Биография Александра Афиногенова

Биография Александра Афиногенова

Александр Николаевич Афиногенов – русский драматург – родился 22 марта (4 апреля) 1904 года в городе Скопин Рязанской области.

Отец – Николай Александрович – железнодорожный служащий, впоследствии – писатель (под псевдонимом Н. Степной).

С 1922 Афиногенов член ВКП(б), в 1924 окончил Московский институт журналистики. В 1924 написал первую пьесу. В 1927-1929 работал заведующим литературной частью 1-го Московского рабочего театра Пролеткульта.

В начале 1930-х гг. Афиногенов стал одним из руководителей РАПП. В 1934 избран в президиум правления Союза писателей СССР и назначен редактором журнала «Театр и драматургия».

С конца 1936 Афиногенов становится объектом резкой политической критики и клеветы, его пьесы запрещаются, 22 июня 1937 его исключают из ВКП(б) и Союза писателей.

Однако он не был репрессирован, жил в Переделкине. Именно в то время, когда многие избегали опального драматурга, с ним подружился Борис Пастернак. В этот же период Афиногенов начал писать роман «Три года». В феврале 1938 его восстановили в партии.

Во время войны Афиногенов возглавил Литературный отдел Совинформбюро. Предполагалось, что Афиногенов вместе с женой-американкой поедет в США агитировать за открытие второго фронта. Однако накануне этой командировки, 29 октября 1941 года, Александр Николаевич погиб в здании ЦК ВКП(б) во время бомбёжки, от случайного осколка. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Его вдова, Дженни Мерлинг (Jenny Marling (Schwartz)), отправилась в США одна. Она погибла во время пожара на пароходе при возвращении в СССР в 1948 году.

Первые пьесы Афиногенова носят агитационный характер и написаны под влиянием эстетических принципов Пролеткульта.

«Малиновое варенье» (1926) – коммунистическая мелодрама с гипертрофированно-негативным изображением представителей буржуазии не получила высокой оценки критиков.

«Чудак» (1928) – пьеса, отличающаяся реалистической и психологической разработанностью, сатирически изображает бюрократизм, протекционизм, антисемитизм.

Пьеса «Страх» (1931) была запрещена в первом варианте, однако, будучи переписана, приобрела большой успех. В ней критически изображались проблемы введения старой интеллигенции в новую систему.

Самая острая пьеса Афиногенова, «Ложь» (1933), показывает, какие последствия для всей системы имеет вынужденная ложь низовых партийных работников. Сталин лично был цензором этой пьесы. Её запретили вскоре после постановки.

Теме смерти и труда во имя социализма в незаметном, отдалённом уголке СССР посвящена пьеса «Далёкое» (1935).

«Машенька» (1940) – пьеса, которую любил Б. Пастернак, рассказывает о развитии человечности в человеке. В этой пьесе, оказавшей влияние на последующих драматургов, проявились типичные для драмы Афиногенова признаки структуры: действие в кругу семьи, замкнутость в тесном пространстве, а временами и косвенный диалог, продолжающий традицию А. П. Чехова. Эта пьеса в 1960-1971 была сыграна 3036 раз, по ней снят одноимённый фильм.

Афиногенов сознательно противопоставлял свой традиционный, психологически-реалистический театр «новаторству» В. Вишневского и Н. Погодина, которые ратовали за новый тип драмы, расчленённой на ряд сцен, с множеством действующих лиц (народные массы), с отказом от изображения частных судеб ради изображения социальных явлений.

Произведения:
Роберт Тим, 1924
На переломе, 1927
Гляди в оба!, 1927
Чёрный яр, 1929
Чудак, 1930
Творческий метод театра, 1931
Страх, 1931
Ложь, 1933
Далёкое, 1935
Вторые пути, 1940
Машенька, 1941
Статьи. Дневники. Письма. Воспоминания, 1957
Дневники и записные книжки, 1960

Биография

Произведения

Критика


Читати також