Томас Грей и проблемы «Кельтского Возрождения»
Н. А. Соловьева
Духовная близость английского поэта-сентименталиста Томаса Грея (1716-1771) к так называемому «Кельтскому Возрождению», начавшемуся в Англии в середине XVIII в., признается многими современными исследователями. Но далеко не бесспорна принадлежность Грея к каким-либо кружкам и группам, занимавшимся популяризацией памятников древних северных народов и прежде всего кельтов, населявших Ютландию, Уэльс, Шотландию и Ирландию, а также Оркнейские и Гебридские острова. При рассмотрении сложных духовных связей больших литературных и общекультурных движений, каким, в частности, было «Кельтское Возрождение», с отдельными творческими индивидуальностями возникает ряд проблем не только социального, исторического, но и часто психологического, личностного порядка.
«Кельтское Возрождение» (термин введен в 20-е годы английским ученым Э. Д. Снайдером, в отечественном литературоведении употребляется впервые) рассматривается нами в контексте предромантического этапа в развитии английской культуры последней трети XVIII в. Характеризуется оно подчеркнутым интересом философов, историков, филологов к вопросам сохранения в устной традиции памятников кельтского эпоса и возможностей его литературной обработки. Этот интерес явился одним из выражений подспудного протеста против классицизма в Англии, стремления противопоставить универсальному национальное, самобытное, оригинальное. Активизация деятельности ученых и литераторов Шотландии и Ирландии (кельтских частей Великобритании) совпала с существенными сдвигами в эстетической мысли того времени, предлагавшей новые категории возвышенного и ужасного взамен прекрасного и гармоничного.
Наша задача состоит в том, чтобы показать, что «Кельтское Возрождение» началось задолго до появления «Поэм Оссиана» Дж. Макферсона. Первой вольной обработкой «Оссиана» была поэма Майкла Комина «Оссиан в стране юности», относящаяся к 1750 г. Затем наступает как бы затишье в использовании кельтских мотивов — вплоть до публикации в 1762 г. «Поэм Оссиана» как литературных вариантов народного творчества. Однако, если принять во внимание творчество Т. Грея, увлеченного уже в начале 50-х годов кельтскими сюжетами, наметится непрерывная линия развития интереса к возрождению кельтской истории и устной традиции. Выявление взаимодействия различных этапов творчества самого Грея и эволюции идей «Кельтского Возрождения» поможет восстановить роль поэта-сентименталиста в возникновении и развитии этого течения.
В «Кельтском Возрождении» можно выделить три исторических периода. Первый — 50-70-е годы — ознаменован появлением «Барда» Грея, оказавшего влияние на дальнейшее развитие литературы «Кельтского Возрождения» и «Поэм Оссиана», затмивших своей славой казавшиеся на первый взгляд скромными произведения Грея. Второй период — 70-80-е годы — характеризуется появлением целого ряда драматургов, использовавших сюжетные мотивы Грея и «Оссиана» Макферсона, а также первыми серьезными научными обработками музыкальных и поэтических памятников кельтских частей Великобритании. Третий этап 90-е годы — совпадает с господством «готического романа» в литературе предромантизма и отличается от предыдущих периодов преобладанием подражательных произведений с усилившейся тенденцией к заимствованию из «кельтской продукции» Грея.
Поэтическая деятельность Т. Грея начинается после возвращения его из путешествия по Европе в 1739-1742 гг. Положение его в это время было незавидным ни в плане материальном, ни в плане профессиональном. Грей начинал писать в условиях безраздельного господства романа, когда совсем не было крупных поэтов. Будучи очень требовательным к себе, он создал немного произведений и даже небольшие по объему писал с перерывами, ориентируясь на внутреннюю потребность, особый настрой, состояние духа. Однако уже в первый период творчества поэта (1742-1750 гг.) заметно его стремление к использованию национальных лирических форм, что можно видеть, например, в оде «К Весне», где катрены балладной системы сочетаются с восьмислоговым рифмованным двустишием. Гибкость и неоднородность структуры помогают читателю ощутить настроение движения в пробуждающейся природе, зыбкость и переменчивость красок, очертаний. Ода еще полна классицистических условностей, но в ней намечается и отчетливая борьба между общепринятым и «истинным» — свидетельство того, что в поэте пробуждается «естественный человек», проблемы которого уже не может решить поэт-классицист. Смерть в 1742 г. близкого друга Грея Ричарда Уэста так потрясла поэта, что послужила импульсом для начала работы над наиболее известным его произведением «Элегия, написанная на сельском кладбище». Печальные воспоминания пронизывают и другие оды, опубликованные в 1748 г., — «Послание коту Уолпола» и «Итонскому колледжу».
В оде «Итонскому колледжу» уже намечается движение греевской поэзии «из Греции в Англию» — от классицизма к романтизму, пока еще смутно проступающему в аллегорических образах детства, юности, зрелости. Отвлеченные, туманные метафоры вытесняются простыми, человеческими чувствами, поэтически оформленными в элегических, мягких пастельных тонах. Четкое и ясное видение вытесняется смешанным, размытым.
Второй период в творчестве Грея — 50-е годы — хронологически совпадает с начинающимся «Кельтским Возрождением», но поэт еще не окончательно порвал с классицизмом. Грей слишком любил Древнюю Грецию, поклонялся римским образцам, восхищался творениями мастеров итальянского Возрождения, вместе с X. Уолполом побывал на раскопках Геркуланума и Помпеи. Поэтому в начале 50-х годов им написано несколько од в стиле Пиндара. Но одновременно у Грея усиливался интерес к северным регионам, к истории национального Возрождения, его своеобразию и неповторимости.
Почти одновременно с одами в стиле Пиндара Грей начинает работать над «Бардом», который заканчивается в 1756 г. В современной англо-американской критике «Бард» не без оснований считается одним из «кельтских» творений Грея. Сюжет этой небольшой поэмы буквально пропитан историей. В центре ее — исполинская фигура седобородого барда, стоящего на одинокой скале и рассказывающего о героических делах предков. Образ поэта явно стилизован в духе кельтских преданий. Вместе с тем в его облике явственно проступают черты нового видения — предромантического; использовавшего кельтские и скандинавские мотивы. Поэт пророчески предсказывает гибель норманнов, с которыми вели долгие и продолжительные войны жители кельтских частей древней Британии. Трагическое предсказание причудливо переплетается со сценами, запечатленными в сознании короля Эдварда, войска которого участвовали в кровопролитном сражении. Здесь, таким образом, два повествовательных уровня: первый — монолог барда, удел которого to triumph and die, второй — возникает как бы в процессе ужасной галлюцинации или импровизации, подсказанной яркими впечатлениями и воспоминаниями, живущими в сознании людей. Грея волнует вопрос о предначертании короля-воина, сеющего вокруг себя погибель, и барда, сохраняющего для потомков деяния прошлого. Образ барда-пророка, сознающего важность происходящего, произносящего приговор тиранам, осмысляющего горечь поражения, утрату независимости и свободы, — несомненное наследие кельтской эпической традиции.
Одиночество и грусть северных бардов, неясность и загадочность культовых обрядов друидов, яркие поэтические образы, свободолюбивый характер поэзии — эпической и в то же время глубоко лирической — как нельзя лучше соответствовали общему направлению движения в английской культуре этого времени. В «Эволюции поэзии» (1754) Грей рассматривает великих поэтов прошлого в исторической перспективе. Значительность происходящего наводит автора на мысль о целесообразности, необходимости каждого исторического этапа, его величии и неповторимости. Индивидуальное, непохожее становится залогом оригинальности и новизны и не может не интересовать современников. От одиночества греевского «Барда» веет меланхолией, созвучной настроениям поэтов и писателей предромантизма. «Сумерки богов» соответствуют атмосфере «кладбищенской лирики». В «Эволюции поэзии» Грей говорит о необходимости введения в поэзию живописного, описательного, метафорического элемента, исполненного экспрессии и чувства.
Однако программным произведением, созданным Греем в предромантический период, является, несомненно, «Элегия, написанная на сельском кладбище». Это произведение продолжает лучшие традиции сентиментальной поэзии Томсона в описании красок уходящего дня, наступления сумерек и ночи, в передаче различных звуков, отражающих эти изменения. Но главное внимание здесь сосредоточено на внутреннем конфликте индивида, размышляющего о смерти и жизни, о «веке наивности и опыта», — конфликте неразрешимом, но естественном, человеческом, связанном вместе с тем с утверждением новой эстетической категории возвышенного. Новое выражалось в передаче разнообразной гаммы эмоциональных эффектов, идущих от ощущения возвышенного. «Кельтское Возрождение» поддержало в эпоху предромантизма всеобщий интерес к новизне. Поэтические образы диких скал и гор, могучего океана, лесных трущоб помогли читателю увидеть возвышенное и величественное в северной своеобразной природе, а не в условном пасторальном пейзаже, статичном и искусственном.
В 1759 г. был открыт для широкой публики Британский музей. Грей в это время жил в Лондоне, в Блумсбери, рядом с музеем, и его очень часто можно было видеть за изучением древних рукописей и манускриптов в залах музейной библиотеки. Интерес поэта к древней культуре оформился более четко и проявился в работе над историей древней поэзии. Осуществить этот замысел Грею не удалось, но в 1770 г., за год до своей смерти, он передал все накопленные им за долгие годы материалы Томасу Уортону, которого считал большим авторитетом в области поэзии. Хотя сам Грей, будучи весьма скромным человеком, не считал себя крупным ученым, он значительно обогатил и дополнил, а в ряде случаев скорректировал историю поэзии, написанную А. Попом, обратив особое внимание на истоки европейской поэзии. Так, им подробно была разработана история создания провансальской школы, которую он считал колыбелью европейской лирики.
В 60-е годы Грей стал свидетелем крупных перемен, совершавшихся в литературе и культуре Англии. Его друг X. Уолпол написал «готическую повесть» «Замок Отранто», за два года до этого был опубликован первый «готический» исторический роман Т. Лиланда. Началось массовое строительство готических сооружений и замков, и Грей охотно посещал эти стройки. Наконец, появился Дж. Макферсон с его «Оссианом», который сразу привлек внимание Грея, давшего восторженный отзыв на это произведение. Показательно, что одновременно с «Оссианом» появляются и собственные поэтические произведения Грея, написанные в духе времени как имитации кельтской и скандинавской поэзии: «Фатальные сестры», «Нисхождение Одина», «Торжество Оуэна», а также несколько набросков в стиле древней северной поэзии.
Эти произведения были созданы Греем в течение семи лет. В это же время опубликованы «Произведения уэльской поэзии» Э. Эванса и «Фрагменты древней поэзии» Т. Перси. С развитием интереса к старине, образованием ряда обществ (например, антиквариев) англичане могли познакомиться с давно забытыми и вновь открываемыми теперь образцами эпической поэмы. К числу таких энтузиастов-пропагандистов кельтской поэзии принадлежал Эван Эванс, написавший серьезное исследование «De Bardis Dissertatio», с которым Грей не только был хорошо знаком, но и использовал некоторые его фрагменты.
«Фатальные сестры» — поэма, написанная семидольным размером в катренах с рифмовкой авав. Она представляет собой монолог трех валькирий, ткущих алый саван войны. Поэтическому варианту предшествует прозаическое изложение событий, образующих мифологическую героическую основу произведения. В XI в. Сигурд, граф Оркнейских островов, принадлежавших Шотландии, вместе с флотом вторгся в Ирландию и вступил в войну с королем Дублина Брайном. Граф и его войско были разбиты, но ирландцы понесли большие потери. Погиб и Брайн. На рождество (битва произошла именно в этот день) перед жителями Шотландии встает видение — воинственные девы-валькирии, героини старинной языческой мифологии. Пурпурный саван, который они ткут, огромен по размерам, сопоставляется со вселенским. Сама грандиозность битвы, несметное число погибших, похоже, утомляют даже этих легендарных существ. Рефрен — «Sisters weave the web of death» — подчеркивает монотонность труда, но вместе с тем его необходимость и значительность. Соответственно этому в поэме преобладают красные зловещие цвета войны, напряженность и драматичность ожидаемых событий передается все убыстряющимся ритмом: сестры торопятся закончить работу, чтобы снова прибыть на поле брани.
«Нисхождение Одина» — более сложное по композиции и структуре произведение, отражающее один из популярных скандинавских мифов о богах, симпатизирующих людям. Можно предположить, что тесное переплетение кельтской и скандинавской мифологии объяснялось не только общностью исторических судеб этих регионов, но и сложными взаимоотношениями островных и континентальных кельтов. Эта поэма рассказывает о путешествии Одина в подземное царство мертвых, где он встречается с пророчицей. Фигура Одина дана крупным планом с сохранением атрибутов скандинавской мифологии: всадник, скачущий на лихом скакуне, под ним дрожит земля, за ним гонится гигантский волк с огромной раскрытой пастью, готовый проглотить наездника в любую минуту. Желая вызвать пророчицу, Один произносит заклинание, повторяющееся в поэме трижды. Пророчество грозной Норны касается не только Одина, но всего мира. Не случаен подзаголовок поэмы «Сумерки богов». Норна предсказывает гибель всего мира: злодей Локи, прикованный к скале, освободится от своих оков, выпустит все зло мира, придет конец всему живому. В результате огромного пожара на земле погибнут и люди, и боги, но затем родится новое поколение добрых существ.
Темные силы, их приближение и торжество переданы частым повторением эпитета «черный», что создает мрачную картину мира, находящегося на краю гибели. Очень стройное и компактное произведение Грея, необыкновенно поэтичное, расцвечено золотом, пурпуром и чернью (raven hair, snowy veils, ruby crest).
«Торжество Оуэна» воскрешает в памяти современников Грея битву 1157 г. Оуэн был принцем Северного Уэльса, отстаивавшего свою независимость в борьбе с норманнами. По сравнению с предыдущими поэмами, обращающимися к более древнему слою эпической словесности (о чем свидетельствуют сюжетные мотивы и герои), здесь дается более сложная характеристика героя: он не только краса рыцарства, смелый, храбрый и быстрый (качества героя-воина) — его деяния не носят фантастического характера, не преувеличены, он великодушен, добр, покровительствует ремеслам и искусствам.
Но все-таки главное качество Оуэна — воинская доблесть. Грей воспевает его мужество, силу духа, величие и огромные полководческие способности. Картина битвы передана как бы глазами очевидца» Отсюда обилие эмоционально окрашенных эпитетов, словосочетаний, живописующих кровопролитное сражение, в «котором сладко и почетно умереть за отчизну». Норманнские же суда, готовые вступить в бой, не вызывают сочувствия повествователя — они огромны, черны а тяжелы для гневных морских пучин.
Первые 34 строки поэмы представляют собой перевод из Эвавса (с латинского), которым воспользовался Грей, остальные строки, написанные семидольником, рифмующимся попарно, принадлежат самому Грею.
Как видим, собственная «кельтская продукция» Грея в этой поэме невелика, но даже в столь малом количестве стихов можно выделить сюжетные мотивы, принадлежащие различным пластам — более древнему и более молодому эпосу. Заметно также возрастание мастерства поэта в передаче облика героев, их поведения, взаимоотношений с людьми. Вероятно, созданное Греем до Макферсона наиболее оригинально; последующие же его произведения вливаются в общий поток драм и поэм на кельтские темы, создающихся в 60-70-е годы, когда пример Макферсона воодушевил многих собирателей древностей и любителей кельтской эпической литературы.
Грей, таким образом, занимает особое место в «Кельтском Возрождении». Явившись одним из зачинателей этого оригинального движения предромантического этапа, он сам в нем обогатился и сформировался как поэт.
«Кельтское Возрождение» явилось выражением всеобщего стремления «назад к природе», к опрощению. В высшей степени отвечал этим требованиям «Оссиан». Мрачный меланхолический колорит, сверхъестественные эффекты, которые использует Макферсон, аморфные туманные духи, обитающие вокруг, — все было рассчитано на восторженную реакцию со стороны читателя, уже подготовленного к восприятию северной мрачной природы и древних преданий. Произведение явилось знамением времени. Колорит «Оссиана» был предромантическим по своему характеру: он несколько напоминал «кладбищенскую лирику», но вместе с тем пропитан и северной мифологией. Мифологический пласт, легший в основу сюжета поэмы, воспевал героизм, любовь к свободе, жажду подвига во имя родины и ее блага. Эти настроения были особенно близки читателям в период обострившихся межнациональных противоречий на Британских островах. «Поэмы Оссиана» пользовались популярностью и благодаря своей сентиментальности: на их мрачных, меланхолических и величественных страницах можно было найти трогательные истории любви, дружбы, верности.
В 1768 г. текст «Оссиана» был положен на музыку и исполнен в Хеймаркете. Год спустя Джон Хьюм, известный автор «Дугласа», взял у «Оссиана» имена, образы и многие сюжетные мотивы для создания «Фатального разоблачения». С этого момента начинается активное использование «оссиановских» тем в драматургии. Джордж Эдмунд Хауард (G. Е. Howard) написал в 1773 г. историческую трагедию «Осада Теморы» о победе ирландцев над датчанами в IX в. В драму введен также романтический элемент: любовь короля Ульстера к Эрнесте, дочери короля Лейстера. Джон Эбрагам Фишер (J. A. Fisher) в 1774-1778 гг. закончил драму «Маска друидов», поставленную в Ковент Гардене. Генри Брук (Н. Brook), проявивший большой интерес к кельтской литературе, создал драму «Цимбелин», основанную на кельтской мифологии и сведениях о друйдизме. В основе ее сюжета — жертвоприношение Леонатеса, добровольно предложившего себя на алтарь в качестве жертвы. Но пламя не загорается, что является знаком божественного неодобрения: Леонатес — сын жреца.
1784 год — особенно важная дата в развитии «Кельтского Возрождения». В этом году было опубликовано первое издание «Музыкальных и поэтических памятников уэльских бардов» Эдварда Джоунза (Е. Jones), тщательное подготовленное и в настоящее время очень редкое. С этого времени каждое новое десятилетие оказывается отмеченным важными изданиями такого рода. В 1790 г. выходят «Драматические наброски северной мифологии» Фрэнка Сейера (F. Sayer). В сборнике интересна история кельтской красавицы Мойны, увезенной еаксом Хэролдом. Не этой ли героине одноименной трагедии аплодировал пушкинский Онегин, желая привлечь к себе внимание аристократической публики Петербурга? Возлюбленный Мойны Каррил переодевается бардом, и отправляется в странствование. Он находит Мойну в замке Хэролда. Неожиданно Хэролд умирает, и саксы настаивают, чтобы Мойна была заживо погребена вместе с ним. На этой церемонии Каррил умирает от разрыва сердца, совсем в оссиановской манере.
К трагедии Ф. Сейера «Старно» предпослано вступление, где утверждается, что хотя эта история и является вымышленной, автор надеется, что она полностью соответствует обычаям и нравам кельтских племен. Поскольку действие происходит в Британии, Сейер отказывается от мифологии саксов и обращается к обычаям и обрядам друидов. Некоторые из его драм были с восторгом приняты публикой (например, великолепная трагедия «Карактус»).
Последнее десятилетие XVIII в. начинается с публикации нескольких кельтских поэм А. М. Дональда (A. М. Donald — псевдоним Мэтью Брэмбла). Одна из них, «Минвела», — подражание гэльскому — состояла из 18 спенсеровых стансов необыкновенной поэтической силы и носила явные следы влияния «Оссиана». «Велина» содержала 99 стансов того же размера. Сюжет ее напоминает «готический роман»: в основе его любовь Арвара к Велине, жестокость ее опекуна, захват обоих любовников гяуром, наконец, их спасение.
Большим вкладом в литературу «Кельтского Возрождения» была публикация «Героических элегий и других произведений Лайвара Хена» («Elegies and other pieces of Lyware Hen, prince of Cumbrian Britons») в переводе Уильяма Оуэна (W. Owen). В предисловии к сборнику излагались краткая история бардов и жизнь Лайвара Хена (легендарного барда в войске Кухулина), а сами произведения были напечатаны на английском и уэльском языках, что свидетельствовало о растущей популярности народных памятников и необходимости сделать их общедоступными. В 1798 г. создана историческая пьеса Джеймса Броудена (J. Broaden) «Кимрские бритты» о завоевании Уэльса Эдуардом I, причем как сюжет, так и его реализация свидетельствовали о явном влиянии Грея.
Следы воздействия греевского «Барда» можно найти и в исторической трагедии У. Саутби (W. Sotheby) «Кимрский герой, или Левелин Великий». В основу положен конфликт между Эдуардом I и Левелином Великим по поводу управления Уэльсом. Несомненный литературный интерес представляет тот факт, что Левелин общается с Сивиллой и с духами умерших друидов. Идею этой сцены Саутби заимствовал из «Макбета», а слова песни друидов — из «Барда» Грея. Это свидетельствовало о сильной предромантической тенденции, проявившейся в оживлении интереса не только к фольклору, но и Шекспиру.
Изучение народной поэзии, языческих легенд и верований было обусловлено кризисом христианства, в дискредитации которого важную роль сыграли материалисты Просвещения. В то же время воскрешение эпохи, язычества преследовало цель противопоставить культ древних богов как явление общественного сознания определенной эпохи просветительской идее об универсальной, общечеловеческой природе разума. Но это движение отвечало также наметившимся новым тенденциям в развитии собственно поэтического языка. Изыскания Т. Грея и епископа Перси, их переписка друг с другом, а также с учеными, занимавшимися кельтской и северными литературами в Англии, деятельность энтузиастов эдинбургской группы, руководимой Хью Блэром (H. Blajr), — все это составляло часть общего движения за расширение возможностей поэзии. Главными фигурами «Кельтского Возрождения» были Э. Эванс, Т. Грей, Дж. Макферсон. Т. Грей — поэтический гений этой группы — на 50 лет раньше других великих английских поэтов ощутил специфику духовной атмосферы, которую и передал в своих «кельтских» произведениях подобно тому, как в свое время Д. Чосер предвосхитил дух Ренессанса.
Оригинальная поэзия Грея была высоко оценена современниками. Явившись предшественником Макферсона, Грей подготовил английскую публику к восприятию «Оссиана», пережил бурный период восторга перед кельтской мифологией и образностью, что способствовало разрушению классицистических канонов и образцов. Его творчество как бы связало два разных этапа в восприятии и оценке неповторимости северного колорита. Но ближе Грею оказался все-таки современный национальный этап развития поэзии, начатый ранними сентименталистами и продолженный поэтами «кладбищенской школы». Не случайно после создания «Элегии, написанной на сельском кладбище», Грей пришел к пониманию необходимости анализировать и систематизировать развитие английской и мировой лирики. Оказав влияние на поэзию и драматургию «Кельтского Возрождения», сам Грей далеко вышел за его рамки.
«Кельтское Возрождение» важно для определения границ предромантизма (в ряде случаев оно с ним совпадает) как переходного этапа, подготовившего великолепную эру романтической поэзии с ее обращением к национальному опыту северных регионов, с тираноборческими и свободолюбивыми мотивами, активными героями, сражающимися за свободу и справедливость. Новая роль поэта и поэзии определилась в период предромантизма, освещенного фигурой Т. Грея и отмеченного произведениями Р. Бернса, У. Блейка, Т. Чаттертона.
Л-ра: Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. – 1984. – № 5. – С. 47-54.
Произведения
Критика