803). Его краткие стихотворные басни представляют собой полную противоположность большинству басен Хагедорна, Геллерта, Лихтвера и Пфеффеля, отличающихся подробным изложением сюжета и всякого рода отступлениями, описаниями, рассуждениями. Вывод басни “Zwei Auerstiere” звучит так: “Mein Vaterland (Deutschland!) In allen Welten träuft dein Blut,/ und wem zugut?”. В этой концовке басни есть и обращение, и страстный вопрос, а, в сущности, восклицание с призывом к Германии сплотиться.
Противопоставленность басен Гердера басням названных баснописцев и, можно сказать, басням почти всех поэтов-баснописцев этого периода состоит также в отсутствии названий басен. Это, видимо, также объясняется принципами его теории басни. Гердер, в отличие от Лессинга, считает, что общее положение, вывод басни должен вытекать из действий персонажей, представляющих мир природы. Поэтому, на наш взгляд, не давая названия басням, Гердер тем самым избегает предвосхищения возможных выводов.
Несомненно, что в теориях и в басенном творчестве Лессинга и Гердера много общего. Они заложили основы краткой, более абстрактной и интеллектуальной басни, которая будет развиваться на протяжении двух последующих веков. И, хотя Лессинг согласно своим теоретическим взглядам на втором этапе своего басенного творчества стал писать лишь прозаические басни, а Гердер писал стихотворные басни, и объединяет одно общее: у Лессинга — краткая меткая проза, у Гердера — кратки меткая стихотворная форма. На наш взгляд, абстрактность и афоричность многих басен XX века были заложены именно Лессингом и Гердером.
На их материале, сравнивая с баснями других авторов XVIII века, можно показать конкретный механизм свертки сюжета басни, не приводящей, однако, к обеднению образа-символа. Последний остается невариантным, неизменным по художественному воздействию, по смысловому насыщению.
В чем заключается механизм свертки? В баснях Гердера и на содержательном, и на формальном уровнях отсутствуют многие элементы, которые традиционны для басен его предшественников. Это можно объяснить прежде всего тем, что Гердер вообще не признавал дидактику, морализирование в искусстве, что отразилось соответственно на выражении морального аспекта его басен. Поэтому в сюжете басни ему не требовалось обосновывать моральный принцип, утверждаемый образом-символом; отсюда — отсутствие многих традиционных элементов композиции на содержательном уровне. Мотивы действия персонажей, развитие действия обозначены лишь несколькими скупыми штрихами, противоборство, конфликт полярных персонажей, кульминация конфликта — весьма условны или отсутствуют вообще. Невнимание Гердера к изображению конфликта можно объяснить тем, что персонажи изначально не могут вступать в открытую борьбу. Здесь, на наш взгляд, содержится принципиально новая возможность басен отражать непосильную борьбу человека с невидимые гигантами: экологией, мафией, плутократией и т.п. Именно эта литературная находка Гердера была воплощена в баснях XX века.
Возвращаясь к анализу композиционно-стилистической структуры басен Гердера следует подчеркнуть, что сознательно ослабленная сюжетность басни с отсутствием многих традиционных элементов этой структуры не может создать художественно богатого, емкого, насыщенного содержанием образа-символа, который часто встречаться в баснях, проанализированных нами ранее. По мере исчезновения элемента композиционной структуры соответственно уменьшается насыщение смыслом образа-символа. Методически важно понять, что это эквивалентно укрупнению масштаба, объема тех композиционно-стилистических средств, которыми создается образ-символ. Происходит укрупнение объема за счет потери содержания. Таким же образом ведет себя и образ-символ: укрупняется его объем, теряется содержание. В теории систем и в науке о саморазвитии систем (синергетике) о таких объектах как образ-символ говорят, что он ковариантен, т.е. сопреобразуется вместе с преобразованием координат, масштабов, объемов. Укрупняется масштаб, укрупняется и объект. С изложенной точки зрения легко объяснить, за счет чего образы-символы басен Гердера остаются содержательными, насыщенными, инвариантными. Второй мини-сюжет является «разработкой темы» первого сюжета и происходит в человеческом пространстве, содержит иллюстрирующие аналогии с первым. Это — традиционная для басни аллегоричность, распространенная и на мораль. Тем самым «моральный раздел» басен Гердера не просто подытоживает то, что приготовлено в сюжете, а и продолжает конструировать моральный принцип, продолжает насыщать смыслом и художественным содержанием образ-символ басни. Благодаря этому поддерживаются и улучшаются художественные качества образа-символа.
Согласно системной точке зрения, изложенной выше, в «моральных разделах» басен Гердера по мере обогащения их композиционно-стилистическими элементами разных уровней происходит дробление масштаба объемов этих элементов, а с ними — дробление, усложнение образа-символа. Последний противопреобразуется по отношению к укрупняющимся элементам основного сюжета, контравариантен этому преобразованию. Одновременные преобразования объекта (образа-символа), ковариантные по одним элементам и контравариантные по другим, дают так называемую свертку-инвариант, устойчивый и неизменный при любой эволюции системы.
Данный подход дает методическую возможность анализировать инвариантность (или ее нарушение) любого элемента композиционно-стилистической структуры басни, рассматриваемой на длительных этапах эволюции. Данный системный подход к инвариантам крайне важен при синергетическом анализе башни, если ее рассматривать как самоорганизующуюся, саморазвивающуюся открытую систему. Однако такой анализ требует отдельного изложения.
Остается сделать ряд замечаний о содержании и характеристиках «морального раздела» басен Гердера. Уже говорилось, что такой «раздел» представляет собой мини-сюжет, нередко свернутый до афоризма, продолжающий насыщать смыслом образ-символ басни. Фактически это не узкое дидактическое наставление, как у предшественников Гердера, а моральный императив, который оставляет читателю намного больше свободы в трактовке. Этот императив выражается у Гердера одним из следующих способов: риторическим вопросом, афоризмом, действиями или состоянием персонажей, вызывающих определенные эмоции у читателя. В целом такая композиционная система как басня Гердера представляет собой двойную систему (два мини-сюжета, две мини-композиционные структуры) со сдвинутыми характеристиками: два мини-сюжета в басне аналогичны, но первый относится к традиционным басенным персонажам, а второй разворачивается в пространстве человеческих реалий. Системы подобного типа, их законы эволюции хорошо изучены в науках весьма отдаленных от лингвистики. В частности, там показано, что бисистемы со сдвинутыми характеристиками при максимальной экономии ресурсов могут устойчиво выполнять предельно широкий спектр функций. Это еще один довод в пользу изучения эволюции стиля басни с системной точки зрения.
Л-ра: Актуальні проблеми теорії комунікації. – Харків, 1997. – С. 131-134.
Произведения
Критика