Перед «Паразитами»: 11 иностранных лент, которые номинировались на оскаровский «Лучший фильм»
«Оскар» отгремел и «Паразиты» Пона Джун Хо стали первой иностранной картиной, которая взяла номинацию «Лучший фильм». Правда, точнее сказать все же первой неанглоязычной картиной, потому что британским лентам награда тоже попадала в руки. А еще можно вспомнить «Артиста», но он был немым.
Вообще, раздел номинаций на «Лучший фильм» и «Лучший фильм на иностранном языке» вызвал недоразумение - создавалось впечатление, что картины, снятые на английском, сразу считаются лучшими. Так или иначе, но за всю историю премии лишь 12 лент, снятых не на английском (и не немые) умудрились попасть в главную номинацию.
Но перед тем как начать, вспомним что с этого года номинация «Лучший фильм на иностранном языке» официально называется «Лучший международный фильм». Так уже лучше.
Великая иллюзия (1937)
Реж. Жан Ренуар
Военная драма Жана Ренуара (сына выдающегося художника) стала первым иностранным фильмом, который номинирован на «Оскар» как лучший фильм. И неудивительно - пацифистская картина была настолько мощной, что сам Франклин Рузвельт призвал все демократические нации обратить на нее внимание. Орсон Уэллс тоже был фанатом «Большой иллюзии» - режиссер однажды заявил, что если бы он мог выбрать фильмы, которые останутся в наследство будущим поколениям, то среди них точно была бы работа Ренуара. Не любил картину разве что Джозеф Геббельс - немецкий министр пропаганды утверждал, что это опасная картина для нацистской идеологии.
В центре истории - группа французских солдат разного происхождения, которые попадают в немецкий плен во время Второй Мировой войны. Интересно, что Ренуар затрагивает не только вопросы абсурдности милитаризма, но и исследует отношения между различными социальными классами Европы и резко осуждает антисемитизм.
Как бы там ни было, а главную награду в том году взамен взяла комедия Фрэнка Капры «С собой не унесёшь».
Z (1969)
Реж. Коста-Гаврас
Мрачный политический триллер Коста-Гарваса стал первой картиной, которую одновременно номинировали и как лучший иностранный фильм, и как лучшую картину года. В центре сюжета - реальная история убийства депутата Единой демократической левой партии Греции праворадикалами. Поскольку в 1967 году в Греции власть захватили фашисты, лента Коста-Гавраса долгое время была запрещена - вплоть до 1974 года, когда праворадикальный режим был свергнут. Зато в других странах Европы «Дзета» быстро стала безоговорочным хитом - и подняла столько шума, что в Америку ее привезли «Черные пантеры», радикальные активисты за права афроамериканцев.
К сожалению, на «Оскаре» лента так и не стала лучшим фильмом года (хотя и получила две статуэтки, за монтаж и как лучшая иностранная лента) - все испортил «Полуночный ковбой»
Эмигранты (1971)
Реж. Ян Труэль
«Эмигранты» Яна Труэль - эпическая и удивительно реалистичная история о бедной шведской семье, которая отправляется в Новый Свет в поисках лучшей жизни. Конечно, на их пути встречаются самые разнообразные препятствия и трудности - от ксенофобии со стороны американцев и до ужасающих болезней. Лента стала настолько популярной в Европе и Америке,что впоследствии получила полнометражное продолжение и даже англоязычный спин офф-сериал. А еще - по ее мотивам участники «Аббы» написали мюзикл.
Возможно, история Труэль бы действительно получила «Оскар» как лучшая лента, но ей пришлось соревноваться с другой влиятельной картиной о жизни эмигрантов - «Крестным отцом»..
Шёпоты и крики (1972)
Реж. Ингмар Бергман
Картина Бергмана получила в 1974 году целых пять номинаций - за режиссуру, операторскую работу, оригинальный сценарий, костюмы и как лучшая картина года. К сожалению, в результате драма получила лишь одну награду - за съемку. Хотя стоит сказать, что визуальная составляющая здесь действительно впечатляющая - если большинство известных картин Бергмана сняты или в черно-белом или в приглушенных тонах, то здесь главную роль играет насыщенный красный цвет. Он мастерски вызывает у зрителя ощущение дискомфорта и клаустрофобии, что усиливает восприятие и так драматического сюжета - в центре событий женщина,которая умирает от рака. Кстати, хоть фильм «Шёпоты и крики» не получил «Оскар» как лучший фильм, он все равно повлиял на американский кинематограф - Вуди Аллен утверждал, что без этой работы Бергмана он бы не снял «Ханна и ее сестры».
Главную награду на церемонии в 1974 году получила криминальная комедия «Афера», которая суммарно собрала семь статуэток.
Почтальон (1994)
Реж. Майкл Рэдфорд, Массимо Троизи
Лирическая итальянская трагикомедия «Почтальон» рассказывает о поразительной дружбе между чилийским поэтом Пабло Нерудой и итальянским почтальоном. Роль одного из главных героев исполнил Массимо Троизи, режиссер и сценарист картины, который на момент съемок страдал от серьезных проблем со здоровьем. Чтобы как можно быстрее закончить работу над фильмом, Троизи постоянно переносил операцию на сердце, а на следующий день после завершения съемок умер.
Кстати, лучшей картиной того года стало «Храброе сердце» Мела Гибсона - героическая историческая драма, которую многие раскритиковал за неточности в сценарии и излишнюю сентиментальность.
Жизнь прекрасна (1997)
Реж. Роберто Бениньи
Роберто Бениньи считался одним из самых контраверсионных итальянских актеров своего времени - у него были смелые сатирические политические выступления, а в интервью он агитировал за коммунистическую партию и посмеивался над Папой Римским. В то же время он брался преимущественно за комедийные роли - например, он играл в сиквеле «Розовой пантеры» и у Джима Джармуша. А в 1997 году мятежник сделал что-то действительно неожиданное - шокировал зрителей трагикомической лентой «Жизнь прекрасна», к которой написал сценарий, исполнил главную роль и выступил режиссером. Картина о жизни в немецком концентрационном лагере стала впечатляющим хитом и в Европе, и в Америке - она до сих пор считается одной из самых прибыльных неанглоязычных картин в истории кино.
На «Оскаре» картина получила статуэтку за лучшую мужскую роль (ее получил сам Бениньи), саундтрек и как лучший иностранный фильм. А главная награда вечера досталась «Влюбленному Шекспиру».
Крадущийся тигр, затаившийся дракон (2000)
Реж. Энг Ли
В 2000 году «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» покорил США. Картина Энга Ли показала американцам восточные единоборства под совершенно новым углом - грациозным, изысканным и мистическим. Лента собрала 200 млн долларов при бюджете в 15 и получила сразу десять номинаций на «Оскар». Правда довольствоваться пришлось исключительно техническими номинациями и отрадной статуэткой за «Лучший фильм на иностранном языке». Это был год «Гладиатора» (5 статуэток, включая «Лучший фильм» и «Лучшую мужскую роль») и «Траффика» (4 победы).
Вавилон (2006)
Реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту
«Вавилон» полностью соответствует своему названию - фильм Иньярриту переплетает сюжетные линии большого количества персонажей, используя различные языки как один из инструментов трансляции центральной мысли ленты: «если хочешь, чтобы тебя поняли - слушай». Многоуровневый сторителинг Иньярриту не менее сложный, чем у «Отступников» Скорсезе, если даже не более. Так или иначе, семь номинаций конвертировались только в одну победу - за лучшую музыку. Но до сих пор «Вавилон» является рекордсменом по количеству языков, которые можно услышать в фильме, ведь в кадре звучат английский, испанский, арабский, французский, японский (в том числе язык жестов) и берберский.
Письма с Иводзимы (2007)
Реж. Клинт Иствуд
Картина показывает другой взгляд на трагическую битву при Иводзиме, ставшую не только историческим событием, переломным моментом в ходе Тихоокеанской кампании США против Японии, но и столкновением культур и мировоззрений. Фильм номинировался на Оскар за Лучший фильм, Лучший режиссуру, Лучший оригинальный сценарий, однако получил только премию за Лучший монтаж звука. Вообще этот фильм сложно считать иностранным (большая часть картины на японском, но снимали его американцы с Клинтом Иствудом во главе).
Любовь (2012)
Реж. Михаэль Ханеке
Одна из лучших работ французского режиссера Михаэля Ханеке прошла на «Оскар» па «квоте критиков» - лента не была популярна у зрителей, но вызвала настоящий фурор среди обозревателей. Как результат, картина забрала «Золотую пальмовую ветвь» Канн и едва ли не все награды за лучший фильм на иностранном языке в США. На «Оскаре» же победил «Арго» Бена Аффлека, тогда как Ханеке в режиссерской номинации обошел Энг Ли ( «Жизнь Пи»).
Рома (2018)
Реж. Альфонсо Куарон
На самом деле, первой лентой на иностранном языке с «Оскаром» за лучший фильм в кармане должна была стать именно «Рома» Альфонсо Куарона, но ей помешала предвзятость Киноакадемии к стримингу. Как результат, победа отошла «Зеленой книге» (о которой все сразу забыли), а Куарону выдали целый букет «утешительных» статуэток: за режиссуру, операторскую работу и фильм на иностранном языке.