О произведении Клавдия Элиана «О животных»

О произведении Клавдия Элиана «О животных»

А. В. Курисма

Изменения в государственной и общественной жизни, вызванные в Римской империи политическим кризисом в III в. н. э., повлияли и на идеологию. Для этого периода характерны два явления: 1) популярность мистических культов, вера в колдовство, в силу заклинаний, в сновидения и т. д., и 2) интерес к вопросу о смысле жизни. Это был не научный интерес, а прежде всего стремление идеализировать жизнь животных и найти среди них забвение бурь и трудностей повседневной жизни. Именно во II п. III вв. н. э. было создано много произведений о животных. В этом нашли отражение настроения того времени.

Одним из представителей такой тенденции был римский сенатор Клавдий Элиан (около 170-230). Он написал все свои произведения на греческом языке. В данной статье будут рассмотрены некоторые стороны его труда «О животных». Это произведение состоит из 798 рассказов, которые разделены на 17 книг и охватывают почти весь животный мир. Рассказы очень короткие, причем часто в рамках одного рассказа описываются несколько животных. Вообще Элиан упоминает в своем сочинении о 378 видах животных. Многим из них он дает еще и синонимические названия, особые названия даются и детенышам, так что количество названий животных в действительности больше. Чтобы дать более систематическое обозрение животного мира Элиана, автор настоящей статьи распределил животных по следующим группам: А. Дикие звери — 73 вида; Б. Домашние животные — 22 вида; В. Птицы — 100 видов; Г. Рыбы и водяные животные — 123 вида;

Д. Насекомые — 51 вид; Е. Мифологические и неидентифицированные животные — 9 видов.

Животный мир Элиана очень богат и поэтому трудно рассмотреть все виды. (Около 200 видов он упоминает только один раз). Из каждой группы автор статьи выбрал наиболее известные и те, о которых Элиан рассказывает чаще всего (42 вида). Рассматриваемых животных Элиан упоминает 747 раз. В своих рассказах Элиан не придерживается никакой зоологической или какой-либо другой системы. Хотя это произведение не имеет композиционного единства, его интересный и разнообразный материал можно рассмотреть с разных точек зрения. Чтобы получить представление о том, что именно интересовало Элиана, автор статьи систематизировал рассказы также по темам. Тематический анализ выявил следующую картину: 1) верные зоологические наблюдения — 145 раз; 2) практическое использование животных человеком — 65 раз; 3) сказки и ложные представления — 126 раз; 4) симпатии и антипатии животных — 63 раза; 5) ядовитые и лечащие свойства животных — 34 раза; 6) связь животных с религией — 57 раз; 7) общие сведения — 53 раза; 8) мудрость и мораль животных — 204 раза; 9) в связи с другими животными — 132 раза.

Тематическое распределение материала затрудняется тем, что в одном и том же рассказе обычно представлено несколько тем. Для Элиана характерно и то, что в своих рассказах он говорит одновременно о различных животных.

Вырисовывается удивительное обстоятельство: чисто анатомических фактов мало — в этом отношении Элиана интересует прежде всего внешний вид и образ жизни животных (напр.: 1, 42; III, 2; IV, 31. 40. 50; XVII, 34), он старается доказать, как умно и предусмотрительно все устроено природой (VI, 3; XII, 12):

В 1, 18 Элиан пишет: «Люди восхищаются материнскими чувствами женщин. Но мне приходилось наблюдать, что матери остаются жить после смерти сыновей и дочерей и со временем даже забывают свое горе. Самка же дельфина, из всех живых существ, отличается самой горячей привязанностью к детенышам <...>». Далее следует описание того, как самка дельфина борется за своего плененного детеныша и погибает вместе с ним, хотя и могла бы спастись. В IV, 1 читаем: «Это вполне понятно, что человеку стыдно трусить, но если цапля стыдится, то это является уже каким-то божественным даром от природы. Аристодем, будучи трусом, и Клеоним, который бросил свой щит, и малодушный Писандр не стыдились ни перед родиной, ни перед своими женами и детьми». Дельфины почитают умерших, а люди часто не делают этого (XII, 6), они предупредительны и услужливы (V, 6), всегда проявляют свою благодарность, а люди лишь изредка (VIII, 3). Аисты заботятся о престарелых (III, 23), то же делают слоны (VI, 61) и львы (IX, 1) без повелений Солона и Ликурга. Звери проявляют милосердие к слабым (VI, 2), они верны до смерти и даже после нее (II, 40; III, 46: VI, 25, 44; VII, 10. 29. 37. 38. 40. 48; X, 41 и многие другие рассказы). Самец и самка верны друг другу без повелений законов (1, 13, 15; III, 5. 9. 44), звери справедливы и умны (I, 59; II, 18; IV, 43. 53; V, 11. 13. 22; VI, 57. 58; VII, 8; X, 8 и другие).

Во введении к произведению очень выразительно проявляется концепция Элиана: «В том, что человек умен и справедлив, что он очень внимателен к своим детям, что он в достаточной степени заботится о своих родителях, что он добывает себе пищу и избегает интриг, что природа наградила его еще всевозможными способностями — в этом нет ничего удивительного. Ведь человеку дан разум — самое благородное из всех его способностей, и человек в состоянии решать, что для него наиболее важно и прибыльно; кроме того он чувствует страх перед богами и способен их почитать. А то, что неразумные существа имеют определенные добродетели, хотя и не по своему выбору и решению, и что они имеют большое количество человеческих качеств — это является уже чем-то великим».

Природа и боги неразделимы. Боги создали мир и поэтому мир совершенен. Животные составляют часть природы, следовательно они ближе всего к совершенству и по природе не способны грешить. Но люди всегда сами повинны в постигающих их бедах (напр. X, 28: в наказание за убийство святого быка Аписа преждевременно умерли цари Камбиз и Артаксеркс). Звери поступают справедливо и никогда не действуют против законов природы. Удельный вес человеческих пороков больше, так как при помощи своего разума человек смог бы их преодолеть или вообще избежать. В мире животных также существуют страсти вражда и злоба, но ими руководят законы природы, а не интриги и козни, которые выдумывает человеческий разум. Такое отношение бывает причиной пессимистической оценки человека ((III, 26.46; IV, 43.44; V, 6.10.25; VI, 2.39.47; VII, 10.44; IX, 1.3 и др.). По мнению Элиана, морального совершенства можно достигнуть только тогда, когда человек откажется от богатства и излишеств. Ему надо вернуться к природе и животным, жить в согласии с природой.

Как явствует из эпилога, себе он выбрал именно такой путь: «Для меня не секрет, что иные из тех, «то заботится о богатстве, из тех, кто стремится к почестям и власти, и вообще, все, кто любят славу, станут обвинять меня в там, что я посвящаю этому свое время, тогда как можно со славою добиваться успеха перед народом или копить великие богатства. А меня занимают лисицы, ящерицы, жуки, змеи, львы, и как ведет себя леопард, и как аист любит своих птенцов, и как сладостен голос соловья, и как разумен слон, и породы рыб, и перелеты журав­лей, и какие бывают драконы, и все прочее, что я постарался собрать и сохранить в этой книге, и я совсем не хотел бы, чтобы меня считали богачом и причисляли к ним. Я хочу и стараюсь всеми силами войти в число тех славных людей, среди которых есть и мудрые поэты, и тонкие наблюдатели и знатоки тайн природы, и многоопытнейшие писатели, и думаю, что рассуждаю лучше, чем мои советчики. Мне хотелось бы превосходить людей только своими знаниями, а вовсе не имуществом и деньгами прославленных богачей. Но довольно об этом».

Элиан не желает принадлежать ни к богачам, ни к политическим деятелям. Ни разу он конкретно не ссылается на свою эпоху, так как это было бы опасно, но ясно, что именно она послужила причиной отрицательного отношения к активной общественно-политической жизни и пессимистической оценки морального облика людей.

Пристальный интерес Элиана к проблемам морали обусловлен его взглядами, ибо он считает этику единственным разделом философии, посредством которой человек может достичь совершенства. Он старается найти путь к приобретению высоких моральных качеств и призывает следовать примеру животных.

Пессимистически-религиозное мировоззрение, которому сопутствовал уклон в мистицизм, парадоксографию и суеверие, было характерно для третьего века, охваченного серьезными потрясениями. Все эти черты присущи и сочинению Элиана, в котором имеется много рассказов из области парадоксографии и суеверия.

«О животных» Элиана было особенно популярно в средневековье. Со временем интерес к произведению Элиана ослабел, но столетия не уменьшили его ценности, а наоборот, увеличили. Для современников Элиана это сочинение было одной из многих бывших тогда в употреблении компиляций, для читателей же нашего времени оно представляет более глубокий и разносторонний интерес.

Поздняя античная литература связана со своим временем и отражает настроения разлагающегося рабовладельческого строя. Чем вернее произведение передает сущность своей эпохи, тем оно ценнее для следующих поколений.

Произведение Элиана успешно выполняет эту задачу: это маленький осколок в большой мозаике, помогающий нам получить представление об интересах, стремлениях и кругозоре римлян третьего века.

Л-ра: Учёные записки Тартуского государственного университета. Труды по романо-германской филологии. – Тарту, 1975. – Вип. 357. – С. 3-7.

Биография

Произведения

Критика

Читати також


Вибір редакції
up