К вопросу о взглядах Томаса Грея на поэзию
T. A. Ганф
В истории английской поэзии XVIII века творчество Томаса Грея (1716-1771) занимает особое место. И не только потому, что «Элегия, написанная, на сельском кладбище» (1751) была принята как выдающееся произведение сразу после выхода в свет и пользуется популярностью доныне, а также потому, что Грей оказался поэтом, наиболее явственно ощутившим новые настроения и выразившим их.
Творческий путь Грея начался, необычно: с 1734-го до 1742-го года он писал только латинские стихи и не помышлял о поэтической карьере.
Первые английские стихи (за исключением «Оды весне») были написаны Греем под впечатлением смерти его друга, поэта Ричарда Уэста (1742), и их тематика в какой-то мере связана с этим печальным событием. К стихотворениям этого периода относятся «Сонет памяти м-ра Ричарда Уэста», ода «На отдаленный вид Итонского колледжа», и «Гимн невзгодам». Все они еще не предвещают создателя одного из шедевров мировой поэзии; однако в них можно наблюдать оригинальность поэтического мышления Грея.
Привлек Грея сонет в то время, когда английские поэты фактически перестали обращаться к этому жанру. Кроме того, примечательно, что Грей в своих метафизических рассуждениях обращался непосредственно к произведениям Локка, тогда как его современники отошли от чистого учения Локка и предпочитали его популярную модификацию, данную Шефтсбери. Само отношение Грея к поэтическому творчеству не имело ничего общего с тем стремлением извлечь из искусства материальную выгоду, которое Поуп осмеял в поэме «Дунсиада».
После августа 1742 года Грей долго не писал стихов. Поселившись в Кембридже, он целиком отдался филологическим изысканиям к занятиям древнегреческой и древнеримской литературой. В это же время он пристально следил за всеми поэтическими новинками и свои впечатления, и критические замечания излагал в письмах к друзьям. Можно сказать, что именно в этот период (с 1742-го по 1751-й год) сформировались литературные взгляды Грея, которые можно привести в систему, подробно рассмотрев его переписку. До сих пор такой систематизации уделялось сравнительно мало внимания. Рассмотрение этого аспекта деятельности Грея сводилось к эмпирическим замечаниям. Однако характерно, что у составителей английских литературных энциклопедий вошло в традицию всюду, где возможно, ссылаться на мнения Грея о различных авторах. Отсюда очевидно, что высказывания Грея свидетельствуют о внимательном чтении и тонком литературном вкусе.
В наиболее концентрированном виде высказывания Грея о поэзии содержатся в его письме Хоресу Уолполу, написанном в 1748 году, в связи с выходом в свет поэтического сборника Роберта Додели. Это было трехтомное издание, в которое вошли произведения многих поэтов первой половины XVIII века, в том числе и три оды Грея. В своем письме Грей дает оценку творчеству почти каждого участника собрания Додели. Если наряду с этими высказываниями рассмотреть то, что Грей говорил о тех же авторах до и после 1748 года, станет ясно, что в его взглядах можно проследить определенную закономерность, свидетельствующую о некоторых изменениях, которые происходили в английской поэзии в середине XVIII века.
Наиболее распространенным жанром лирической поэзии в первой половине XVIII века была ода.
Различались «большие» и «малые» оды. Первые были подражанием Пиндару, вторые — Горацию. «Большие» — пиндарические — оды служили для выражения самых возвышенных идей и эмоций. Такие оды также назывались торжественными. Часто их темой были важные государственные и политические события. «Малые»! — горацианские — оды посвящались иногда высокопоставленным лицам, чаще — друзьям, возлюбленным, или же носили юмористический или пародийный характер.
В середине века такое деление уже строго не соблюдается. Богаче становится тематика од; появляются оды на аллегорические и метафизические сюжеты. В этом отношении новаторами были Грей я Уильям Коллинз. Именно как новатор Грей отнесся к тем традиционным торжественным одам, которые Додели поместил в своем сборнике. Высказывая свои замечания относительно оды Томаса Тикелла, написанной по поводу заключения в 1712 году Утрехтского мира, Грей прямо говорит, что торжественная ода — предмет его «стародавней ненависти». Грей не мог принять поэтического произведения, написанного на заданную тему с политической целью, и его оценка оды Тикелла — резко отрицательная. Общий смысл утверждений Грея сводится к тому, что произведение, представляющее собой, в сущности, рифмованный памфлет, — это не поэзия, (даже если бы автор его обладал талантом Поупа). Даже к посмертно опубликованной монодии Ричарда Уэста «Памяти королевы Каролины» Грей отнесся, сдержанно, назвав ее превосходной, «несмотря на тему». Перо поэта, по мнению Грея, не должно служить королям, ибо поэт как частное лицо не может испытывать того чувства (преклонения), которое он обязан выразить в подобном произведении. Таким же образом Грей отозвался в другом письме об «Оде королю» французского поэта Греесе, отметив неуместность ее темы.
Грей был убежден, что поэзия должна быть свободной от принуждения и не должна служить ничьим интересам. Этому убеждению он оставался верен всю жизнь, доказательством чего служит его отказ принять выгодную должность поэта-лауреата, ибо он не желал связывать себя какими-либо обязательствами с власть имущими.
В воспоминаниях Мейсона о Грее сохранился отрывок из записной книжки Грея:
«Все, что власть имущие могут сделать для талантливых людей, — это предоставить их самим себе, ибо они подобны птицам, которые, будучи посажены в клетку, не могут не сожалеть об утрате свободы в жалобных песнях и теряют чудесную естественность и великолепие мелодий, которые в былые времена звенели на весь лес».
Ярким примером такого загубленного покровительством двора поэтического таланта может служить современник Грея Уильям Уайтхед, три лирические оды которого были напечатаны в том же сборнике Додели и заслужили похвалу Грея. Впоследствии, заняв вместо Грея пост поэта-лауреата, Уайтхед добросовестно писал два раза в год обязательные оды и стал объектом насмешек своих младших современников.
В сборнике Додели помещено сравнительно много чисто лирических произведений, написанных не ради какой-либо утилитарной цели, а из потребности поэта излить свои чувства.
К их числу, кроме од Уайтхеда и самого Грея, относятся поэмы Литтльтона, Шенстона, Дайера. Всех этих поэтов Грей приветствует с большой теплотой и вниманием. Его симпатии на стороне «нежного элегического» Литтльтона, Шенстона с его «по-своему великолепной и мастерски написанной» поэмой «Учительница», и наделенного «поэтическим воображением» Дайера, автора поэмы «Холм Гронгар». Даже Тикелл, которого Грей считал ничтожным поэтом, заслужил его симпатию балладой «Люси и Колин», «самой очаровательной в мире». Высоко ценил Грей своего старшего современника Мэтью Грина (1696-1737) за остроумие, оригинальность и музыкальность его поэзии.
Высказывания Грея свидетельствуют, что он ставил на первое место именно «малую», частную лирику в противовес «большой», государственной, и с радостью приветствовал всякое проявление малой лирической струи в поэзии своих старших современников.
Интересно отметить, что Грей не принял нового лирического направления в поэзии своих младших современников — Уильяма Коллинза, Джозефа Уортона и Томаса Уортона, открывших новый период в истории английской литературы, который принято называть периодом «предромантизма». Грею не понравилась чрезмерная описательность программной поэмы Джозефа Уортона «Энтузиаст», а о книжках од Томаса Уортона (1746) и Уильяма Коллинза (1744) Грей отозвался весьма скептически. Он ограничился лишь характеристикой поэтических достоинств и недостатков молодых авторов. Новаторская тематика сборников (средневековые сюжеты у Томаса Уортона и аллегорически представленные абстрактные понятия у Коллинза) не привлекла внимания Грея. В сороковые годы Грей был еще слишком тесно связан с традициями своих старший современников.
В противовес «малой» лирической поэзии Грей резко отрицательно относился к поэзии дидактико-патриотического содержания. Поэзия этого рода была широко представлена в сборнике Додели. Авторов такого рода поэм Грей, как правило, даже не удостаивает отдельным отзывом. По поводу произведений Лоута, Ридли, Ролле, Брауна и Сиварда он пишет: «Господа! Так не годится. Пишите прозу, пишите проповеди, совсем, ничего не пишите». Все эти поэты воспевают добродетель и прославляют установившийся в Англии политический строй и общественный порядок.
Грей же решительно протестовал против такого утилитарнонпроповеднического использования поэзии. Поэтому он резко отрицательно отозвался также о поэме Брамстона «Искусство политики», в которой тот выражает свое восхищение существующим правительством и королевским семейством. Тезис Брамстона: «Я поэтизирую политику» явно, не соответствовал представлению Грея о свободе поэтического искусства.
Итак, интересы Грея в 40-е годы в основном сосредоточились на современной ему английской поэзии. В эти годы окончательно определился взгляд Грея на поэзию как на высокое искусство, которое не может служить утилитарным целям. Особенно отрицательно Грей относился к торжественной оде, ибо такая ода имела чисто государственную задачу — прославлять и укреплять действующий порядок, хотя он уже не соответствовал более тому идеалу, который вдохновлял англичан в период и некоторое время после «славной революции».
Та дидактическая поэзия, которая наполняла журналы и поэтические сборники, не представлялась Грею достойной называться поэзией, ибо она преследовала цели, не имеющие отношения к искусству.
В письмах Грея отражено состояние английской поэзии середины XVIII века; в особенности ощущается все возрастающее тяготение современников Грея к поэзии лирической.
Годы поэтического молчания — не пробел в творчестве Грея. В этот период он пристально вглядывается в поэзию своего времени, определяет свое отношение к различным ее аспектам, ищет в ней не застывшие абстракции, а проявление живого, непосредственного чувства. Вместе с тем, Грей учится поэтическому мастерству и находит свой собственный творческий путь, который привел его к «Элегии, написанной на сельском кладбище».
Л-ра: Реализм в зарубежных литературах 19-20 вв. – Саратов, 1979. – Вып. 6. – С. 186-191.
Произведения
Критика