И возраст мой на линии огня (О поэзии Николая Доризо)

И возраст мой на линии огня (О поэзии Николая Доризо)

Борис Куликов

Читая «Избранное» Николая Доризо, я понял причину широчайшей популярности стихов поэта. Она в истине, искренности. Ну какое, казалось бы, дело жителю сугубо городскому до душевных переживаний сельского парня, который поет: «От людей на деревне не спрятаться», — или, сельской девушке — до жалоб ее городской сестры: «Огней так много золотых на улицах Саратова, парней так много холостых, а я люблю женатого»? А ведь поют эти песни, сочиненные Н. Доризо, поют и на селе и в городе, ибо в них непреходящие человеческие чувства, отражение лучшего состояния человеческой души — любви.

Песни Н. Доризо разлетелись по всей стране. Они слышатся с экрана, с эстрады, со сцены театров. Их поют на свадьбах и в застолье, поют, тоскуя и радуясь. «Хочу писать для безголосых», — как-то сказал сам Н. Доризо, имея в виду отнюдь не безголосых певцов, а тех, кто чувствует поэзию, но лишен собственного дара. И в этом поэтическое кредо поэта.

«Я поэт для читателей, не для поэтов», — говорит в другом стихотворении Н. Доризо. Мой опыт многочисленных встреч и дискуссий рабочими говорит о том, что они не понимают и не принимают поэтов, заботящихся только о внешней форме стиха.

Поэзия Н. Доризо тем и жизненна, что наполнена мыслью. Она исповедь сердца нашего современника, в ней гордость за прошлое Родины, радость за ее настоящее, вера в ее великое будущее. В ней тревоги времени, чреватого страшными взрывами. Но вера не покидает поэта. В его стихах она выражена горячо, эмоционально:

Не в бомбы
атомного века,
Не в этот идол-божество,
Я верю
в разум
человека
И в память
верую
Я не верю в гибель мира.
Кошмар все это,
а не быль,
Чтоб завтра
не было Шекспира,
Чтоб Пушкин
превратился в пыль...

Вера в добрые чувства и могучие силы человека, способного отстоять мир, обретает конкретную форму в конце стихотворения, звучащего победным колоколом:

Ничем той веры не измерить.
Никак ее не сокрушить,
Пока живу,
я буду верить,
Пока я верю,
буду жить!

[…]

Николай Доризо, участник войны, не раз смотрел смерти в глаза. Не по­наслышке знает он о страшных преступлениях нацистов, не по книжкам знает о жестокой тупости гитлеровской машины, которая перерабатывала человечество на пепел. А как знают войну вот эти англичанки, что «...в самом Бухенвальде ...танцуют фокстрот»? У них оказалась короткая память, и поэт, глядя на груду обуви, оставшейся в лагере от сожженных в крематориях жертв, с тревогой говорит:

Что ж!
Живите спокойно и сыто.
Но, послушайте,
именно здесь
В безмятежности вашего быта
Что-то очень опасное есть.
Англичане,
французы,
ирландцы!
Не забудьте о них, неживых!
Как бы вы не оставили в танце
Гору туфелек
легких
своих!

Мне эти строки напомнили произведение Н. Доризо, не вошедшее, к сожалению, в «Избранные стихи» — «Балладу о кружке пива». Ненависть к равнодушию — одна из самых сильных сторон поэзии Н. Доризо. Именно о равнодушии были те стихи. О равнодушии, которое породило благодушие.

Большие поэты умели откликаться и на мировые события и писать интимные стихи, ставшие жемчужинами лирики. Николай Доризо весьма успешно продолжает эту лучшую традицию. Его лирические стихи ничуть не ниже стихов публицистического плана, он и о любви умеет писать так, как никто другой. Для него любовь — самое возвышенное и подвижническое человеческое чувство. Лучшие лирические стихи Н. Доризо подкупают той мягкой задушевностью, которая есть только у настоящих поэтов. И, читая их, понимаешь, почему так хорошо даются ему песни.

Как и у всякого поэта, у Н. Доризо много стихов о поэзии, месте и предназначении поэта. Цитирование хороших строк отняло бы много места, да и вряд ли в этом есть нужда, ибо такие великолепные стихи, как «Сон», «Стихи о голом короле», «Полтава», «Поэт», «Нет у графоманов свободных минут...», «Поэт, будь в замыслах огромен...» и другие, печатались в нашей периодике, неоднократно входили в сборники. Основная мысль этих стихов — «Поэт, будь в замыслах огромен». Эта замечательная тревога за друга-стихотворца, страстный призыв к самому себе пронизывают все стихи Н. Доризо, в которых он говорит о поэте и поэзии.

Надо сказать, что сам Н. Доризо старается неукоснительно следовать этому правилу. Уместно сказать, что Н. Доризо известен не только как автор интересных стихов, песен, но и как мастер широких поэтических полотен. Его трагедия «Место действия — Россия», драма «Утром после самоубийства», комедия «Конкурс красоты» шли и идут на сцене многих наших театров. Его поэмы «Стихи о сыне», «Поэма о любви» давно полюбились нашему читателю.

[…]

Л-ра: Октябрь. – 1970. – № 11. – С. 212-214.

Биография

Произведения

Критика


Читати також