Почему малышам нравятся странные мультики и есть ли от них польза?
Причудливый мир с персонажами в кислотных цветах и нелогичным сюжетом часто завораживает маленьких зрителей. Но не вредят ли такие мультики малышам? И вообще как телевидение влияет на развитие ребенка?
Если у вас есть маленькие дети, вы, наверное, не раз задумывались о том, почему они так увлекаются мультфильмами, которые взрослым кажутся очень странными, если не жуткими.
"Телепузики", "Улица Сезам", "Паровозик Томас и его друзья" современные "Шопкинсы", "Лило и Стич", "Покемоны" и другие.
Что делает их такими привлекательными для маленьких зрителей и такими причудливыми для взрослых? Как мама я также интересовалась тем, не вредит ли просмотр телевизора в столь юном возрасте и как мультфильмы и детские программы влияют на интеллектуальное развитие детей.
Как оказалось, чудачество детских мультфильмов может быть вполне полезной вещью.
Мозг малыша обрабатывает информацию иначе, чем разум взрослых. То, что выглядит для нас странным, детям часто кажется очень интересным.
Понимание этих различий поможет создать полезные телепрограммы, которые развлекали и развивали детей. А родителям было бы легче решить, что позволить смотреть детям.
Продюсеры детских телепрограмм часто сотрудничают с психологами и экспертами по образованию. Один из лучших примеров - американская программа "Улица Сезам", которая в прошлом году отметила свое 50-летие.
Соучредитель шоу Джоан Ганц Куни отмечала, что телевидение вполне может выполнять образовательную и воспитательную цель, готовить детей в детсад.
В январе 1970 года, всего за несколько месяцев после выхода телешоу, "Улицу Сезам" смотрела примерно треть американских детей от двух до пяти лет.
И хотя программа прежде всего развлекательная, каждую серию создавали с учетом конкретной учебной цели.
"Миссия "Улицы Сезам"- помочь детям стать умнее, сильнее и добрее", - говорит Розмари Трульо, психолог по развитию ребенка и ответственная за учебные программы в Sesame Workshop.
Исследования показали, что "дети, которые смотрели программу (а в 1960-х годах далеко не все американские семьи имели доступ к ней), показывали лучшие результаты в школе", - отмечает Филипп Левин, экономист из колледжа Велсли в Массачусетсе.
Наибольшую пользу от шоу получили дети, которые росли в "экономически неблагополучных" общинах. Впрочем, далеко не все телепрограммы влияют на развитие детей так хорошо.
В конце 2000-х годов Анжелина Лиллард, детский психолог из Университета Вирджинии провела несколько экспериментов.
Четырехлетних детей разделили на три группы. Первой группе детей показали мультфильм "Губка Боб", второй - канадский мультик "Каю" (о повседневной жизни маленького мальчика), третья группа ничего не смотрела и просто рисовала цветными карандашами.
Ученые выяснили, что после просмотра "Губки Боба" дети показывали заметно худшие результаты в тестах на внимательность, управление эмоциями и способность планировать, по сравнению с другими группами.
Сначала ученые предположили, что причина в скорости изменения сцен: в "Губке Бобе" - каждые 11 секунд, а в "Каю" - каждые 34.
Однако позже более тщательное исследование показало, что проблема заключалась в нереалистичности того, что происходило на экране. События мультфильма противоречили обычным законам физики, дети это интуитивно понимают с очень раннего возраста.
Похожий эффект имели и другие мультфильмы. Например, детский сериал "Что скажет Марта", в котором собака начинала говорить после того, как выпивала суп с алфавитом. Или "Маленькие Эйнштейны" - мультик про четырех дошкольников, которые помогают фее вернуть Северное сияние на небо.
Даже хорошо проработанные образовательные передачи могут иметь негативный эффект, если их содержание не соответствует возрасту малыша.
На экране появляется несколько фотографий: две желтые деревянные утки на белом фоне; две черепахи, которые плавают под водой; два львенка в африканской саванне. Играет успокаивающая классическая музыка.
Это отрывок из мультфильма "Маленькие Эйнштейны", который должен познакомить младенцев с числами от одного до пяти. Я смотрю его с Тимом Смитом, психологом из лаборатории детского развития Birkbeck в Лондоне.
Показав это видео шести и 12-месячным малышам, исследователи выяснили, что дети не следили взглядом за изображенными животными. Сцены мультика их явно не заинтересовали.
По мнению Смита, причина в том, что незрелая зрительная системы младенцев не способна отличить изображенные предметы от фона.
Исследователь показывает мне другое видео. На нем вырезано изображение ягненка, который движется на фоне зеленого экрана, а рассказчик говорит: "Это - ягненок".
Сцена повторяется дважды, а потом еще раз, когда каждый ягненок приземляется, рассказчик считает "один, два, три». Выглядит скучно. Однако, когда видео показали малышам, они следили глазами за появлением и движениями каждого животного.
Хотя дети живут в том же мире, что и мы, воспринимают они его иначе.
Маленькая девочка, у которой только родился братик, может предположить, что все дети рождаются мальчиками, а потом, например, превращаются в девочек.
Детские программы часто построены на взаимодействии с малышами. Когда, например, какой-то предмет появляется в кадре, а затем исчезает, это имитация игры "ку-ку", которую так любят дети.
"Если вы не навязываете детям взрослую культуру, а разговариваете с ними на их языке, они гораздо больше мотивированы и заинтересованы", - говорит Эндрю Дейвенпорт, продюсер "Телепузиков".
В общем дети до двух лет не слишком понимают, что происходит на экране, если взрослый рядом не объясняет им.
"Традиционный формат повествования, когда события постепенно разворачиваются, а персонажи взаимодействуют друг с другом, не подходит для детей младше двух лет", - объясняет детский психолог из Университета Висконсина Хитер Киркорян.
Если они смотрят такие мультики, не понимая, что в них происходит, они могут даже потерять интерес к взаимодействию с реальным миром.
С двух-трех лет до пяти дети могут следить за простым сюжетом, но не понимают морали истории, когда дебошир наконец получает по заслугам.
Они могут наоборот попробовать подражать плохому поведению героя.
"Вместе с тем им лучше смотреть что-то вроде историй про Даниэля Тигра. Это популярный американо-канадский мультфильм, герой которого проживает обычные дни. Он учится завязывать шнурки или просто здоровается с дедушкой".
Дети младшего школьного возраста могут справиться с более сложным сюжетом и нравственным уроком. Однако им все еще трудно следить за текстом, который перепрыгивает во времени, например воспоминания героя.
На самом деле, только в 12 лет дети начинают по-взрослому понимать, что они видят на экране.
Исследование, которое провела Хитер Киркорян, свидетельствует, что дети получат большую пользу от простых интерактивных приложений, например игры или видеочаты, чем от телевизионных программ.
"Весь телевизионный контент чему-то учит. Вопрос в том, чему именно?" - говорит Джоан Ганц Куни, сценаристка "Улицы Сезам".
Многие мультфильмы до сих пор транслируют устаревшие стереотипы о том, что должны делать девушки и юноши, или содержат насилие.
По мнению специалистов, лучший способ для малышей смотреть мультфильмы или детские программы - вместе со взрослым. Родители могут объяснить и обсудить с детьми главную идею.
Совместный просмотр вместе с детьми также может быть полезным. Если вы заметите, что им нравится сомнительное поведение героев или изображены стереотипы, у вас будет повод обсудить это.
Это выглядит очень хорошо в теории. Но как мама двоих детей я знаю, что родителям иногда нужно немного покоя и тишины. Иногда у нас есть дела. А иногда мы играем с малышом 3 часа подряд и нам очень нужен перерыв.
Когда я была маленькой, мультфильмы были доступны лишь несколько часов в день. Затем появился Nickelodeon и Disney Channel. Теперь круглосуточный YouTube и Netflix.
Я уверена, однако, что провести иногда время в компании Пикачу или Стича вряд ли будет таким вредным.
А еще я больше "не выключаюсь", когда на экране появляются эти странные герои. Приложив немного усилий, мы, взрослые, можем погрузиться в этот причудливый мир вместе со своими малышами.
Линда Геддес