Биография Нацумэ Сосэки

Нацумэ Сосэки (夏目 漱石). Подробная биография. Читать онлайн

Нацумэ Кинноскэ (яп. 夏目 金之助 Нацумэ Кинносукэ, более известный под псевдонимом Нацумэ Сосэки (яп. 夏目 漱石 Нацумэ Со:сэки)) родился 9 февраля 1867 года. Его отец при феодальном режиме занимал наследственную должность «нануси» — старшины в одной из общин города Эдо (современный Токио). Должность эта приносила ему немалые доходы. После революции 1867—1868 годов он не сумел приспособиться к новым порядкам, семья обеднела.

Будущий писатель появился на свет в «день Обезьяны» по старому японскому календарю. Старинное поверье гласило, что родившийся в этот день становится вором. Беду можно было отвести, дав ребёнку имя, в состав которого входит иероглиф «Кин» (деньги). Мальчика нарекли Кинноскэ (имя Сосэки является литературным псевдонимом писателя).

Кинноскэ был нежеланным шестым ребёнком, его матери было уже 40 лет, а отцу 53. Престарелые родители не обрадовались появлению ребёнка и отдали его в чужую семью, где им распоряжались как вещью. Супруги, усыновившие Кинноскэ, через несколько лет разошлись, и родителям волей-неволей пришлось взять сына обратно. Для них он был нежеланной обузой, лишним ртом.

В возрасте 23 лет он поступил в Токийский университет. Изучал английский язык, был учеником Рафаэля фон Кёбера (1848—1923) и Джеймса Мёрдока.

По окончании университета он преподавал в школе английский язык сначала в Токио, потом в провинции.

В 1900 году он уехал учиться в Англию. В 1903 году вернулся из Англии. Затем преподавал английскую литературу в Токийском университете. Наряду с этим он занимался и проблемами литературы вообще. Продуктом такой работы явилась изданная им в 1907 г. книга «О литературе» («Бунгаку-рон»). Таким образом, он был одним из самых образованных представителей вполне европеизированной японской интеллигенции начала XX в. И вместе с тем он был типичным японцем.

Расцвет творческой деятельности Нацумэ падает на последнее десятилетие его жизни—1907—1916 гг., и эти же годы могут быть названы «годами Нацумэ» в японской литературе: настолько сильно было его влияние на умы японской интеллигенции тех лет — ее наиболее образованной, серьезной, независимой части. С 1907 по 1916 г. японский читатель, раскрывая утром газету «Асахи», знал, что он найдет там следующую главу очередного романа своего любимого писателя. С 1907 г. Нацумэ — профессор Высшей нормальной школы и доцент университета — порывает с этой деятельностью и переходит на службу в газетное предприятие «Асахи-симбун», где ведет литературный отдел, а главное — и в этом, в сущности, и состояли его обязанности в газете — пишет для нее один за другим свои романы. Таким образом, в ежедневной массовой газете в Японии утвердился крупнейший писатель своего времени, один из признанных классиков японского буржуазного реалистического романа.

Ненависть к погоне за положением, званием, сопряженной с прислужничеством правящим классам, побудила Нацумэ в 1911 г. в резкой форме отвергнуть присужденный ему Министерством просвещения диплом доктора филологических наук (бунгаку хакуси). Это же возмущение распространенным среди интеллигенции и писателей сервилизмом по отношению к правительству побудило его резко отклонить приглашение князя Сайондзи, гэнрб, могущественнейшего человека в правящих кругах того времени, который, желая привлечь на свою сторону писателей, пригласил наиболее крупных из них в свою резиденцию для беседы. Нацумэ ответил, что для того, чтобы говорить о литературе, нужно не ему идти к Сайондзи, а Сайондзи к нему. Нацумэ всячески оберегал свою независимость. Стремление к такой независимости, духовной свободе заставляло его даже отвергать всякие привязанности, проповедовать «хининдзё» — отказ от чувств. Для того, чтобы ничто в мире не смогло сковать свободный человеческий дух, он стремился смотреть на мир «гарасудо-но нака» — «сквозь стеклянную дверь», как названо одно из своеобразнейших его произведений.

В возрасте 38 лет написал свой первый роман «Ваш покорный слуга кот».

Творческий путь Нацумэ, как и большинства писателей мэйдзийской Японии, шел изгибами. В критике принято говорить о «романтическом периоде» в его творчестве; сюда относятся все произведения, написанные им до 1905 г. В самом деле, помимо ряда мелких вещей в эти годы им написан роман «Кусамакура» («В дороге», 1906), в котором действительно наличествуют элементы романтизма. В нем на фоне живописной горной природы, в атмосфере отзвуков старых легенд развивается трагическая история загадочной красавицы девушки, воспринимаемая глазами странствующего художника, оказавшегося участником этой драмы. Причем развертывание этого сюжета сопряжено у автора с идеей, которую он обозначает словом «хининдзё» — «отрешение от человеческих чувств» во имя единственной, по его мнению, реальности, каковой является для автора сфера искусства. Однако наряду с таким действительно романтическим произведением Нацумэ в эти же годы — в 1905 и 1906 — дал две повести: «Вагахай нэко дэ ару» («Я — кошка») и «Боттян» (Мальчуган»). Первая из них представляет изложенное «устами кошки» описание жизни, быта школьного учителя и его среды, жизни, увиденной также «глазами кошки», живущей у этого учителя. Это произведение принято считать первым в новой японской литературе юмористическим романом.

В сущности, в его первых произведениях уже виден будущий Нацумэ-реалист. Переходными к этому реалистическому периоду считаются произведения, написанные в 1907—1910 гг., из которых важнейшими являются романы «Губиндзинсо» («Мак», 1907), а также «Сансиро» (собственное имя, 1908), «Сорэкара» («Затем», 1909) и «Мон» («Врата», 1910).

В первом романе, в котором герои явно распадаются на две группы — положительных и отрицательных, явственно обнаруживаются проявившиеся уже в «Боттян» этические устремления автора, ставшие впоследствии у него особенно сильными. «Сансиро», «Сорэкара» и «Мон» считаются как бы некоей трилогией, поскольку они раскрывают единый замысел автора: дать картину последовательного увядания сил в человеке. Это делается им на примере чувства любви.

Тема половинчатости, нерешительности, душевной слабости людей своего поколения и своего социального слоя становится одной из самых важных в дальнейшем творчестве Нацумэ. Отныне его задачей будет раскрытие душевной жизни своего поколения. Ставить ее будут произведения третьего, чисто реалистического периода его творчества — с 1912 по 1916 г.— год его смерти, произведения, считающиеся образцами психологического романа. Но эта тема духовной слабости соединяется у Нацумэ, особенно в последних его произведениях — трилогии «Кокоро» («Сердце», 1914), «Митигуса» («Дорожная трава», 1915) и «Мэйан» («Свет и тьма», 1916), с другой, необычайно важной для него темой — темой эгоизма как основной силы, управляющей в конечном счете всеми действиями человека. Тема эта раскрывается им в трагическом плане: начало эгоизма, действующее в человеке, приводит его не только к столкновению с окружающими, но и к конфликту с самим собой, к столкновению с другой мощной силой — моральным чувством, совестью. Автор ищет выхода из такого положения и не находит его. Лишь в последнем, оставшемся из-за смерти автора незаконченным романе — «Мэйан» Нацумэ думает найти выход в отказе от всего личного в себе, в следовании «закону Неба», под чем он понимает верховный нравственный закон.

Освобождение — в самопреодолении, во внутренней революции духа, в «сердце». Это человеческое сердце и становится основным героем Нацумэ на последнем этапе его творчества.

Роман «Сердце», изданный в 1914 г., имеет эпиграфом слова старого китайского философа: «Сердце — властитель человеческого существа», и задача романа— показать, что так на самом деле и есть.

Сосэки любил творчество Достоевского и ясно ощущал свою духовную близость к нему.

Нацумэ Сосэки долгие годы страдал от язвы желудка. Умер 9 декабря 1916 года в Токио в возрасте 49 лет.

Произведения Нацумэ переведены на английский, болгарский, венгерский, грузинский, испанский, итальянский, каталанский, китайский, корейский, монгольский, немецкий, польский, португальский, румынский, русский, сербохорватский, словацкий, украинский, французский и чешский языки.

В 1984 году его изображение напечатали на банкноте в тысячу иен.

Библиография

  • 1905 — Ваш покорный слуга кот (吾輩は猫である)
  • 1906 — Мальчуган (坊っちゃん)
  • 1908 — Сансиро (三四郎)
  • 1909 — Затем (それから)
  • 1910 — Врата (門)
  • 1914 — Сердце (こゝろ)
  • 1916 — Свет и тьма (明暗)

Биография

Популярные произведения

Критика


Читати також