Андрей Рублёв
Знаменитый фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» стал одним из самых значительных художественных событий в советской культуре шестидесятых.
В трактовке режиссера средневековая Русь окутана холодом, туманом, это страна болот и нищих деревень с несчастными крестьянами, которые становятся жертвами жестоких набегов татар, которые разоряют страну.
Как и многие современные режиссеры биографы, Андрей Тарковский скрупулезно подошел к выбранной теме, досконально изучив жизнеописание Рублева. Например, присутствие монаха при ограблении Владимира, после которого он принял обет молчания, и наблюдение за отливкой колокола. Тарковский не прибегает к попыткам создать приятный глазу сюжет из различных событий, наоборот, драматическое обострение чувствуется в каждой сцене и пропускается сквозь призму субъективного сознания. Режиссер предлагает зрителям взглянуть на этот дикий мир грустными глазами главного героя, вслушаться в звуки и вглядеться в пейзаж, составляющий фон внутренних мучений Рублева. Таким образом фильм позволяет проникнуть в глубину размышлений о судьбе художника, о человеческой оценке духовности и загадке слепой веры.
Фильм снимался на студии «Мосфильм» с умеренным бюджетом в один миллион рублей, а хронометраж был сокращен с 205 минут до 186 советскими цензорами, которые со страхом отнеслись к затронутой религиозной тематике, политической двусмысленности и сценам жестокости.
Вот, что говорил сам Тарковский о картине:
Я отказываюсь признавать прошлое прошлым в принципе! Расскажу об Андрее Рублеве как о своем современнике. О Рублеве вчерашнем, сегодняшнем и грядущем. Гениальный Рублев - герой на все времена и эпохи. Он - создатель и носитель Духа Человеческого. А духовность человеческая не может быть вчерашней. И сегодня, как и во все времена, духовности не хватает нам, и не хватит тем, кто придет после нас. Духовность - это, как чистый воздух, без которого нет жизни.
Несколько интересных и важных фактов о фильме:
- Съемки Рублева прошли с сентября 1964 по ноябрь 1965 года.
- В 1967 году состоялась ограниченная премьера, которая вызвала у кинематографического начальства СССР смешанные чувства. Создатели фильма были обвинены в религиозной пропаганде и в смаковании насилия и жестокости. Фильм был перемонтирован и сокращен с 205 минут до 186. В ограниченный прокат он вышел только в 1971 году. Но фактически картина попала "на полку". По-настоящему широкая премьера восстановленного фильма состоялась только в 1987 году.
- Полная 205-минутная режиссёрская версия выпущена под названием «Страсти по Андрею».
- Именно роль Андрея Рублева стала дебютом в кино актера Анатолия Солоницына, который потом на долгие годы стал любимым актером Тарковского.
- Во время съемок сцены пожара в Успенском соборе во Владимире - церковь загорелась по-настоящему. Для имитации пожара были подготовлены дымовые шашки, которые следовало положить на металлические подносы с песком. Однако песок на них насыпан не был, и раскаленные шашки нагрели подносы, от которых загорелись деревянные стропила, и начался настоящий пожар. К счастью, пожар удалось быстро потушить.
- Ролан Быков отказался от помощи танцмейстера при подготовке танца скомороха и подготовил его сам. Частушки скомороха в исполнении Быкова и музыка к ним также были написаны им самим. Когда актёр готовился к роли, он изучил вопрос, и оказалось, что подлинные частушки того времени сплошь содержат ненормативную лексику.
- Анатолий Солоницын молчал четыре месяца, чтобы во время съёмок эпизода снятия обета молчания голос звучал осипшим